Организаторами первой студенческой научно-образовательной школы-конференции являются Образовательный фонд «Талант и успех» и Университет ИТМО. Участниками стали 66 получателей грантов Президента РФ, студенты российских вузов, обучающиеся по программам в сфере физики, химии, инженерии, оптики, радиофизики, новых материалов и нанотехнологий. На протяжении четырех дней — с 15 по 18 сентября — они смогли узнать о последних научных достижениях на профильных лекциях, семинарах и мастер-классах. Среди основных тем школы-конференции — метаматериалы, современные двумерные материалы, плазмоника, нанотехнологии, биофотоника, топологическая фотоника, новые оптические материалы, антенные радиосистемы, беспроводная передача энергии, устройства для МРТ.
Научным руководителем Школы выступил Павел Белов, декан физико-технического факультета Университета ИТМО. Читать лекции для участников приехали десятки спикеров, в том числе руководитель магистерской программы «Нанофотоника и метаматериалы» физико-технического факультета Университета ИТМО Андрей Богданов, который провел встречу на тему «Сила света: от атома до космического корабля», руководитель международной лаборатории гибридной нанофотоники и оптоэлектроники Сергей Макаров, рассказавший о перовскитной революции в оптоэлектронике и фотонике, а также руководитель международной лаборатории «Фотопроцессы в мезоскопических системах» физико-технического факультета Университета ИТМО Иван Шелых и другие.
Помимо лекций и мастер-классов для участников школы, прошел хакатон, где команды представили план коммерциализации научной разработки. Студентам представили четыре задачи. Две были посвящены перовскитной тематике: участникам предстояло подумать, в каких областях промышленности можно эффективно применить этот материал, а также разработать новый метод нанесения перовскита на большую площадь. А две другие касались биологических и биомедицинских задач. Ведущим хакатона стал Алексей Слобожанюк, научный сотрудник физико-технического факультета Университета ИТМО. Также спикер провел для молодых исследователей лекцию «От фундаментальных исследований новых материалов к инновационным технологиям и созданию стартап-компании».
Кроме того, участники школы смогли поучаствовать и в своей первой, большой научной международной конференции МЕТАНАНО, которая в этом году проходит в Сочи на базе образовательного центра «Сириус». Студенты послушали доклады более 300 российских и зарубежных ученых, представляющих ведущие научные центры Европы, Австралии и Юго-Восточной Азии.
По словам Михаила Мухина, лектора школы-конференции, сотрудника физико-технического факультета Университета ИТМО, формат студенческой конференции позволил ее участникам получить обширное представление о ключевых исследованиях, которые сегодня проводятся в области нанофотоники и метаматериалов.
«Первые два дня ребята слушали лекции от ведущих постдоков и руководителей подразделений физико-технического факультета Университета ИТМО. Лекции были максимально упрощены, чтобы ввести в курс дела, дать широкую информацию о ключевых исследованиях, которые сегодня проводятся в области нанофотоники, метаматериалов. По сути, это была подготовительная работа, чтобы ребята смогли в следующие два дня посетить секции большой международной конференции МЕТАНАНО, где представлялись научные доклады, изложенные на профессиональном академическом английском языке, — говорит он. — Мы видим, что формат получился довольно успешным и сейчас обсуждаем с представителями “Сириуса” возможности продолжать этот опыт в будущем».
Поучаствовать в школе-конференции смогли как студенты, которые уже оканчивают бакалавриат и выбирают возможности для продолжения научной работы, так и те, кто только начинает работу в научном направлении. В интервью ITMO.NEWS молодые исследователи рассказали о своих интересах, перспективных исследованиях, а также о том, почему, по их мнению, сегодня стоит заниматься наукой.
Павел Коханчик, студент 4 курса физического факультета Московского государственного университета
Сейчас я работаю на кафедре общей физики и волновых процессов в лаборатории биомедицинской фотоники в МГУ. Мы занимаемся изучением живых клеток (в нашем случае это эритроциты) оптическими методами. У нас есть несколько установок, в частности, установка для поточной эктацитометрии, также есть оптическая ловушка — это очень известный прибор, который сегодня часто используется для изучения маленьких объектов. Я больше работаю именно на оптической ловушке, то есть изучаю агрегацию и взаимодействие эритроцитов друг с другом, а также изучаю, как эритроциты ведут себя в оптической ловушке. Так как это живая клетка, там очень много нюансов, всяких процессов, и нужно понимать, можем ли мы его захватывать, что изменится при этом и так далее.
На школе-конференции прежде всего запомнились интересные лекции от преподавателей физико-технического факультета Университета ИТМО. Все лекторы — молодые ученые, и для меня это было очень важно, поскольку они рассказывали именно о современных проблемах. Общий курс в университете — это зачастую сложившиеся давно программы, которые просто дают какие-то знания, но не посвящают в современную науку. Эта школа была именно о современной науке и прошла на довольно понятном уровне.
Еще одним ценным опытом стал хакатон. До этого я не участвовал в мероприятиях такого формата, но мне понравилось, поскольку здесь нужно было за очень короткое время набросать много идей, а потом выбрать из них лучшие. В будущем я собираюсь поступать в магистратуру и как раз сейчас нахожусь в поиске интересного направления, в котором смогу развиваться.
