«Самой интересной мне показалась наука…»
Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы пришли в науку?
Можно сказать, тернистым путем. В школьные годы мне нравилось все, поэтому, когда пришлось выбирать, я выбрала то, что показалось самым интересным. И этим оказалась наука. Именно так я попала на Биофак МГУ. Но с того момента, на протяжении всех пяти лет обучения я думала: «Что я здесь делаю!?» (смеется)
Это продолжалось ровно до того момента, пока я не выпустилась. В этот момент я поняла, что в науке мне все же нравится и поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию. Кстати, в день нашего интервью исполняется ровно четыре года с этого события. А сейчас я пишу докторскую по структурной биологии — изучаю, как работают транскрипционные системы в клетке.
При этом вы успели одновременно построить карьеру в индустрии. Расскажите, как вам это удалось?
На четвертом курсе я искала летнюю работу и попала в отдел клинических исследований фармацевтической компании GlaxoSmithKline. На самом деле на тот момент моя работа не требовала научного бэкграунда — я отправляла отчеты по безопасности, то есть сообщения с описанием критических событий и других серьезных нежелательных явлений. Это мне показалось интересным, и я решила продолжать. Моя карьера началась с большой фармы с тех самых клинических исследований, о которых так много говорят сейчас в связи с вакцинами от коронавируса.
Оттуда я ушла в PepsiCo делать клинические исследования йогуртов. После чего перешла в компанию Danone, где возглавила одну из команд исследовательского отдела.
«Ты много узнаешь о себе и продуктах, которые раньше ел, не задумываясь»
Что подтолкнуло вас согласиться на предложение БиоТеха присоединиться к команде ИТМО?
Причин сразу несколько. Во-первых, подготовка специалистов в области ФудТеха вот уже последние лет пять занимает большую часть моей жизни. Мы с коллегами сталкиваемся с тем, что невозможно найти молодого специалиста, который бы только вышел со студенческой скамьи, но с достаточными базовыми знаниями и хорошим научным бэкграундом. Таких просто нет.
Второй момент связан с названием ИТМО. Я давно с ним знакома, у меня брат учится на математическом направлении, в какой-то момент рассматривал возможность поступления в этот вуз. Если у университета теперь есть интерес еще и к пищевой индустрии — это здорово.
Третье — полтора года назад я стала преподавать в МГУ. Для меня открылся новый мир. Я поняла, что это тоже большая часть жизни. Эта работа заряжает меня энергией, мне нравится влиять на будущее людей. Трансформация образовательных программ в ИТМО, адаптация их к современным требованиям индустрии — еще одна возможность для этого.
Каков ваш функционал в ИТМО?
Я являюсь руководителем образовательной программы «Биотехнология» в бакалавриате и образовательной программы «ФудТех» в магистратуре.
А какой-то курс вы читать планируете?
Я запланировала курс по нутрициологии. В бакалавриате он будет отдельным предметом, тогда как в магистратуре — внутри одной большой дисциплины «Прикладной ФудТех».
Из чего состоит курс по нутрициологии?
Если объяснять в лоб, то нутрициология ― это наука о питании, о том, из чего должен состоять рацион человека, чтобы тот чувствовал себя хорошо, жил долго и счастливо. Но на самом деле это очень широкая область знания. Внутри курса есть много вещей, которые касаются нас всех, ведь все мы ходим в магазин и покупаем продукты. Но как правило, мы даже не знаем, как правильно читать этикетку товара.
В ходе курса по нутрициологии в МГУ мы учимся читать состав продукта, разбираем, что и сколько должно быть в продукте в зависимости от того, какую роль в рационе он играет. Мы разбираем, из чего состоят разные категории продуктов питания. Также мы рассматриваем, сколько надо есть молочных продуктов, сколько злаков в день, узнаем, что такое функциональные продукты питания, чем полезны ферментированные продукты. Отдельной темой мы изучаем, как продукты испытывают на людях. Какое есть законодательство в области пищевки.
Наконец, мы учимся считать калории, заполнять пищевой дневник, чтобы студенты лично на себе могли проверить — едят они много, мало или нормально. И что такое нормально, почему именно столько следует есть. В ходе курса много узнаешь о себе и о тех продуктах, которые ты раньше ел, не задумываясь.
