Улетные IT: зачем студентам ИТМО практиковаться на профессиональном авиатренажере

За последние пять лет рынок беспилотных авиационных систем демонстрировал «здоровый рост в США и во всем мире», отмечает в своем обзоре Федеральное авиационное управление. Сегодня, по данным экспертов, мировой рынок коммерческих беспилотников стремительно растет, и этот рост более быстрый, нежели предполагалось изначально. Исследованиями и разработкой новых систем в этой области занимаются специалисты и студенты факультета инфокоммуникационных технологий Университета ИТМО. Накануне они отправились в Юношеский клуб космонавтики имени Г.С.Титова, чтобы с помощью профессионального авиатренажера понять, какого это – пилотировать Boeing 737. Зачем программистам чувствовать небо, как настоящим летчикам, и как такая практика может помочь новым исследованиям — рассказываем в этом материале.

Студенты ИТМО в Юношеском клубе космонавтики имени Г.С. Титова

Когда-то в этом старейшем в России подростковом клубе научно-технической аэрокосмической направленности занимались те, кого мы сейчас не мыслим без космоса. Среди его выпускников — космонавт-исследователь Екатерина Иванова, герой России, капитан 1 ранга Анатолий Храмов и летчик-космонавт и герой России Андрей Борисенко, на счету которого почти год работы на Международной космической станции (МКС).

Сегодня здесь активно обучают аэрокосмическим технологиям, ведется учебно-летная подготовка: техническая база клуба располагает авиационным тренажерным комплексом, в составе которого процедурный авиационный тренажер и профессиональный авиационный тренажер BOEING-737-600. Есть здесь и комплекс «Имитатор воздушной обстановки», а также своя Лаборатория микроконтроллеров.

Клуб является давним партнером Университета ИТМО. А в этом году он также стал площадкой для дополнительных занятий студентов факультета инфокоммуникационных технологий, которые могут прийти сюда и потренироваться вместе с инструктором на авиационном тренажере BOEING-737, на котором осуществляют подготовку профессиональные пилоты. Как подчеркивает инициатор практики, доцент факультета Андрей Карманов, такие занятия — отличное подспорье для подготовки научных работ и дипломных проектов студентов, которые занимаются различными вопросами в области беспилотных летательных аппаратов.

Авиационный тренажерный комплекс
Авиационный тренажерный комплекс

«Сейчас все занимаются БПЛА, но не все до конца осознают, что за этим кроется, — говорит он. — Но невозможно научиться плавать в бассейне, в котором нет воды. Начальная авиационная подготовка помогает студентам, которые занимаются разработками бортовых систем, а также решением большого спектра задач, связанных с беспилотниками, получить более глубокое понимание области, в которой они работают. Я уверен, что IT-специалистам, которые будут заниматься вопросами автоматизации управления воздушного движения, и тем более роботизированных систем, без этой компоненты не обойтись. Да, это нестандартно для нашей траектории, но, как показывает опыт, студенты очень активно откликаются на предложение. Потому что это реальная, живая практика».

Система диспетчерского контроля для БПЛА: как сделать полеты более эффективными и безопасными

Сейчас студенты уже начали подготовку своих дипломных проектов. Также на факультете ведется масштабное исследование по разработке собственной системы диспетчерского контроля для беспилотных летательных аппаратов.

Студенты ИТМО в Юношеском клубе космонавтики имени Г.С. Титова
Студенты ИТМО в Юношеском клубе космонавтики имени Г.С. Титова

Целью проекта является решение широкого спектра проблем, которые связаны с обеспечением безопасности полетов. Прежде всего, это необходимость подавать заявку на полет за 3-5 дней, отсутствие контроля полета БПЛА, «пиратские» полеты, несогласованность полетов экипажей и ряд других трудностей. Ведь в конечном счете все это приводит к тому, что воздушное пространство используется неэффективно, гражданские полеты слишком дороги и при этом небезопасны, и сегодня фактически не существует эффективного инструмента мониторинга полетов БПЛА, уточняют разработчики.

