Уже 21 и 22 февраля в Университете ИТМО акционеры и руководители наноцентров проведут набор в клуб межвузовского венчуростроительного наноцентра. Мероприятие пройдет в формате деловой игры «Построй компанию. Продай компанию» — из простейших материалов студенты создадут собственное изобретение и построят компанию, которую затем попробуют продать. Сценаристом игры является акционер и руководитель Троицкого наноцентра «Техноспарк» Денис Ковалевич.
Денис, расскажите, пожалуйста, как создавалась игра, и к чему уже в следующий вторник готовиться тем, кто рискнет поучаствовать и попробовать построить собственную компанию?
Игру «Построй компанию. Продай компанию» мы создали в начале прошлого года. Ее главная цель — научить нас анализировать собственные способности и способы мышления, оценить, годятся они или нет для технологического предпринимательства. Мы специально выбрали форму игры, потому что именно игра позволяет на относительно безопасном материале прожить тот опыт, который в реальной жизни стоит дорого, занимает годы и всегда имеет реальные последствия. В игре же это все компенсируется и сжимается в сверхкороткий промежуток.
После того, как игра была разработана в такой версии, мы адаптировали ее для студентов, чтобы молодые ребята смогли тоже попробовать себя, поучаствовать в процессе создания новой индустрии. Отмечу, что это и является сутью игры — создание новой индустрии с нуля и возможность попробовать себя внутри этой индустрии в разных качествах. Например, участники смогут побыть предпринимателями, которые создают компании, а потом готовят их к продаже и продают, или занять другие позиции — например, инженеров, которые работают вместе с предпринимателями и создают новые разработки или производят технологические продукты.
Во второй половине прошлого года мы провели целую серию игр со студентами, и она показала предельно высокую эффективность. Игра нашла активный отклик у студентов, и многие, кто играл, попали в наш кадровый резерв. Когда они окончат университет и будут готовы начать работать в качестве предпринимателей вместе с нами, в наших технологических компаниях, мы будем открыты.
В течение игры руководители наноцентров планируют провести набор в клуб межвузовского венчуростроительного наноцентра. Что это за организация и чем она будет заниматься?
Решение о создании межвузовского венчуростроительного нанотехнологического центра было принято в прошлом году. «Межвузовский» в данном случае означает кооперацию между двумя партнерами — Санкт-Петербургским политехническим университетом и Университетом ИТМО. При этом в данной истории совершенно понятно, что где два — там и больше. Клуб в будущем открыт и для других вузов — как для петербургских, так и российских в целом. А эта игра, которая состоится в Университете ИТМО уже в ближайшее время, станет началом формирования клуба создаваемого наноцентра.
Что такое клуб и зачем он нужен? Это площадка, открытая для всех: и для первокурсников-бакалавров и для завершающих обучение магистров. Дело в том, что ребята смогут уже на этой стадии, во-первых, понять через игру больше про то, как действуют предприниматели и инженеры в бизнесе. Во-вторых, примерить на себя новую как для России, так и для мира модель серийного технологического предпринимательства, или венчуростроительства, как его более точно называют. В том случае, если примерка состоится, если «костюмчик подойдет» или же они поймут, что он сможет подойти им в будущем, они смогут остаться внутри этого клубного движения, которое мы запускаем, а после пойти дальше — делать шаги в конкретный бизнес.
Мы же, в свою очередь, готовы открыть часть нашей предпринимательской «кухни» для широкой аудитории: как действующие предприниматели рассказать, как мы создаем компании, какие технологии используем и так далее. Если ребята себя с этим ассоциируют, то мы просто говорим им: «Хорошо, есть способы стать частью этой работы».
Можно ли назвать такую форму диалога уникальной для нашей страны?
Я думаю, что это вообще первый предпринимательский клуб в России такого рода, первый клуб, созданный в связи с профессиональной деятельностью по серийному технологическому предпринимательству. Есть различные достаточно формальные окологосударственные объединения уже солидных бизнесменов, а наш клуб — это что-то прямо противоположное. Это площадка для разных ребят — может быть, они, еще учась в университете, делают какой-то бизнес, или они только думают об этом и не знают, с чего начать, может быть, это инженеры, которые работают внутри таких предпринимательских проектов, а не внутри крупных государственных структур или корпораций. И теперь у них появляется место, где они смогут общаться, получать уникальный и пока малодоступный опыт построения собственной технологической компании, который появляется у людей с годами, как говорится, на кончиках пальцев.
Что касается предпринимательской «кухни» и современного состояния системы российских наноцентров… В декабре прошлого года Ассоциация кластеров и технопарков подвела итоги II Национального рейтинга технопарков в России. Было рассмотрено более 100 технопарков по стране, после которых отобраны 25 лучших, а лидером рейтинга в итоге стал Троицкий наноцентр «Техноспарк». Благодаря чему удалось добиться успеха?
Мы в опережающем темпе инвестируем в технологическую инфраструктуру — она у нас очень развита, при этом работает в логике бизнеса. Это не схема дотационных центров коллективного пользования, которые наоткрывали по всей стране. А это открытый контрактный технологический бизнес, начиная от разработки и промышленного дизайна и заканчивая производством, которое заточено на выполнение разовых и мелкосерийных работ. Это значит, что его базовый клиент — это молодая компания, стартап. За 3,5 года мы создали на этой площадке 100 новых технологических компаний. Все очень просто: бизнес-логика, в которой мы работаем, позволяет гораздо быстрее развиваться стартапам, чем любые другие модели.
В этом году мы фактически закончили первый этап формирования технологии нашей собственной деятельности — серийного предпринимательства, и сейчас наша задача ее закрепить в сети наноцентров, в том числе в виде франшиз. За счет этого мы хотим повысить, грубо говоря, качество бизнеса в создаваемых компаниях. Не снижать при этом масштаб венчуростроительства и по-прежнему создавать по 150 новых компаний в год, задавая более высокие темпы развития их бизнеса.
Когда речь заходит о стартапах, как правило, у многих всплывают в памяти примеры уникумов, которые, начиная с маленькой разработки в гараже, довели ее до создания компании-технологического гиганта. Сегодняшние стартаперы — это по-прежнему те самые гении, которые сделали то, что большинству не дано?
Как раз-таки наша история не про гениев. Мы не ждем, что у нас появятся Илоны Маски и Стивы Джобсы. Мы нашу деятельность ведем профессионально, создаем из предпринимательства профессию со своими нормами и устоями. Здесь все работает так же, как, например, в случае профессии инженера. Сегодня ведь она доступна каждому, кто хочет ее освоить. А еще 200−300 лет назад такое представить было невозможно. Это был удел отдельных гениев-одиночек. Но сегодняшние предприниматели — это ребята, которым просто хватило силы воли и решимости начать делать то, что они пока плохо понимают, и при этом войти с нами в кооперацию, начать принимать от нас задачи в виде построения бизнеса. Мы говорим: «Надо делать такой-то бизнес. Хочешь? Занимайся». И человек берет и начинает делать.