Экзамен по курсу я предлагаю сдавать в виде маленького исследования, тема которого интересна лично студенту. Один хочет разобраться в подсластителях, другой — узнать, какие яйца полезнее, перепелиные или куриные. Это позволяет студентам включаться, ведь они занимаются тем, что волнует лично их. Поэтому для меня каждый курс ― это новый мир. При этом это очень полезные знания. К примеру, если ты приходишь в Danone ко мне на собеседование и говоришь, что ты уже прошел курс по нутрициологии — я очень счастлива, ведь мне не надо будет тебе объяснять все это самой, на что уходит обычно первые пару месяцев работы.
«Надо, чтобы студенты чувствовали науку»
Расскажите подробнее об образовательных программах, которыми вы руководите. На что они направлены, что включают?
Бакалаврская программа «Биотехнология» даст выпускникам школ хорошую базовую подготовку, на которую, как мы надеемся, люди будут надстраивать уже наши магистерские программы. Программа включает 3 специализации: пищевые технологии, агробиотехнологии и экобиотех. Основная идея в том, чтобы дать студентам крепкий научный фундамент для дальнейшего развития.
В моем представлении все выпускники должны «чувствовать» науку. Она не должна быть заучена, ее надо «пропустить через себя», ощутить на уровне интуиции. Если через призму науки научиться смотреть на мир, тогда даже если чего-то не знаешь (а мы всегда чего-то не знаем), с помощью рассуждения можно найти решение любой, на первый взгляд, абсолютно непонятной научной задачи. Тогда успех гарантирован в любой области.
Магистерская программа «ФудТех» направлена на комплексную подготовку исследователя или будущего сотрудника компании в области пищевой индустрии. Для этого мы обучим технологиям производства различных категорий продуктов питания, познакомим с различными типами продуктов ― общего назначения и функциональными, будут охвачены актуальные направления продуктов для спортсменов и специализированные продукты для активного долголетия.
Сформировано направление, связанное с вопросами устойчивости и экологичности производств продуктов питания, а также их планированию и управлению. Безусловно, отдельное место в программе отведено вопросам безопасности, контролю качества и продлению сроков годности, ведь в данной области у ИТМО есть большая экспертиза. Мы охватим весь спектр дисциплин, которые будут полезны для будущего сотрудника пищевой компании, любого из отделов. Для понимания того, какую роль конкретная работа и задачи играют в глобальной структуре производства и компании.
И бакалаврская, и магистерская программа существовали и раньше. Какие ключевые изменения на них произошли?
Да, обе программы существовали до моего прихода, но руководство вуза поставило перед нами задачу их трансформировать таким образом, чтобы они были актуальными и отвечали сегодняшним потребностям индустрии. Поэтому мы активно перерабатывали программы в течение ноября — это захватывающий процесс. Мы посмотрели на привычные вещи под новыми углами, нашли оптимальный баланс между наукой и прикладными задачами, продолжаем искать новых корпоративных партнеров для коллабораций.
Мы оттолкнулись от того, каким мы хотим видеть своего выпускника, что мы хотим ему дать, чтобы он был максимально знаком с будущими направлениями своей деятельности. Хотелось бы, чтобы студенты могли «потрогать» то, с чем будут работать еще во время обучения в вузе. Мне кажется, что это имеет большую ценность, лично мне хотелось бы, чтобы в эпоху моего обучения было бы именно так.
Какие дисциплины были исключены или, напротив, добавлены?
Программы были совершенно определенными и специализированными, такими они сформировалась на протяжении долгих лет своей эволюции. Происходили слияния вузов, расширения, объединения и слияния курсов. В результате, иногда в одном курсе находились вопросы совершенно разного уровня, а иногда логические части одного курса находились в разных направлениях.
На данный момент мы оптимизировали программы. Какие-то курсы были объединены, какие-то выделены из существующих. Мы максимально охватили все необходимые для специалиста дисциплины, но при этом выстроили их в соответствии с логикой курса, чтобы они шли последовательно.
