О школе
SCAMT Workshop Week — научная школа, которая проходит на базе Института SCAMT ИТМО. В течение недели студенты работают над одним из предложенных проектов и слушают лекции от сотрудников ИТМО и приглашенных экспертов. Темы включают не только фундаментальные научные направления — среди лекторов, например, эксперты по геномике, биотехнологиям и химии, — но и современные цифровые инструменты, которые используются в научных исследованиях (например, ИИ, работа с большими данными, компьютерное моделирование).
Часть лекторов — ученые из зарубежных стран. Среди них, в том числе, исследователь из Египта Ахмед Эльдиб — самый молодой PI в ИТМО.
Прочитайте также:
Исследователь из Египта Ахмед Эльдиб — о работе в России и о том, как стать PI в 28 лет
Отдельным блоком идут мастер-классы по гибким навыкам, которые будут полезны студентам в научной карьере: например, как готовиться к публичным выступлениям, создавать презентации и работать в команде.
С 2019 года школы летнего сезона проходят полностью на английском языке — это даёт возможность присоединиться к программе иностранным студентам. В прошедшем воркшопе приняли участие студенты из Финляндии (Университет Турку), Молдавии и Беларуси (Белорусский государственный университет), а также студенты Университета ИТМО из Сирии.
Возможности для участников
По итогам научной школы студенты получают шанс поступить без вступительных экзаменов на одну из четырех магистерских программ SCAMT: «Прикладная геномика», «Молекулярная биология и биотехнология», «Химия и искусственный интеллект», «Химия для энергетических технологий». В период с 2019 года по 2022 года этой опцией воспользовались более 80 человек. В этом году в университет были зачислены 13 студентов (среди тех участников SCAMT Workshop Week, которые уже окончили бакалавриат в своем вузе), в том числе студентка из Университета Турку.
Еще одна возможность для участников — опубликовать научную статью по результатам своей работы над проектом. Наконец, студенты школы могут пройти стажировку в одной из лабораторий SCAMT или продолжить работу над проектом в магистратуре — в составе команды проекта и с официальным трудоустройством.
Прочитайте также:
Какими проектами занимались участники
Участники могли выбрать один из 12 проектов в трёх треках: экспериментальном, цифровом и индустриальном.
Проекты экспериментального трека проходят в лабораториях SCAMT — участники школы работают с реагентами, проводят опыты и работают со специальным оборудованием под руководством куратора. Как отмечают организаторы школы, возможность самостоятельно поработать с самыми современными (и дорогостоящими) приборами — одна из главных особенностей школы.
Самыми популярными — не только в рамках трека, но и среди всех направлений школы — стали проекты «ДНК-машины для лечения рака» (72 заявки и 9 отобранных участников) и «ДНК-наносенсоры для молекулярной диагностики патогенов» (57 заявок, 3 отобранных участника). На третьем месте — исследование ингибиторов CDK4/6 для лечения рака груди (56 заявок, 4 отобранных участника).
Помимо трёх перечисленных, в трек также входили проекты защитных голограмм из флуоресцентных наноматериалов, жидких металлов на основе натрий-калиевого сплава и 3D-печать из флуоресцирующих материалов на основе углеродных точек и нанокристаллов целлюлозы.
В цифровом треке студенты занимаются технологиями искусственного интеллекта, алгоритмами машинного обучения в химии и биологии. Например, в этом году участникам были предложены проекты дизайна фармацевтических препаратов с помощью компьютерного моделирования, алгоритма перевода текстовых описаний синтеза наноматериалов в изображения (подобные снятым с помощью электронного микроскопа) и другие.
На индустриальном треке студентов знакомят с особенностями запуска инновационного продукта в сфере химии и биотехнологий — начиная от бизнес-модели и финансового плана и заканчивая привлечением инвестиций и маркетингом. Все эти знания в дальнейшем они могут применить в собственных стартапах или в составе существующей команды в SCAMT — часть участников школы пригласят продолжить работу над проектом уже в качестве сотрудников.
В программе школы участвовали два индустриальных проекта: «Неопатчи» из гибридного материала на основе бактериальной целлюлозы, которые могут найти применение в медицине, упаковочных материалах, производстве искусственной кожи, и полимерные изделия из лигнина, вещества, добываемого из сосудистых растений и некоторых видов водорослей — он подходит для производства, например, более экологичной резины и пластмассы.
Что о школе говорят сами студенты
Регина Кукарская, Университет Турку (Финляндия)
Проект «DNA-machines: the Ultimate Cancer Killers»
― Я приехала на воркшоп, чтобы лучше познакомиться с университетом и SCAMT. Реальность во многом оправдала ожидания. Интересно было поработать с кураторами из лаборатории Передовых технологий нуклеиновых кислот в генной терапии рака. В некоторых моментах увидела другую технику, с которой не была знакома раньше. При этом кураторы хорошо объяснили все необходимые принципы проведения экспериментов. Вся наша команда состояла из людей с разным биологическим бэкграундом, поэтому мы обменивались очень разными идеями и подходами. Это помогло улучшить итоговый результат работы.
Вероника Карпушенкова, Белорусский государственный университет
Проект «Text-to-Image generation of nanoparticle microphotographs»
― Сейчас я активно размышляю о будущей магистратуре, в том числе о магистратуре в SCAMT, поэтому я подумала, что воркшоп — это одна из крутых перспектив не только получить новый научный опыт, но и поступить в магистратуру без экзаменов. В нашем проекте мы «переводили» текст в изображения — раньше я с такой задачей не сталкивалась, поэтому опыт реально полезный. Здорово, что здесь предоставляют всю необходимую технику, а также современные лаборатории и коворкинги, в которых можно поработать.
Алексей Коноплёв, Московский государственный университет
Проект «Encode the battery»
― Я приехал на воркшоп из Москвы, сейчас учусь на химическом факультете МГУ. Ещё три года назад услышал про SWW от своего друга, но решился отправить заявку именно сейчас, потому что увидел интересный для себя проект. Изначально думал, что работать над проектом будет сложнее и мне придется ночами читать какие-то сложные вещи, но по факту наш куратор нам всё хорошо объяснила. Мне было очень интересно не только работать над проектом, но и слушать лекции, и участвовать во внеакадемических активностях. Не было ни одной скучной лекции. Конкретно сейчас я получил представление о машинном обучении и смогу применить знания в своих научных проектах. В дальнейшем хочу уйти во что-то более предсказательное.
Софья Дмитриенко, Сибирский федеральный университет
Проект «NeoPatches: development of cellulose patches for commercialization»
― Мне было интересно приехать на воркшоп, чтобы увидеть, как тут всё устроено и какие здесь есть проекты. Мои ожидания от SWW точно совпали с реальностью: мы работали в лаборатории, изучали бизнес, познакомились с реально успешным стартапером. Мне 100% будут полезны знания, полученные на воркшопе, потому что уже сейчас я развиваю стартап и многое для себя почерпнула: как создавать грамотную финансовую модель, привлечь инвестиции и так далее.