Валентин Миличко, старший научный сотрудник физико-технического факультета и руководитель российско-французской лаборатории в Университете ИТМО
Первое, что вспоминается из новостей уходящего года, это то, что Google инвестирует в квантовые компьютеры и уже, скорее всего, есть какие-то прототипы. Это удивительно потому, что квантовые компьютеры для нас долгое время были иллюзорной мечтой, фантастикой. А сегодня реальная компания, которая умеет считать деньги, вкладывает в это и пытается запустить.
Второе для меня — новости о китайском ученом Цзянькуй Хэ, который заявил о рождении первых детей от генетически отредактированных эмбрионов, у которых он попытался создать устойчивость к ВИЧ. И хотя с этической точки зрения это не однозначно, возможно, это первый шаг к борьбе со сложными болезнями.
Еще для меня важный итог года, что ИТМО попал в международные рейтинги по таким дисциплинам, как материаловедение и физика. Мы все вместе прикладывали неимоверные усилия и вот оно! Это, с одной стороны, закономерно для нас, как сотрудников, с другой — очень приятно и удивительно.
Екатерина Скорб, профессор химико-биологического кластера Университета ИТМО
Важным итогом года я бы назвала проект «Искусственная клетка» в НОЦ Инфохимии Университета ИТМО. Запуск сложных химических систем, способных к синхронизации во времени и пространстве, позволит прогнозировать и экспериментально контролировать живые системы с амплификацией нужных каскадов и самовоспроизводством.
Сконструированные экспериментально и описанные предсказательными математическими моделями химические блоки можно будет внедрять в живые клетки. Также станет возможным тестирование лекарств и механизмов коммуникации искусственного чувства кворума, например, для бактерий. Эксперименты по взаимодействию контрольного организма с внешними раздражителями станут моделями экосистемы, а искусственные клетки — идеальные кандидаты с потенциалом запрограммированно вырабатывать полезные для человека вещества. «Cделанные на заказ» искусственные клетки приведут к новой промышленной революции.
Химическая технология по сравнению с биологической обеспечит полную безопасность технологии эксперимента и контроль за происходящими экспериментами на разных уровнях организации материи — от молекулярного до макроскопического уровней. Наконец, создание искусственной клетки позволит ближе подойти к вопросам зарождения жизни на земле и прольет свет на фундаментальные процессы первичной организации материи на Земле и других планетах!
Людмила Надточий, доцент факультета пищевых биотехнологий и инженерии, сотрудник МНЦ «Биотехнологии третьего тысячелетия» Университета ИТМО
В уходищем году нас посетил всемирно известный профессор и высокоцитируемый ученый Да-Вен Сун, который возглавляет направление инженерии пищевых продуктов и биосистем в Университете Дублина (University College Dublin), а также является президентом-основателем Международной академии сельскохозяйственной и биосистемной инженерии (iAABE) и главным редактором журнала «Food and Bioprocess Technology».
Важным достижением в области образовательной деятельности я считаю тот факт, что мы подготовили новую международную образовательную программу на английском языке, которая будет проводиться с 2020 года совместно с ведущими зарубежными университетами, но уже сейчас мы видим большой интерес к ней со стороны наших партнеров и будущих абитуриентов.
Безусловно, 2019 год стал годом серьезных и наукоемких результатов по проектной деятельности МНЦ «Биотехнологии третьего тысячелетия», в частности, по таким проектам, как «Разработка технологий функциональных пищевых продуктов на основе наноинкапсулированных комплексных биологически активных ингредиентов с научно подтвержденным профилактическим эффектом», «Разработка способа ранней диагностики и нутрицевтической поддержки предотвращения развития эндометриоза», а также по проекту Wastebake, который реализуется в рамках международной программы Евротрансбио, предусматривающей проведение исследований в области биотехнологий в европейских странах.
Помимо этого, в 2019 году команда молодых ученых получила поддержку Университета ИТМО в рамках практико-ориентированного проекта «Разработка пайка для функционального питания в условиях Крайнего Севера». В этом году наши молодые сотрудники — студенты и аспиранты — завоевали много наград и получили ряд персональных грантов от внешних научных фондов и Президента РФ. Хотим и будем делать все возможное, чтобы следующий год стал для нашего подразделения еще более успешным и продуктивным!
