Что стало отправной точкой для проекта? Когда и как появилась идея?
В 2011 году моя подруга Мария Отруцкая работала над дипломным проектом на тему людей с ограниченными возможностями. Ее проектом как раз стала разделочная доска для этой категории людей – это был один определенный дизайн, однако в современных условиях этот дизайн уже устарел, да и технологии во многих областях, включая эту, стремительно развиваются.
Спустя шесть лет, в августе прошлого года, мы начали развивать тему снова. У нас было несколько идей, так мы подумали запустить свой стартап. Для этого мы решили сделать новый дизайн и стали общаться с врачами, завязывать руку за спиной, чтобы имитировать возможности людей с ограниченными физическими возможностями, и буквально развивать эту тему с нуля. Мы понимали, что проблематика никуда не исчезла, и над ней нужно работать. Так получилось, что мы разработали все заново. От предыдущего дизайна мы использовали только опыт. У Маши за время работы над проектом накопилось достаточно опыта, которым она делилась со мной. К сожалению, в какой-то момент Маше пришлось уйти из проекта, потому что она не могла совмещать работу и хобби.
После ее ухода я развивала этот проект именно как стартап, как бизнес-модель. На примере классического пути стартапа я и смотрела, как масштабируется проект, как монетизировать идею, ведь люди с ограниченными физическими возможностями, а именно, люди с одной рукой, – достаточно узкая аудитория, поэтому появилась идея предложить такой проект не только этой категории людей, но и вообще всем. Другими словами, я решила сделать доску такой функциональной и привлекательной, чтобы ее захотел приобрести каждый. Почему не превратить потребности людей в возможности?
Моя целевая аудитория стала расширяться. Многие, например, любят разговаривать по телефону, некоторые из приходящих на мои многочисленные выступления оказывались родителями, у которых дети до трех лет часто не слезают с рук. Они тоже отзывались на мою идею и просили включить их в свою целевую аудиторию. Рынок стал расширяться вплоть до того, что возникла идея сделать доску для всех.
На конкурсе проект разделочной доски Grabby раскрыл тему этого года “CO-“, обозначающую идею взаимодействия дизайна и функциональности. На какие аналоги при его создании вы опирались? В чем уникальность разработки?
Когда я сделала первый дизайн, я интуитивно понимала, что делаю что-то неправильно. Тогда я обратилась к соавтору разработки – Марине Егоровой. Марина – тоже промышленный дизайнер из Академии Штиглица (транспортный дизайн), с ней мы пересеклись во время обучения в Университете ИТМО на совместной паре по коллаборативному дизайну. Тогда я взяла ее контакты и недавно обратилась к ней за помощью в связи с этим проектом, мне было интересно ее видение. Молодой человек Марины закончил Академию Штиглица, именно он предложил мне использовать идею с вакуумным кофе, на которой и основывается моя разработка. Оказалось, что есть промышленный аналог – рука-хват.
Как работает доска, можно рассмотреть на примере банки с огурцами, где конечная цель – порезать огурчик. Есть банка, мы ставим ее на песочницу доски (используем рассыпчатый кофе), кофе облекло нашу банку, мы нажимаем кнопку «отсосать воздух», после чего кофе становится жестким, у нас появилась индивидуальная ложбинка для банки, и доска ее крепко держит, поэтому теперь мы можем открыть банку одной рукой. Нажимаем кнопку допуска воздуха и убираем банку с доски. Достаем из банки соленый огурчик. Но как его нарезать одной рукой? Также кладем огурчик на доску, получаем индивидуальную ложбинку огурчика и можем его измельчить.
Прелесть в том, что индивидуальная ложбинка создается под любой объект. Сама доска состоит из нескольких слоев. Первый слой, взаимодействующий с поверхностью стола, сделан из силикона. Следующий слой – доска с моторчиком, отсасывающим воздух. В доске предусмотрено большое количество отверстий, закрытых тканью, чтобы кофе не высасывался, на самой ткани находится кофе – все это в силиконе. Сверху используется кевларовая ткань, которая не дает порезать силикон ножом, потому что кевлар не режется. Сейчас самое трудное – разобраться с тканью, так как у нее очень много своеобразных показателей. Мы выбрали кофе потому, что опирались на промышленный аналог (рука-хват).Кроме того, кофе имеет полезное свойство – вторичное использование. Получается, это экология и природный материал, поэтому подходит по философии Lexus.
Почему вы решили принять участие в конкурсе Lexus Design Award 2018 Russia Тор Choice?
Я вдохновилась посещением LEXUSDOME. В сентябре я была в Москве и не знала, куда сходить, чем заняться, в какой-то момент решила пойти в LEXUSDOME на выставку. Тогда там была организована очень эффектная экскурсия. Организаторы приглашали посетителя в искусственный лес с сверкающими светлячками и свежайшим воздухом. Ты идешь в темноте по каменной дорожке, зеркала вокруг тебя создают бесконечность этого леса, а вокруг сверкают светлячки в темноте. Проходишь по дорожке, и по пути тебе рассказывают, как работает Lexus, какие у компании ценности, какая философия.