Дмитрий Ичёткин, студент 2 курса Московского института электронной техники, специальность «Электроника и наноэлектроника»
Школа заинтересовала меня тем, что здесь анонсировалась близкая мне тематика. Была заявлена электроника и наноэлектроника, и я решил поучаствовать, хотя до этого не знал, на каком уровне эти направления развиваются в Университете ИТМО. Приехав сюда, я понял, что мои надежды оправдались.
Также я знал, что в это время здесь будет проходить международная конференция МЕТАНАНО. Здесь я смог встретить много зарубежных ученых. На таких мероприятиях видно, что сейчас действительно развивается и куда нужно стремиться. Также удалось подтянуть свой английский. У меня были с ним определенные проблемы, но уже на второй день лекций и докладов я смог все спокойно воспринимать на слух. Кроме того, побывать на лекции лауреата Нобелевской премии — это, конечно, дорогого стоит.
В будущем я хочу заниматься нейроморфной электроникой и мемристорами, сейчас ищу лабораторию, с которой можно было бы взаимодействовать по этой теме. У этой области очень большой спектр практических применений. Например, это необходимо для развития сильного искусственного интеллекта, над которым сейчас бьются многие ученые в мире и куда вкладываются очень большие средства.
Андрей Кудряшов, студент 4 курса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
Моя научная работа сейчас только начинается, я занимаюсь сверхпроводимостью. Это область моих интересов и сейчас я стараюсь ставить эксперименты. В Петербурге мало кто работает в этой области, в основном в Москве, но я нашел научного руководителя из ФТИ имени Иоффе и сейчас работаю там.
Узнав об этой школе-конференции, я сначала долго колебался, стоит ли участвовать, поскольку это немного не моя сфера интересов. Но научный руководитель сказал мне, что любой опыт будет полезен. Ожидания, однозначно, оправдались. Несмотря на то, что я занимаюсь другой областью науки, здесь я познакомился с людьми с близкими мне научными интересами. Думаю, что это будет очень полезно в будущем. Кроме того, раньше у меня был такой стереотип, что в России наука достаточно плохо спонсируется. Но здесь я увидел, что это не совсем так, а также познакомился с деятельностью хороших лабораторий. И это еще больше мотивировало меня развиваться дальше.
Мне очень нравится теория, сейчас я хотел бы работать в направлении поиска веществ, которые будут сверхпроводить при комнатной температуре. Это более фундаментальные исследования, однако сверхпроводимость очень хорошо приложима ко многим областям науки и техники, в том числе квантовым вычислениям, которыми я тоже немного интересуюсь.
Татьяна Бабушкина, студентка факультета прикладной математики Московского физико-технического факультета
Мы учим какие-то базовые вещи в математике, физике, информатике, но мы не знаем, как это работает в реальной науке. Хочется послушать современные доклады, а не лекции, которые велись 20 лет назад. Поэтому мне прежде всего интересно было понять, чем живет актуальная наука. Я впервые попала на международную конференцию, мне было любопытно узнать, как они проводятся.
Если говорить о школе-конференции, мне понравилось, что здесь были не только научные лекции, но также были практико-ориентированные занятия по коммерциализации разработок. У нас был хакатон, где учили не только придумать идею, но и выгодно ее продать. А ведь многие ученые могут что-то придумать, а понять, как это потом реализовать в дальнейшей жизни, порой, сложнее. Также у нас были лекции, посвященные тому, как развивать успешную карьеру в научной среде. Для меня плюсом стало, что это не только школа знаний по физике и математике, но и школа, где учат применить эти знания.
Елизавета Авдеенко, студентка 1 курса физико-технического факультета Университета ИТМО
Участие в этой школе-конференции дало хорошую возможность узнать, какими ключевыми современными направлениями сегодня занимаются в нашей области, а также впоследствии выбрать для себя одно из направлений. Лекций было много, но все они имели вводный характер, благодаря чему можно было составить для себя определенную «карту» актуальных исследований. Кроме того, опыт участия в таком масштабном мероприятии, как конференция МЕТАНАНО, был очень полезен, даже несмотря на то, что на первом курсе пока достаточно сложно воспринимать такой объем специализированной информации.
Я считаю, что науку не стоит делить на фундаментальную и прикладную, потому что многие фундаментальные исследования потом ложатся в основу конкретных разработок и способны перевернуть целые отрасли. Поэтому, даже если ты занимаешься фундаментальной наукой и исследуешь какое-либо явление, ты уже задумываешься о том, где можно его применить.
Глеб Федорович, студент 2 курса физико-технического факультета Университета ИТМО
Я уже давно хотел принять участие в научной конференции, а в случае с этой сложилось сразу несколько факторов, которые подтолкнули меня к участию. Во-первых, это, своего рода, наша домашняя конференция — преподавателями школы были многие уже знакомые мне сотрудники физико-технического факультета Университета ИТМО. Для первого опыта это было намного проще: не было никакого стеснения подойти, спросить, уточнить какой-либо вопрос. Кроме того, по возвращении ты не теряешь контакты и можешь продолжить общение.
Хотелось бы отметить удачную структуру школы-конференции: первые два дня были вводными, достаточно серьезные теоретические лекции чередовались с обзорными, которые в целом вводили в курс какой-либо научной сферы.
Мне самому более близка именно фундаментальная наука. Когда ты немного начинаешь понимать в этой области, ты уже видишь, как много на самом деле спрятано в ней и как много не видят другие люди — то, что скрыто за конечным продуктом. А на самом деле это очень серьезная большая работа — пяти, десяти человек на протяжении нескольких лет.