Как рассказывает ведущий инженер Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО и руководитель проекта Video360Production Денис Столяров, для записи серии экскурсий в формате видео 360 было выбрано около пятидесяти «точек присутствия», обычно закрытых для гостей Эрмитажа. Условно их можно разделить на пять групп — реставрационные мастерские, открытые и закрытые хранилища, залы, закрывающиеся на реставрацию, и эксклюзивные точки.

«Одна из таких эксклюзивных точек — крыша Эрмитажа. Мы хотим снять на ней экскурсию с участием профессионального актера в гвардейской форме, который будет рассказывать про архитектурные элементы, про жизнь гвардейцев, которые охраняют крышу императорской резиденции, про события на Дворцовой площади. Другая сцена — музейные часы, которые обращены в сторону Александрийского столпа. Посетители их обычно не замечают, и мало кто слышал истории мастера, который занимается их обслуживанием. Также мы собираемся рассказать о жизни эрмитажных котов: эту тему активно подхватили СМИ, когда я рассказал о ней на прошедшей летом пресс-конференции», — рассказывает Денис Столяров.

Формат видео 360 дает зрителю возможность самостоятельно выбирать, каким образом осматривать представленные в роликах объекты, а создателям таких видеоматериалов — больше свободы с точки зрения режиссуры. К примеру, посетители будущих виртуальных экскурсий смогут поучаствовать в процессе реставрации произведений искусства или, например, рассмотреть экспонаты детальнее, чем это возможно на обычной экскурсии. По словам Дениса Столярова, панорамное видео позволяет значительно расширить повествовательный инструментарий музеев.

«Виртуальные экскурсии часто создают с использованием VR-технологий и трехмерного моделирования, которые могут создать ошибочное впечатление, что музеи статичны. Однако это не так: присутствие в музее — это не хождение по замершему безлюдному зданию. Жизнь в этот процесс привносит экскурсовод, он рассказывает интересные истории, которые не передашь через этикетаж. Точно так же мы постараемся передать живые сцены посредством видео-360», — комментирует эксперт.

Команда Video360Production планирует работать над панорамными видео для Эрмитажа в течение ближайших нескольких лет и снимать по одному-двум сюжетам в месяц. Публиковаться они будут на официальном канале музея в YouTube, в планах также размещение контента и на других площадках — к примеру, есть идея создания виртуальной зоны на территории Эрмитажа. Один совместный ролик специалистов Эрмитажа и Университета ИТМО уже доступен для широкой публики. На первом пробном видео демонстрируется работа часового автомата «Павлин» из металла и позолоты, изготовленного в 1770-е годы в Великобритании. Именно эти часы чинила бригада мастеров Университета ИТМО (тогда ЛИТМО), когда в 1952 году уникальный механизм вернулся из эвакуации. Кроме того, каждую неделю часы заводит выпускник вуза, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа Михаил Гурьев.

«Мы достаточно давно начали снимать видео 360 для музеев. Первыми, с кем мы стали сотрудничать, стала Кунсткамера. Тогда мы поняли, что музеям интересно это направление, и решили развивать формат. Например, для Соловецкого музея-заповедника мы снимаем продолжительные туры, которые они используют в своей выездной выставке. Если раньше они возили по миру слайды, бумажные плакаты, то теперь они закупили VR-гарнитуры и предлагают посетителям не просто посмотреть на Соловки, а побывать там», — добавляет Денис Столяров.

Отметим, что команда Video360Production регулярно снимает различные культурные мероприятия в формате видео-360, к примеру, концерт Jazz Philharmonic Orchestra и рок-группы «Пикник», а их запись экспедиции Арктического плавучего университета высоко оценили члены британской королевской семьи. Ролики доступны на официальном сайте и YouTube-канале проекта.