Там же анонсировали конкурс и пригласили к принятию участия. Я посмотрела на сайте, какие победители были в предыдущие годы, и поняла, что есть шанс попасть с проектом разделочной доски. Чтобы понять, что любит Lexus, какую стилистику предпочитает компания, я начала делать мудборд. Из дома Lexus я привезла много журналов, вырезала оттуда разные элементы, которые мне нравятся, например, фары, подбирала атмосферу и локации, где они фотографируют машины – в основном на фоне природы, заметила, что очень много воздуха в фотографиях. Так была подобрана метафора «легче воздуха», отражающая образ компании, и на основании коллажа я создала пластический ключ – коллаж, передающий эмоцию. Начала смотреть аналоги на behance, смотрела, что делает мир. Потом сделала 3D модель доски.
Надо понимать, что это будущее, это концепт-дизайн. То есть это не стартап, который ты запустил завтра, или производство, которое масштабируемо достаточно просто, это даже не вопрос цены, не вопрос производства. Тут вопрос – умеешь ли ты смотреть в будущее? Сейчас я часто сталкиваюсь с тем, что в ФабЛабе мне говорят, что мою идею нереально произвести, это очень дорого, но это и есть дизайн будущего.
Как долго шла разработка?
Серьезно я занимаюсь проектом с августа 2016 года. Сначала я исследовала людей с ограниченными возможностями, изучала их потребности и потребности их родственников, их боли. В течение года у меня было создано порядка трех-четырех разных дизайнов. Финальный я разработала буквально за три недели перед конкурсом. 16 сентября я съездила в Москву, неделю рассматривала привезенные материалы и села делать проект под конкурс.
Сейчас разработка существует на уровне визуального прототипа, я делаю образцы с ребятами в ФабЛабе. Прямо сейчас работаю уже над пятым прототипом. У меня есть вакуумная доска для фрезерного станка, мне ее подарили. На доску я насыпала кофе, надела полиэтилен и сделала первый образец. Получилось косо, но работает. Главное – теперь есть понимание, куда надо двигаться. Эти прототипы дали мне понимание, какие должны быть критерии.
В августе Яша и Марина подкинули мне идею, они рассказали, что существуют такие промышленные вещи и аналоги, которые позволяют сделать дизайн будущего. Он будет не таким дешевым, какой предполагает стартап. Если бы не конкурс, наверно, этот проект так бы и заглох. Благодаря толчку (есть конкурс, надо сделать 3D модель) и победе, есть силы и желание продолжать заниматься. Летом я взяла кубок за лучший стартап-проект в социальном предпринимательстве – эта победа тоже придала мне сил не бросать проект. Тогда я также представила проект разделочной доски, но это был совершенно другой дизайн-проект. Тот конкурс был про деньги, про выход на рынок, то есть было просчитано, сколько нужно вложить, сколько можно выручить и так далее. Целый год ты крутишь в голове идею, придумываешь несколько дизайн-решений, появляется интуитивно ощущение, куда двигаться.
Ты выиграла поездку на неделю дизайна в Милане 2018. Какие преимущества в целом дает победа в этом конкурсе в твоей дальнейшей работе?
Сейчас мы держим пальчики, потому что есть возможность не только поехать на неделю дизайна в Милане, но и выставиться там со своим проектом в числе участников. На сегодня мы прошли в российском этапе и выиграли четыре ночи во время одной из самых дорогих недель в Милане. В это время туда съезжаются ведущие мировые дизайнеры, которые многое могут себе позволить, и там выставляется дизайн будущего – то, что массовое сознание пока не готово психологически воспринять. Если мы пройдем глобальный мировой конкурс, то поедем в Милан с нашим проектом и будут выделены средства на создание прототипа. Официально результаты будут известны в январе.
Если говорить про то, как победа отражается на моей работе, то могу сказать, что уже чувствую, что мои работодатели начинают ко мне относиться как к профессионалу иного уровня, узнав о том, что я номинирована на такую престижную премию, как Lexus. Теперь я и сама могу себя позиционировать как дизайнера другого уровня и выходить на другие ценники. Наконец я осознала себя в этой профессии, я развиваюсь и учусь, ведь опыта у меня и не так много – я всего год в процессии промышленного дизайна. Сейчас, мне нравится получать опыт создания проектов для производства, потому что в дизайне часто не учат экономике, а это полезный навык – смотреть реально на жизнь. Ты добавляешь элемент, а он обходится в 300 тысяч сверху.
Как планируете развивать конкретно этот проект, а также другие ваши разработки в перспективе?
Сейчас я рассматриваю доску как хобби, которым я занимаюсь в свободное от работы время. Надо заметить, хобби дает неплохие возможности. Теперь я учу английский, у меня есть серьезная мотивация до поездки в Милан подтянуть язык, чтобы найти партнеров по работе. В целом же я осознала, что до бизнес-модели мне не хватает реального опыта, и сейчас я как раз учусь на заказах по работе.
У меня появились первые заказы и уже есть выход на массово-серийное производство в Китае на пять-шесть тысяч изделий. Когда я отточу систему работы с заказчиком, тогда можно говорить про бизнес. На сегодня я работаю над дизайном в кальянной среде и с промышленными насосами. Дело в том, что, если продукт на порядок дороже аналогов, представленных на рынке, то заказчик хочет чтобы и выглядел он совершенно иначе и был удобен в использовании. Сейчас я работаю в команде с Машей, с которой начинала в свое время делать доску.