Преакселерационная программа появилась в 2019 году — специально для тех, у кого еще нет четкого понимания своего бизнеса, а есть только идея. Задача участников — в течение трех месяцев при поддержке опытных наставников проверить идею на жизнеспособность, определить свою нишу и место на рынке и разработать минимально работоспособный продукт. Наиболее успешные проекты смогут попасть на финальный Demo Day, представить свои наработки потенциальным инвесторам и продолжить работу уже в Акселераторе.
Первые выпускники Преакселератора уже привлекли более 5 миллионов инвестиций, победили в хакатоне «Цифровой прорыв», начали цифровую революцию в строительстве и получили грант от от Amazon Web Services и Фонда содействия развитию малых форм предприятий.
Образовательная программа
В этом году на образовательную программу Преакселератора записались почти 500 человек. В течение трех месяцев для них будет доступен базовый онлайн-курс по созданию и упаковке продукта, поиску рынков сбыта и целевой аудитории, маркетинговым стратегиям и мастерству презентаций — все это с практическими заданиями и тестами. Также раз в две недели будут проходить живые лекции и воркшопы — как от трекеров Преакселератора, так и от приглашенных экспертов. Уже заявлены лекции от Михаила Гаврилова, вице-президента Банка Санкт-Петербург, и Виталия Терентьева, директора департамента специальных проектов в HeadHunter.
В конце сентября уже прошел первый воркшоп по генерации бизнес-идей и мастер-класс по командообразованию. В день открытия лекцию прочитал бизнес-консультант и ментор Преакселератора Максим Макаров: он рассказал о том, как глубинное интервью — CustDev — поможет быстро протестировать свою гипотезу на потенциальных покупателях, понять, нужен ли ваш продукт рынку, и стоит ли время и деньги на то, что никогда не окупится. Лекцию можно посмотреть на канале Акселератора.
Если из-за усложнения эпидемиологической обстановки будут вводиться новые ограничения, все мероприятия перейдут в онлайн — как это было весной. Но, как подчеркивает Наталья Лебедева, менеджер по связям с общественностью Акселератора ИТМО, организаторы будут стараться максимально сохранить офлайн-присутствие.
«Для ребят это более ценный опыт, ведь все наши мероприятия предполагают общение и активный нетворкинг. Очень многие именно так находят себе единомышленников, партнеров, членов команды. Одно из основных преимуществ Преакселератора в том, что все проекты, которые сюда попали, находят разнообразные полезные контакты и связи — это очень важный момент», ― говорит она.
Работа с трекерами
190 команд заполнили заявки на участие в программе с личной поддержкой менторов. Сотня наиболее интересных проектов получит возможность лично представить свою идею команде трекеров на питч-сессии. Позже, каждый из семи менторов выберет наиболее интересные для себя проекты и возьмет над ними личное кураторство.
«В этот раз гораздо больше человек заполнили расширенную форму заявки (в ней подробно описываются не только идеи, но бизнес-стратегии, члены команды, потенциальная ЦА и т.д.) — именно на ее основе трекеры делают первичный отбор. После этого проектам предстоит питч-сессия — по ее результатам будет понятно, кто получит наставника. Остальные проекты могут посещать лекции и проходить онлайн-курс, но без сопровождения трекера. Что касается идей, то они на этот раз очень разнообразные. Например, есть один интересный проект про микробиом человека: ребята хотят делать тематическое медиа и специальную линейку продукции. Есть несколько разработок из сферы альтернативной энергетики и экологии. Но в основном, проекты представляют сферу услуг, приложений, онлайн-сервисов и онлайн-школ», — рассказывает о новом наборе Алексей Соломатин, директор Акселератора.
Что нового
Одним из нововведений этого года является рейтинговая система. У каждой команды будет личный дашборд, в котором будут отмечаться их успехи: прохождение модулей онлайн-курса, посещение мероприятий, выполнение практических заданий и работа с трекером — за каждую активность будут начисляться баллы. Отдельно будут оцениваться и бизнес-достижения: выход на продажи, привлечение инвестиций, победа в сторонних конкурсах и так далее.
Помимо ежедневной работы с личным трекером, каждые три недели будет проходить «трекшен-митинг» — общее собрание со всей командой наставников для обсуждения результатов работы, обмена идеями, поиска новых решений и стратегий.
Большая часть наставников — действующие предприниматели и бизнес-консультанты с большим опытом работы в различных стартап-инкубаторах. Но, как подчеркивают сами трекеры, их задача — не обеспечить стартапы связями и деньгами, а научить наиболее эффективным стратегиям развития.
«Мы как трекеры всегда набираем себе тех ребят, которым мы можем максимально помочь, — комментирует один из трекеров Глеб Лопин. — Главная моя задача — сформировать в их голове определенный шаблон максимально эффективных действий, которые приведут их к успеху. А еще ― научить их быстро тестировать свои гипотезы и быстро от них отказываться — чтобы не тратить впустую несколько лет своей жизни. Например, у трети всех заявок одинаковые идеи. Скорее всего, это потому, что они просто лежат на поверхности, а значит на рынке наверняка есть еще множество других команд, которые над этим работают, и скорее всего, уже есть какие-то крупные игроки. Так что, скорее всего, такие проекты не выживут. Что касается лично меня, то всегда резонируют истории про какие-то новые виды добычи энергии или повышение энергоэффективности существующих технологий. Это максимально глобальные идеи, которые тяжело воплотить, но если это сделать, будет просто бомба. Среди заявок такие ребята есть».
