На протяжении 40 лет фестиваль Ars Electronica собирал художников и любителей технологического искусства со всего мира в австрийском городе Линц. За эти годы он стал одним из крупнейших событий в области Art&Science не только в Европе, но и в мире. В 2015 году его площадки посетило примерно 80 тысяч человек.
Однако пандемия, смешавшая планы многих культурных событий, вмешалась и в традицию проведения фестиваля. Вместо единой площадки на родине фестиваля организаторы вместе с партнерами из разных стран фактически создали сеть выставок в 120 городах по всему миру.
В Петербурге организатором выступила галерея KURFUTURELAB, а Центр искусства и науки Университета ИТМО стал генеральным партнером мероприятия. Результатом этого сотрудничества стала выставка работ технологических художников «Пангердения», открывшаяся в новом пространстве Art.ITMO.Residency в Биржевом переулке.
«По словам организаторов фестиваля, они не хотели бы, чтобы Ars Electronica ушла полностью в онлайн и там растворилась. Напротив, они хотят, чтобы она "вынырнула" из сети по всему миру, ― рассказывает куратор выставки Артур Константинов. ― Наш фестивальный проект "Пангардения" состоит из четырех основных частей-садов, каждый сад так или иначе характеризует локальную специфику этого города в условиях локдауна. Мы начали наше исследование с "парников", где главным вопросом был первый шокирующий этап общемирового карантина. Вторая часть посвящена Заброшенным садам ― это все те институции, которые обычно всегда наполнены активной жизнью и людьми, такие как музеи и институты, в том числе ИТМО, но во время пандемии они оказались выключены из привычной жизни, которая переместилась в онлайн».
Третья часть ― «Блуждающие сады» ― связана прежде всего с водой, которая является важнейшей природной частью Петербурга и, пожалуй, гораздо точнее определяет местную специфику, чем, например, парки, продолжает Артур Константинов.
И последняя часть ― «Пост(не)человеческие сады ― это попытка заглянуть в ближайшее будущее и поразмышлять о том, как тот же локдаун и переход в виртуальную реальность изменят нашу жизнь.
«Мы требуем места и пустоты»
Всего в рамках фестиваля представлены работы более чем 40 российских и зарубежных художников. Одна из них ― инсталляция художницы Натальи Балабановой «Петунии ― лучшие друзья девушек», история создания которой напрямую связана с пандемией.
«В феврале, когда еще мало что было известно, я поняла, что у меня есть большое желание начать что-то сажать. Я высадила у себя дома 500 растений. Первым художественным действием стало генерирование звука на базе данных, которые были так или иначе связаны с семенами. Все эти данные вы можете прочитать на упаковке: время всхода растений, глубина посадки, размер. Был сгенерирован звук, выставлен в комнате и таким образом призывал стимулировать рост», ― рассказывает Наталья Балабанова.
В итоге растения, которые были выращены художницей в рамках фестиваля, провезут на судне по рекам и каналам Петербурга. В Биржевом переулке представлена инсталляция ― комната, постепенно заполняемая зелеными пикселями. Рядом лежит манифест, составленный от имени комнатных растений, в котором есть очень актуальные для периода пандемии лозунги, например: «Мы требуем места и пустоты ― мы требуем социальной дистанции, безопасного созерцания и способности расти в любом направлении».
Рядом с работами опытных художников на выставке можно увидеть работы студентов и выпускников программы Art&Science. К примеру, набирающая популярность группа BIOROBOTY 019 представила инсталляцию «Чудо-поляна 2.0», посвященную уникальному месту в Гатчине, где растут реликтовые растения, находящиеся под угрозой исчезновения.
«Здесь мы привлекаем внимание к самим видам, рассказываем о них, говорим о том, что они существуют, предлагаем с ними взаимодействовать ― потрогать, понюхать. Вся инсталляция оснащена динамиками, и каждая из платформ транслирует настоящие звуки чудо-поляны, для этого у нас работал музыкант Антон Щеголев. Он снимал со всего пространства звуковые ландшафты, поэтому вы можете слышать пение птиц, голоса людей и так далее. Когда вы садитесь рядом с растением, эти звуки пропадают, чтобы вы в тишине могли взаимодействовать. С другой стороны, можно дать и такое прочтение: когда вы садитесь рядом с растением, то нарушаете его экосистему», ― рассказывает соавтор работы Алена Королева.
Еще одна работа от студентов Университета ИТМО ― проект «Undergarden», участники которого предлагают посетителям посмотреть на сад с непривычной стороны.
«Сад всегда для нас это то, что сверху, ― рассказывает соавтор работы Виктория Гопка. ― Но на самом деле огромная часть сада ― это почва, это многонаселенная среда, где гораздо больше обитателей, чем на поверхности. И мы решили создать место, где будет очень много земли. Эта инсталляция тактильно-звуковая. Человек должен туда войти, прикасаться к земле и слушать звук, который сгенерировали наши саунд-артисты на основе полевых записей почвы, и это позволит создать новый взгляд на землю».
Art.ITMO.Residency
Выставка фактически ознаменовала собой начало работы нового пространства Центра искусства и науки Университета ИТМО. Оно будет совмещать в себе несколько функций ― выставочный центр, мастерскую, образовательную аудиторию.
«Арт-резиденция Университета ИТМО ― это гибридное пространство, которое является, во-первых, галереей, в которой смогут выставлять свои работы студенты, выпускники программы магистратуры Art&Science, а также профессиональные художники, ― рассказывает директор Центра искусства и науки Алия Сахариева. ― Это мастерская, в которой студенты могут работать над своими научно-технологическими проектами, это резиденция, в которой могут работать профессиональные художники-резиденты Университета ИТМО, которых мы приглашаем для создания их научно-технологических проектов. Это пространство является точкой входа в Университет ИТМО для художественного сообщества, оно открыто для городской среды, и мы надеемся, что оно станет неким местом притяжения художников, ученых, местом для экспериментов».
По словам первого проректора Университета ИТМО Дарьи Козловой, тот факт, что новое пространство открывается художественным событием такого масштаба является очень важным.
«Это говорит о том, что ИТМО работает на скорости света, нам удалось очень быстро подготовиться к приему Ars Electronica, ― объясняет она. ― Мы все время говорим, что нам нужно создавать что-то новое, придумывать новые технологии, сервисы, и ИТМО всегда концентрируется на том, что мы не обслуживаем запросы сегодняшнего дня, мы смотрим за горизонт. Очень важно, что это место являет собой образовательное пространство нового типа: здесь нет парт, нет сцены, тут каждый равен профессору, здесь мы все перемешаны, и в этом смысл развития ИТМО ― в перемешивании, интердисциплинарности, создании чего-то нового».
Помимо выставки в Art.ITMO.Residency программа Ars Electronica в Петербурге также включает виртуальную программу и офлайн-мероприятие на свежем воздухе.
«11 сентября с 11 до 14 часов мы проведем совместный проект с учеными и инженерами ИТМО, командой руководит Александр Капитонов. Мы соберемся вместе с художниками, кураторами, учеными, экологом на борту лодки и проплывем по рекам и каналам города, ― рассказывает Артур Константинов. ― Параллельно с нашей человеческой лодкой будет идти нечеловеческий агент ― водный экодрон, задача которого состоит в том, чтобы собирать данные о состоянии воды. Мы будем обсуждать воду как важнейшую часть экосистемы города, изучать ее с разных позиций, исследовать поверхность воды и подводные сады».