Рынок труда стремительно меняется. На это обращают внимание и авторы ежегодного доклада The Future of Jobs Report 2023, представленного на Всемирном экономическом форуме. В отчете также подчеркивается важность надпрофессиональных компетенций сотрудников организаций. В России исследования «потребностей» работодателей и молодых специалистов проводятся нерегулярно и лишь крупными корпорациями. Преподаватели Института Международного развития и партнерства ИТМО Юлия Романенко, Мария Степанова и Надежда Максименко провели исследование в целях анализа общей ситуации на российском рынке труда и повышения качества обучения «мягким навыкам».

Работа проходила в три этапа. На первом — проводился анализ научной литературы по этой теме за последние десять лет, а также данных 67 тысяч вакансий на платформе hh.ru, соответствующих профилям обучения студентов ИТМО. После совместно с Центром рейтинговых исследований университета авторы разработали анкеты для студентов, имеющих опыт работы, и работодателей — представителей компаний-партнеров вуза Яндекс, Biocad, Газпромнефть. Анкетирование проходило в асинхронном режиме, а глубинные интервью — в формате личных встреч. Всего было опрошено 822 человека. Количество глубинных интервью среди студентов составило 23, среди представителей бизнеса — 20.

«Студенты и работодатели по-разному определяют приоритетные soft skills. Первые чаще всего говорят о важности лидерских навыков. Представители бизнеса — об умении работать в команде. Сотрудники организаций отмечают, что командной работы над проектами с каждым годом становится больше. При этом команды собираются из специалистов разных сфер, например, IT, медицины и рекламы. А это люди с разным типом мышления, говорящие на разных профессиональных языках. Поэтому им зачастую трудно выстроить коммуникацию, чтобы работа проходила быстро и качественно, как того требует бизнес», — отмечает один из авторов исследования, преподаватель Института международного развития и партнерства ИТМО Юлия Романенко.

Юлия Романенко. Фото из личного архива автора

Юлия Романенко. Фото из личного архива автора

Среди других умений, присущих успешным молодым специалистам, представители компаний выделили навыки критического мышления и аргументации, обучения и работы с информацией, ведения переговоров и публичных выступлений, а также управления эмоциями, особенно в стрессовых ситуациях.

Одной из проблем во взаимодействии новичков на рынке труда и работодателей была названа разница в понимании самих soft skills. Так, в ходе глубинных интервью выяснилось, что лидерские качества, определенные студентами в качестве приоритетных, также важны и для работодателей. Однако эти умения, по мнению большинства, входят в навыки командной работы и в описании вакансий чаще всего не обозначаются. Поэтому молодым специалистам важно научиться правильно выстраивать общение еще на этапе собеседования, чтобы понять, что от него требует работодатель.

Исследователи также отметили потребность студентов в прохождении курсов на английском языке и в асинхронном режиме. Все больше учащихся выбирают самостоятельные занятия в онлайн-формате. Кроме того, респонденты отметили, что для них наиболее привлекательна система микромодулей — когда студент сам «собирает» программу из отдельных курсов, уделяя внимание тому, что кажется важным именно ему.

Образовательная программа по soft skills реализуется в ИТМО с 2018 года. Результаты этого исследования также были применены для актуализации курсов. Теперь студенты могут «прокачать» свои навыки в рамках дисциплин «Работа в удаленных командах», «Современные бизнес-коммуникации» или «Управление конфликтами». Кроме того, авторы программы откорректировали методику обучения: добавили больше групповой работы, чтобы на разных этапах взаимодействия каждый студент мог почувствовать себя фасилитатором. Пополнили список курсов такие дисциплины, как «Управление стрессом и профилактика выгорания», «Самопрезентация и питчинг», «Управление карьерой» и «Стратегии эффективных переговоров с работодателем». Часть из них теперь доступна и на английском языке. С осени учащиеся ИТМО смогут «собирать» этот образовательный блок самостоятельно из тех курсов, которые покажутся им наиболее интересными.