Георгий Зограф, аспирант физико-технического факультета Университета ИТМО
Во-первых, хочется отметить важнейшую теоретическую работу про временную симметрию кристаллов. Ведущие ученые мира утверждали, что таких структур не могут существовать, но нашим коллегам удалось доказать обратное.
О том, насколько это важно и круто, можно судить хотя бы потому, что об этом уже проапдейтили в Википедии. Третья ссылка в статье на публикацию Валерия Козина и Александра Кириенко.
Группа под руководством Андрея Богданова из Физтеха ИТМО и Юрия Кившаря из Австралийского национального университета достигли невероятной эффективности нелинейного процесса генерации кратных гармоник с одиночной наноструктуры. Особую гордость вызывает, что ключевой вклад в работу внес аспирант Физтеха Кирилл Кошелев, с которым я знаком с первого курса бакалавриата.
Если мы говорим об итогах года в мире, то, конечно, главное событие — это квантовый компьютер Google. Говоря об этом проекте, делают много оговорок, но все же это отличный шаг вперед!
Андрей Фильченков, доцент факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО
Если выбирать из великого множества открытий и успехов, которые были совершены в этом году в области искусственного интеллекта, то сложно обойти вниманием две очень значимые темы — продвижения в области обучения глубоких нейронных сетей и прорывы в обработке естественного языка. Но если первая тема включает совокупность очень интересных, но разрозненных результатов, которым еще только предстоит дать свои плоды в будущем, то работа с текстами за прошедший год изменилась до неузнаваемости, и именно про нее я и хочу рассказать. Как с горечью констатируют мои коллеги — компьютерные лингвисты, в области автоматической обработки текстов уже почти не осталось, собственно, лингвистики, и почти безальтернативно царят модели машинного обучения. И тут есть две существенные технологии, которые в этом году задали основной вектор развития всей области.
Первая из них относится к векторным представлениям слов, то есть к способу закодировать тексты так, чтобы их удобно было обрабатывать алгоритмами. Сама идея представлять слова в тексте в виде вещественнозначных векторов, значения которых зависят от того, в каком контексте слово встречается, зародилась давно, еще в 80-х годах. В ноябре 2018 года Google выпустил модель BERT, которая также строила векторные представления слов, но делала это на порядок лучше конкурентов и значительно повышала качество решения самых разных задач по обработке текстов.
За 2019 год BERT успел обрасти великим множеством родственников, которые в той или иной степени его улучшают, а также множеством моделей, которые на основе этих векторных представлений делают невообразимые прежде вещи в таких задачах, как построение диалоговых систем, текстовый поиск, классификация документов и многих других.
Вторая технология — генерация текстов. До недавнего времени успехи в порождении связных и осмысленных текстов алгоритмами были достаточно скромные. Однако в феврале 2019 OpenAI выложила описание модели, которая называется GPT-2 и способна к порождению очень длинных и крайне связных текстов. Что интересно, разработчики сначала не стали выкладывать всю модель целиком, потому что были обеспокоены тем, что ее могут использовать в недобросовестных целях. Еще интересно, что, как следует из названия, это вторая модель, предшественница которой лежит в основе уже упоминавшегося BERT.
В совокупности рост умения как обрабатывать, так и порождать новые тексты приводит к тому, что человечество все ближе продвигается к созданию алгоритмов, способных вести беседу на не отличимом от человеческого уровне — а это довольно значимый рубеж, называемый тестом Тьюринга, который приближает нас к созданию искусственного интеллекта, способного по уровню мышления потягаться с человеческим.
Ирина Лившиц, заведующая лабораторией автоматизированного проектирования оптико-информационных и энергосберегающих систем Университета ИТМО
Есть два момента, которые лично мне особенно запомнились в уходящем 2019 году.
Первый я бы назвала уход в виртуальную реальность. Наша лаборатория около двух лет занимается разработками в этом интереснейшем направлении. К нам обращались ведущие технологические компании.
Эта технология имеет огромные возможности как для обучения, так и для развлечения людей. Она объединяет внутренний и внешний миры — это уже дополненная или смешанная реальности. Все это открывает безграничные возможности.
Второй, лично мой итог, не связанный именно с наукой. Я бы назвала его «поймать зиму», зима, правда, в этом году была всего три дня — с первого по третье декабря.