Могу подчеркнуть, что все студенты магистратуры пройдут курс биохимии и биотехнологий, а также сквозной курс, состоящий из блоков ключевых дисциплин «пищевых наук» ― мы коснемся вопросов контроля качества, технического регулирования, упаковки и нутрициологии для формирования общего понимания роли питания в жизни, законодательстве и инфраструктуре государства.
Помимо этого в основе образовательной программы будут классические дисциплины аналогичных специализаций, которые существуют в любой магистратуре мира для направления Food science & technology. Это пищевая микробиология, пищевая химия и пищевые технологии. Эти курсы будут у всех студентов магистратуры ФудТеха. Внутри образовательной программы выделены 6 специализаций, между которыми студент магистратуры сможет выбрать наиболее интересное для себя и изучить соответствующие дисциплины в углубленном формате.
«Никаких ограничений не ставим»
Студентов, безусловно, волнуют не только сами предметы, но и практики, которые они смогут проходить. Как планируется построить это взаимодействие с партнерами?
Взаимодействие с индустрией — это очень важная часть нашего стратегического развития. Этим, в том числе, определяется «корпоративность» нашей образовательной программы магистратуры. Мы заинтересованы в том, чтобы наши студенты проходили практики, сотрудничали с нашими корпоративными партнерами и, в конечном счете, определялись с тем, чем хотят заниматься после окончания обучения.
У нас есть идея: для каждой нашей специализации подобрать профильного партнера, который был бы заинтересован в нашей экспертизе и в наших студентах. Сейчас мы на стадии обсуждения и планируем ряд переговоров в отношении стратегического партнерства с реальным сектором.
Здесь возможны разные варианты взаимодействия, мы будем максимально гибкими. Партнерство может быть в виде летних практик, в виде дипломных проектов, которые продолжают тематику, начатую в ходе практики. Возможно написание диссертаций по задачам, поставленным совместно с компанией, заинтересованной в том или ином исследовании. Все возможно, мы никаких ограничений не ставим.
Вы также представляете науку, работаете в МГУ. Планируется ли развитие связей не только с индустрией, но и с коллегами из других научных центров?
Я вообще считаю, что решения практических задач невозможны без фундаментальной науки. Существует целый ряд научных вопросов, которые волнуют компании, но у них нет ресурсов, чтобы заниматься исследованиями, не всегда есть подходящее оборудование, да и цели, по правде говоря, у сотрудников совершенно другие. Я считаю, что это именно тот плацдарм, на котором возможно строить наши взаимоотношения с другими корпоративными партнерами, в том числе с другими вузами.
«Выше нас только небо!»
Каких абитуриентов вы ждете на программы?
Мне кажется, что возможность осознанного выбора того, чему учиться — это важный и в то же время прекрасный момент. Когда есть возможность подумать и ответить на вопрос: «А чего ты, собственно, хочешь?» К сожалению, у нас в стране не принято особенно над этим задумываться. Выбирают то, что кажется перспективным, то, что скажут родители.
В 2006 году, когда я поступала на биофак, на меня смотрели как на сумасшедшую, спрашивали, что я буду со своим дипломом биолога делать — в школе работать? Несмотря на то, что это тоже очень важное и ответственное дело, случается, что к подобному выбору могут отнестись с пренебрежением.
Никто не знал, что через пять лет биология выстрелит. Поэтому главное, чтобы к нам приходили люди, которым это интересно. Потому что если это так, то шансы на успех много выше, нежели если ты просто погнался за модой. Хотя если говорить о моде, то еда будет в моде всегда, мы всегда будем есть (смеется).
Где смогут трудоустраиваться выпускники?
Если посмотреть на рынок, то вы увидите — в пищевке огромное количество игроков, в том числе очень больших. Им постоянно нужны специалисты, грамотные выпускники, которые могут пополнять исследовательские отделы, маркетинговые, юридические — любые.
Если говорить о науке, то там перспектив еще больше — индустрия постоянно нуждается в научных результатах. В этом тоже наше будущее. И это будущее науки будет строиться завтрашними выпускниками — кто если не они. Лучше всего мыслить не ограничениями, а возможностями, поэтому выше нас только небо!