Расскажи, пожалуйста, о самой конференции.
CUPUM посвящена применению компьютеров в градостроительстве, проектировании и управлении городами. Конференция зародилась примерно тридцать лет назад, в 1989 году в Гонконге, когда люди поняли, что пора задумываться над эффективным использованием территорий, и будущее в этом деле за информационными технологиями. Сейчас конференция обладает А-рангом по классификации Core и проводится раз в два года. В 2019 ее проводили в Ухане, провинциальном городе Китая.
О каких способах использования информационных технологий в градостроительстве говорили в этом году?
Их очень много. К примеру, проведение анализа существующих проблем крупных городов: выхлопы, тепловыделение, проблемы со сточными водами. Сейчас существуют разные алгоритмы вроде planning support system. Эти системы должны будут помочь участникам градостроительного процесса принимать важные решения. Застройщики смогут лучше понимать, где оптимальнее строить дома с учетом транспортной и социальной доступности. А чиновникам станет проще составлять планы о том, куда развивать город.
Другое актуальное направление — big data. Данные от мобильных операторов, а также изображения с Google Street View помогают в решении транспортных задач: предсказании пробок, оптимизации дорожной сети и оценке привлекательности городских улиц для пешеходов. На выставке встречались и более оригинальные идеи. Авторы одной из работ использовали количество телефонных звонков как один из факторов, по которым можно автоматически определять тип городской застройки.
А в какой области ты работаешь?
Я занимаюсь пешеходным моделированием. В докладе на CUPUM я показывал, как предсказывать места, где люди перебегают дорогу, чтобы там можно было размещать удобные пешеходные переходы. Для Китая это очень актуальная проблема. Типичная улица в Ухане выглядит так: 12 полос, 3 слоя заборов и надземный переход раз в километр. И несмотря на несущиеся автомобили люди продолжают перебегать через дорогу в удобных для них местах.
Все технологические решения, о которых говорили участники CUPUM, могут найти применение в реальной жизни. И Китай — самое подходящее место для нововведений. Он очень быстро меняется и растет. Ухань поражает количеством небоскребов и тем, с какими обветшалым постройками они соседствуют. 15 лет назад в городе открыли 10 станций метро. Сегодня там работают 200 станций и 8 линий. И это даже не столица. Для сравнения, в Москве за последние 15 лет открыли 50 станций.
Какое твое самое яркое впечатление с выставки?
Я почувствовал, что здесь, в Институте дизайна и урбанистики, мы движемся в общем направлении с другими странами. Во-первых, мы занимаемся похожими проектами. Взять к примеру те же алгоритмы planning support system — в Петербурге активно идет работа над отечественными вариантами. Во-вторых, мы учим молодых специалистов. На конференции представители китайских и других вузов много рассказывали об открытии магистерских программ по урбанистике — люди признают необходимость образовательной программы, которая включала бы в себя информатику, городские науки, социологию и географию. Междисциплинарные знания — обязательное условие для работы над развитием городов. Приятно, что свою магистерскую программу мы открыли еще в 2013 году.
А как вы относитесь к общему росту популярности урбанистики в России?
С одной стороны, это здорово, что блогеры поднимают тему современных многоэтажек и зеленых зон. Благодаря ним об этих проблемах начинают задумываться самые разные люди. С другой, блогеры отражают многие явления поверхностно, в стиле лозунгов для привлечения внимания максимально широкой аудитории. Из-за этого определенная часть читателей и зрителей начинают считать, что урбанистика ограничивается ненавистью к застройкам и машинам, а всем нам пора переходить на велосипеды. Урбанистика — это большая и сложная наука, для понимания которой нужно в первую очередь читать хорошую специализированную литературу. Например, книга «Проектирование городских улиц». В ней собраны лучшие мировые практики по созданию безопасных и удобных для людей улиц. Ее и многие другие полезные книги можно найти в нашем институте.
Какие проекты сейчас реализует Институт дизайна и урбанистики?
Мы занимаемся теми самыми задачами автоматического проектирования, о которых я уже говорил. Разрабатываем алгоритмы, которые должны будут помочь застройщикам в выборе локаций для застройки с учетом всех возможных доступностей. Люди в соседней лаборатории решают задачи, связанные с транспортом. Недавно они моделировали, как новая развязка с ЗСД повлияет на транспортную обстановку и насколько увеличится трафик.
В данный момент мы также работаем над приложением для поиска интересных пешеходных маршрутов. Скажем, приехал человек в другой город, хочет погулять вокруг отеля, но не знает где. А если это не центр, то и путеводитель по отдаленному району не найти. Наш алгоритм работает как навигатор, но строит не кратчайший маршрут, а наиболее интересный и с большим количеством достопримечательностей по пути. Уже работает сайт, а скоро мы доделаем приложение.
Бывают и разовые исследования. Как-то раз я чуток «хайпанул», построив карту пешеходной доступности Санкт-Петербурга и рассчитав расстояние для перехода дороги. Выяснилось, что в городе очень много мест, где до пешеходного перехода нужно идти 600, 800 метров, а то и 2 километра. История хорошо разлетелась по СМИ и подтвердила простое правило: на стыке урбанистики и IT можно копать в любую сторону. В этой области можно по-разному применять умения в анализе данных и проводить исследования, невозможные в других областях.