Специалисты факультета инфокоммуникационных технологий разрабатывают систему, которая будет включать сразу несколько компонент. Система ситуационной осведомленности включает в себя построение ситуационных центров и командных пунктов с возможностью отображения обстановки в реальном масштабе времени. Кроме того, как отмечают авторы разработки, она должна обеспечить ряд возможностей. Например, в реальном времени давать указания операторам и командирам подразделений с БПЛА и наземными роботизированными комплексами, а также позволять пользоваться системой на разных устройствах: смартфонах, планшетах, ноутбуках.

Авиационный тренажерный комплекс
Авиационный тренажерный комплекс

Отдельно разработчики продумали процесс связи диспетчера с экипажами, а также механизм подачи заявки на использование воздушного пространства. Такие заявки предлагается осуществлять через сайт и мобильное приложение по стандартной форме, а после регистрации выдавать электронное разрешение на использование воздушного пространства. Автоматизация процесса позволит исключить противоречия требованиям местных регуляторов, адаптировать маршрут к изменяющимся погодным условиям, а также получать в реальном времени предупреждения об опасности вблизи летательного аппарата.

«Таким образом, мы создаем систему, которая позволит автоматизированно охватить весь технологический цикл — от получения заявок на разрешение полета, мониторинга полетов, подготовки полетных заданий до послеполетной подготовки и вторичной обработки данных дистанционного зондирования», — резюмирует Андрей Карманов.

Андрей Карманов
Андрей Карманов

Над какими исследованиями работают студенты факультета инфокоммуникационных технологий

Обработкой данных аэрофотосъемки, построением 3D моделей, а также мультиплексных голограмм на основе снимков с беспилотников несколько лет занимается студентка первого курса магистратуры (специальность «Интеллектуальные системы в телекоммуникациях») Наталья Карманова. В активе молодого ученого уже есть победы на научно-практических конференциях и сертификаты от Роскосмоса. Сейчас Наталья продолжает работу, а чтобы глубже понять эту сферу, девушка впервые села за штурвал «Боинга».

«Сейчас наша работа связана с системами управления БПЛА, а сюда я пришла прежде всего для того, чтобы понять, что такое воздушное движение, ощутить это на себе, окунуться в эту сферу. Конечно, оказаться в кабине пилота было очень интересно. Кроме того, полезно было узнать о правилах, в соответствии с которыми осуществляются полеты, а также инструкции, связанные с предотвращением столкновения самолетов в воздушном пространстве, какие для этого используются системы, как осуществляется связь между самолетами и диспетчерами», — делится впечатлениями Наталья.

Наталья Карманова
Наталья Карманова

Воспользовался возможностью попробовать пилотировать самолет и студент из Мексики Ярослав де ла Пенья Смирнов (Yaroslav de la Peña Smirnov). В детстве он мечтал стать летчиком, а сегодня ставит перед собой цель разработать ПО для диспетчеризации групповых полетов БПЛА.

«Я решил учиться в России, потому что уже знал русский язык. Изначально я хотел поступить на авиастроение, но у меня также был серьезный интерес к программированию и информационным технологиям, именно поэтому я сделал выбор в пользу сферы, связанной с БПЛА, — рассказывает Ярослав, который сейчас учится на четвертом курсе бакалавриата (специальность «Программно-защищенные инфокоммуникации»). — Сейчас я работаю над своим дипломом, который также затрагивает тему беспилотников. Я буду заниматься разработкой программного обеспечения для диспетчеризации групповых полетов БПЛА. Поэтому прийти сюда и посмотреть, как устроен процесс диспетчеризации летательных аппаратов, было для меня очень хорошей возможностью. Практический опыт лучше дает понять, как все работает, и потом я смогу применить полученные знания в своей работе».

Ярослав де ла Пенья Смирнов
Ярослав де ла Пенья Смирнов

Как отмечает Андрей Карманов, практика студентов в Юношеском клубе космонавтики на профессиональном авиатренажере продлится на протяжении всего процесса проработки их собственных исследований. Кроме того, она открыта — записаться может любой желающий.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба