После нескольких месяцев работы в дистанционном формате члены совета были рады возможности встретиться и обсудить ключевые моменты стратегии развития ИТМО в 2021-2030 годах, а также выделить полезные уроки, усвоенные за время работы в условиях пандемии.

Центральной темой обсуждения стали подходы к междисциплинарности ― ключевому элементу стратегии развития Университета ИТМО в 2021-2030 гг. и одной из целей Программы стратегического академического лидерства (ПСАЛ), которая в скором времени придет на смену Проекту 5-100. Ожидается, что официальный указ о запуске Программы будет опубликован в ближайшем будущем.

В Программе примут участие 100 вузов. Предполагается два трека: один ― на базе национальных исследовательских университетов, второй ― на базе так называемых «опорных университетов». Каждый из треков будет предлагать три уровня финансирования, а также располагать своим внутренним советом, включающим в себя российских и зарубежных экспертов.

«Главное отличие между данными проектами заключается в том, что в Программе стратегического академического лидерства университеты будут принимать участие не сами по себе, а а как члены консорциумов. Вокруг любого университета существует экосистема, в которую входят академические организации, компании и предприятия. Мы готовимся к тому, чтобы присоединиться к работе первого трека ПСАЛ, среди самых результативных лидеров», ― указал в своем обращении к членам совета Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО.

Владимир Васильев
Владимир Васильев

«В процессе открытой и активной беседы мы пришли к двум ключевым выводам. Во-первых, участники заседания выделили для себя различные вызовы, связанные с адаптацией к условиям пандемии, а также те возможности, которые эти изменения нам предоставили. Во-вторых, мы отметили ключевые теоретические и практические элементы, необходимые таким университетам, как ИТМО, для того, чтобы расширить свою исследовательскую и образовательную платформу и найти решения самых важных глобальных задач. Как и всегда, на заседании проходил продуктивный обмен интересными и разнообразными идеями от участников из разных стран и организаций», ― прокомментировал встречу Эндрю Комри, профессор Университета Аризоны.

Сергей Колюбин, заместитель директора мегафакультета компьютерных технологий и управления и начальник Департамента магистратуры ИТМО, рассказал о подходе вуза к созданию своего консорциума и платформ для работы над ключевыми исследовательскими задачами. Он также задал членам совета несколько вопросов о том, как лучше всего поощрять развитие междисциплинарности.

Сегодняшние условия работы в режиме онлайн предоставляют нам ранее недоступные возможности для междисциплинарного сотрудничества, которые в перспективе могут продолжиться и «в офлайне». Члены Международного совета также поделились своими наработками и экспертными мнениями на данный счет.

Дебра Стюарт на заседании Международного совета в 2019 году
Дебра Стюарт на заседании Международного совета в 2019 году

Профессор Дебра Стюарт, председатель совета, а также старший научный сотрудник Национального центра изучения общественного мнения (NORC) Университета Чикаго, рассказала о результатах своего исследования на тему сложностей, с которыми столкнулись программы американских университетов в области STEM в связи с пандемией COVID-19. Несмотря на то, что многим вузам пришлось нелегко при переходе на дистанционное обучение, этот кризис также послужил стимулом к развитию инноваций.

«Университетам пришлось прибегнуть к таким методам, о которых они ранее могли бы и не задуматься», – сказала Дебра Стюарт.

Согласно преобладающему мнению участников, эти новые подходы и технологии станут частью новой нормы в постпандемическом мире. Однако многие также не были уверены в том, скольким из подобных решений найдется место. Кроме того, «Zoom-усталость» и общее негативное влияние на психическое здоровье человека остаются ключевыми проблемами.

Питер Слоот на заседании Международного совета в 2019 году
Питер Слоот на заседании Международного совета в 2019 году

Необходимо находить связи между предметами и парадигмами, чтобы создавать междисциплинарность, отмечает Питер Слоот, профессор Университета Амстердама (Нидерланды) и глава Института сложных систем Наньянского технологического университета (Сингапур).

Исследовательские группы должны взаимодействовать на одном языке, в одном рабочем пространстве, с одним источником финансирования и единой системой оценивания. Опыт самого профессора показывает, что довольно успешным является сочетание системного мышления с методологией сложных систем в качестве единого языка, а также развитие идеи о том, что в совместной работе целое является чем-то большим, чем сумма его частей.

Формирование культуры междисциплинарности стало ключевым и в презентации Эндрю Комри.

«Все дело в общих интересах и доверии. Очень важно развивать и то, и другое», ― отмечает профессор.

Рабочие группы должны быть гибкими и модульными, чтобы легко адаптироваться к решению очередной междисциплинарной задачи. В то же время, руководство должно принимать во внимание не только научные проблемы, но и работу с ключевыми показателями эффективности ― ведь хорошие ученые не всегда еще и хорошие управленцы.

Самое главное ― это настоящее сотрудничество, в котором участники вместе принимают решения и делят друг с другом ответственность, ресурсы и инструменты ― и вместе же «пожинают лавры».

Сайболт Ноорда, почетный президент Амстердамского университета, подчеркнул особую важность, которую для междисциплинарных команд имеет управление рисками и репутацией.

«Как администрация университета вы должны создать безопасные условия для таких групп и сделать это своей задачей на ближайшие 10 лет, ― заявил он. ― Вам нужны премии, системы поддержки, а также мотивация и хороший пример заслуженных ученых, чтобы исследователи понимали, что не подвергают себя необоснованным рискам».

Профессор Стюарт так подвела для себя итоги совета:

«Я считаю самым важным безопасность, доверие и уважение. Эти понятия глубоко культурные ― и именно они всплывали снова и снова в нашем разговоре о междисциплинарности. Мы согласились, что настоящая междисциплинарность требует изменений в культуре организации. Это непростой процесс для любого крупного исследовательского университета, но не стоит сомневаться, что именно в ИТМО он уже начался», ― сказала она.

Международный совет университета ИТМО был создан в 2014 году в рамках инновационного подхода к стратегическому управлению. Совет консультирует администрацию университета по широкому спектру вопросов, связанных с укреплением конкурентной позиции ИТМО среди ведущих мировых образовательных и исследовательских центров. Следующая встреча совета пройдет в июне 2021 года.