Пиво с пробиотиками, энергия из шума и приложение для изучения истории музыки
Корреспондент ITMO.NEWS поговорил с участниками, которые подали заявки на новый набор, об их проектах.
Андрей Трапезин
2 курс бакалавриата, факультет программной инженерии и компьютерной техники, программа «Нейротехнологии и программирование»
Наш проект называется «Noise energy» — мы хотим разработать технологию, которая будет генерировать энергию из городского шума. Мы презентовали этот проект на первом воркшопе Преакселератора по генерации идей. По сути, это была рандомная идея, которую мы с товарищем придумали буквально за 10 минут. Изначально мы хотели делать пауэрбанк и использовать для генерации энергии оксид цинка, но сейчас идея стала более глобальной, а реализовать ее мы хотим с помощью пьезоэлектриков. Мы уже нашли специалиста, который очень хорошо разбирается в пьезоэффектах, писал по ним работу и сейчас продолжает исследовать тему в ИТМО.
Так что мы больше будем ориентироваться не на B2C, а на B2G (от англ. business-to-government), Пока что наша цель — это метрополитен. Мы провели исследование: даже в новых вагонах метро шум стабильно достигает 130 децибел. В теории, если нашей технологией оснастить тоннели, то этого может хватать для обеспечения энергией всей станции. Таким образом мы решаем проблему альтернативных источников энергии и предлагаем более экологичную технологию.
В нашей команде уже есть аналитик-финансист с большим опытом работы в международных проектах — это девушка, которая заинтересовалась нашей идеей после воркшопа. Также она занимается защитой интеллектуальной собственности, в данный момент она наш проджект-менеджер. Есть специалист по пьезоэффектам, которому эта тема очень интересна. Еще есть несколько ребят, которые выразили готовность влиться в команду.
Если нас не выберут в Преакселератор, мы, скорее всего, пойдем в научно-исследовательскую работу. Потому что мы все равно хотим развивать эту тему, пусть даже на уровне только научной деятельности. Мы нашли много патентов на эту тему — по ним в теории можно понять, как улучшить технологию. Такой патент есть у Boeing — они ставят подобные штуки вдоль взлетных полос. А в Китае есть даже танцевальные клубы со встроенными в пол пьезоэлектриками, которые обеспечивают освещение. В России этим направлением занимаются ребята из Саратова, но начали они только в прошлом году.
Ирина Загузина
1 курс магистратуры, факультет программной инженерии и компьютерной техники, программа «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити»
Мой проект — приложение для изучения истории и культуры музыки. Сначала начнем с общих направлений: Баха, классицизма, позднее добавим модерн, джаз, рок-музыку. Но это будет добавляться постепенно, потому что объем очень большой, нужны специалисты, консультанты.
В основном я ориентируюсь на школьников, которые сейчас учатся или заканчивают музыкальную школу. Я просто сама там училась и знаю, что есть проблема с изучением музыкальной литературы, запоминанием дат, произведений, разных событий. Мне кажется, что будет классно всю информацию систематизировать в удобном формате. Я сама болею музыкой и хочу помочь другим ребятам.
В дальнейшем я думаю расширять аудиторию, потому что тема интересная. Многие хотят поднимать уровень своего образования — с помощью источников, которые позволяют это сделать быстро, мобильно и удобно.
Сейчас я занимаюсь анализом целевой аудитории, провожу интервью, ищу экспертов. Собираю команду, уже нашла разработчика. Дизайном интерфейса буду заниматься я. Но мне еще нужны маркетолог, аналитик, экономист — надеюсь, что получится найти их в Преакселераторе. Будет здорово, если мой проект понравится остальным участникам.
В теме стартапов я тоже не особо сведуща, но готова получать новые знания — за этим и пришла сюда.
Никита Буланцев
2 курс магистратуры Химико-биологического кластера, программа «Молекулярная биология и биотехнология», специализация Технологическое брокерство в области биотехнологий и наноинжиниринга
Наш проект называется «Pro Beer» — это функциональное пиво с пробиотиками. Наш продукт совмещает приятное с полезным — такое пиво будет повышать тонус, нормализировать сон, в целом оказывать благоприятное воздействие на организм.
Сейчас эта технология только зародилась в науке, но в бизнес ее еще никто не продвинул. Мы как раз занимаемся апробацией этой идеи, проверяем, стоит ли ее выводить на рынок. Вообще, моя специфика — метагеномные пробиотические исследования. Сейчас вообще достаточно остро стоит вопрос, что идеи, связанные с метагеномным анализом, тяжело реализовать в какой-то продукт, который бы действовал на уровне нашего организма. Наша разработка как раз позволяет влиять на микрофлору кишечника проверенным продуктом с тщательно подобранным составом, который любой клиент может легко принять.
Сейчас наша команда состоит из двух человек, но мы оба больше ученые. Так что для нас очень важен именно коучинг, который здесь можно получить. В Преакселератор мы пришли именно за бизнес-треком. Но если не пройдем отбор, все равно будем продолжать проект.
Мы недавно подавались на конкурс «Falling Walls Lab», отборочный тур которого проходил в Сколтехе, на другие конкурсы, гранты. Но вообще наша лаборатория пытается отойти от грантовой иглы и перейти в бизнес, научиться коммерциализировать свои разработки.
Если получится встретить людей с хорошими софт-скиллами из нашей сферы — биотехнологий — мы будем рады добавить их в свою команду. Главное, чтобы людей это интересовало.