― Расскажите, как появилась идея проекта?

― Когда мы только запускали свой стартап, у нас еще не было четкой идеи, что именно делать. Начали анализировать рынок, в процессе нам нужны были данные: о том, какие сервисы есть, какие ниши растут, какие у них тренды, кто падает или развивается… Но мы не могли их никак найти. Этих данных либо не было на рынке, либо получить их можно было, лишь оформив дорогую подписку, которая стартапу не по карману. Мы очень возмутились и решили сделать свой продукт. А потом оказалось, что болело не только у нас, но и много у кого вокруг. 

Начинали с того, что пришли к крупным компаниям и предложили сделать анализ конкурентов под ключ. Например, есть банк и он хочет знать, кто из конкурентов запускает рекламную кампанию, кто планирует нанимать сотрудников, у кого какие планы по развитию. У нас получилось найти десять клиентов, но мы быстро поняли, что такой бизнес не масштабируется, под него не привлечь инвестиции.

И тогда мы решили сделать сервис, который можно масштабировать на весь мир. Сначала он показывал только трафик — человек мог ввести любой сайт в интернете и увидеть трафик за последние три года. Мы написали статью на VC, где рассказали, как можно использовать трафик, описали разные кейсы. Начиная от забавных, вроде корреляции между курсом биткоина и трафиком на биткоин-биржах, и заканчивая более серьезными. И пришло достаточно много людей, они нас поддержали и мотивировали работать дальше.

Посещаемость двух самых популярных шахматных сайтов в мире во время первой волны коронавируса выросла почти в 2 раза, а после выхода сериала «Ход королевы» взлетела ещё выше. Источник: блог компании на vc.ru

Посещаемость двух самых популярных шахматных сайтов в мире во время первой волны коронавируса выросла почти в 2 раза, а после выхода сериала «Ход королевы» взлетела ещё выше. Источник: блог компании на vc.ru

― Какому бизнесу интересна Metrica?

― У нас есть клиенты, которые работают в крупных компаниях ― в «Яндексе», Сбербанке ― и хотят запускать свой бизнес. Они покупают персональную версию, чтобы исследовать рынок. Есть крупный и мелкий бизнес. Продукт достаточно простой, так что у нас довольно широкая аудитория.

Чем выше конкурентность области, в которой работает компания, тем больше у нее спрос на то, чтобы анализировать конкурентов. Если компания не монополист, она зачастую не интересуется, что там делают конкуренты. Но в целом конкуренция в мире каждый год растет, сейчас сложно представить, как можно запустить новый бизнес или корпоративный стартап, не проведя анализ рынка.

― Какие именно данные о конкурентах анализирует сервис?

― Мы начинали с показа различных маркетинговых данных: трафика, каналов привлечения, что конкурент использует в своей рекламе. В будущем планируем собирать все открытые данные в интернете, анализировать их и вывести конкурентный анализ на совершенно другой уровень. 

Например, компания-конкурент начала размещать у себя на сайте или на HeadHunter вакансии или запускать новый продукт. И мы можем оповестить об этом конкурентов, а они — оперативно среагировать. Это делает бизнес-среду более конкурентной. А чем конкурентнее среда, тем лучше для потребителей, тем качественнее продукты, которые есть на рынке.  

Всего у нас около четырех открытых источников, мы их парсим на регулярной основе, написали свой алгоритм, обрабатывающий и собирающий данные. Сейчас внедряем машинное обучение. 

Сервис Metrica. Источник: metrica.guru

Сервис Metrica. Источник: metrica.guru

― Вы участвовали в Акселераторе ИТМО. Как вы оцениваете этот опыт?

― Мы достаточно давно находимся в коворкинге ИТМО, со дня основания. А один из наших фаундеров учился в университете и рассказал про акселератор. Самым полезным в акселераторе оказалось общение с трекерами: они поддерживали нас, говорили, где поднажать, модерировали наш путь. 

― Как планируете развивать проект?

― Полтора месяца назад мы начали тестировать монетизацию. В целом получили неплохие результаты: собрали $2 тыс. конкурентной выручки за 1,5 месяца. Сейчас у компании есть три-четыре бизнес-направления, которые мы хотим тестировать. 

Концептуально, у нас есть план растить выручку и в октябре подготовить продукт к выходу на европейский рынок. Пока регистрируем компанию, готовим перевод сервиса на английский язык и видим в этом большой потенциал: там больше клиентов и выше платежеспособность.

― В каких странах планируете запускаться?

― Начнем со стран, которые ближе к нам, там конкуренция ниже и проще зайти. Мы думаем сделать тест в Польше. Если все пройдет хорошо, то переведем сервис на основные языки и запустим его. Сейчас он неплохо органически растет, но нужно понять, будет ли он также расти на европейском рынке. Пока у нас 2 тыс. пользователей в месяц, в день это около 100–300 человек. 

Дмитрий Комаренцев, фото из личного архива собеседника

Дмитрий Комаренцев, фото из личного архива собеседника

― Какие планы по монетизации?

― Мы пошли на смелый шаг и решили давать 14 дней бесплатного использования сервиса на полном функционале. Если он окажется для человека полезным, то пользователь останется и будет в дальнейшем платить за подписку. Понятно, что с точки зрения монетизации это не самый эффективный подход. Но нам он кажется более честным: мы хотим брать деньги с людей, только если сервис для них эффективен.  

― Приведите пример удачного кейса с использованием сервиса?

― Мы общались с одним из пользователей, он работает в компании, продающей стройматериалы. Компания «падала» на протяжении восьми месяцев. Постоянно падал трафик, они сильно переживали, заказывали дополнительные исследования у агентств, пытались понять, что происходит… Человек пришел к нам, вбил конкурентов, построил тренды и увидел, что падение фиксируется у всех, а не только у их компании. Тогда они поняли, что это тренд на рынке, а не следствие их действий, и смогли принять определенное решение.

Metrica Research. Источник: metrica.guru

Metrica Research. Источник: metrica.guru

― То есть глобальные рыночные тренды тоже можно увидеть, анализируя их с помощью сервиса? 

― Да, мы это видим так, что наш сервис помогает в принятии решений: стратегических или тактических. Например, куда направить бюджет, какое продуктовое или маркетинговое направление выбрать.

― Много ли у вас самих конкурентов?

― Аналитических сервисов очень много. Зачастую крупные компании используют много аналитических сервисов для разных задач: контекстной рекламы, аналитики в офлайне и многого другого. Мы нашли свою нишу — анализируем тренды на рынке, в ней у нас есть всего два конкурента. Но они концентрируются на крупных компаниях, а мы ориентируемся на бизнес поменьше. 

Перейти к содержанию