С ноября 2017 года участники команды (Роман Вахрушев – идейный разработчик проекта), развивающие проект Horum, проходят акселерацию в Центре предпринимательства Университета ИТМО в рамках программы Future Technologies. С идеей о запуске образовательного стартапа с использованием технологий виртуальной реальности ребята пришли в Цетр предпринимательства после московского хакатона EdHack AR/VR, в котором приняли участие в сентябре прошлого года. В рамках двухдневного состязания участники команды разработали первый проект с концепцией урока. На сегодняшний день готова его демоверсия.

«Мы обучаем людей в виртуальной реальности практическим навыкам – тем, которым, к примеру, можно обучиться в университете, посещая его очно. В нашей программе можно взглядом, а вскоре и управлением жестами рук с помощью телефона и картонных очков VR взаимодействовать с уроком. То есть пользователь может не просто наблюдать за видео в интернете, а еще и производить действия, которые необходимы для обучения. Другими словами, это замещение очного формата обучения», объясняет Роман Вахрушев.

Уникальность проекта в том, что для использования разработки не нужно дорогостоящее оборудование – лишь телефон и картонные VR-очки. К слову, западные аналоги (например, проект VR Class или RedBoxVR) чаще всего используют собственное оборудование. Так, очки от компании обойдутся пользователю в 150 долларов, в то время как картонные очки продаются во многих робототехнических и игровых магазинах, и стартовая цена на такие очки составляет не больше 200 рублей. 

Роман Вахрушев
Роман Вахрушев

Онлайн-сервис Horum работает в формате приложения. Пользователь скачивает приложение, выбирает необходимый ему урок, подключает очки, и взаимодействие начинается. Демоверсию первого урока в скором времени сможет протестировать всякий желающий на любом телефоне, начиная с 2012 года выпуска.  Также в приложении предусмотрена функция проведения лабораторных работ, контрольных и других образовательных форматов. Изначально онлайн-сервис задумывался как инструмент для проведения собеседований, презентаций, конференций и обсуждений в виртуальной реальности, однако позднее участники команды переориентировались на образовательную сферу, в которой подобный продукт более востребован.

За время интенсива студенты разработали демоурок, нашли людей, которые создают для проекта 3D-модели и веб-платформу для взаимодействия с интернетом. Программа Future Technologies START заканчивается в середине марта – к этому времени разработчики планируют иметь работающую бизнес-модель и примеры проданных уроков.

VR Forum. Источник: crans-montana.ch
VR Forum. Источник: crans-montana.ch

Образовательный контент для уроков студенты разрабатывают самостоятельно. В команде, помимо технических специалистов, работают преподаватели, которые пишут сценарий и консультируют разработчиков: преподаватели, которым Horum создает виртуальные уроки, могут дать личный сценарий или им его напишут участники команды, а также разработают 3D-модели и снимут в формате видео 360. Будущие пользователи сервиса получат доступ как к техническим дисциплинам, так и к гуманитарным наукам. Так, первый демоурок, разработанный студентами, стал междисциплинарным и позволяет ученику погрузиться в древнеримский город Помпеи, параллельно получая информацию про уничтоживший его вулкан и его строение, также в этом же уроке реализован биологический подход к устройству вулкана. На создание урока у команды уходит от недели до двух месяцев в зависимости от сложности урока, а сам урок длится не более восьми минут.

Сегодня команда находится на стадии переговоров с вузами и школами Санкт-Петербурга и Москвы, в частности разработчики обсуждают возможность внедрения разработки в учебный процесс Университета ИТМО. Так, предметом обсуждения стал курс «Информационная грамотность» общий для первого курса бакалавриата, рассчитанный на один семестр. Речь в данном случае идет о том, чтобы часть программы переложить на уроки в виртуальной реальности, которые будут организованы в виде коротких резюме основных уроков. Цель сотрудничества – возможность студентам запомнить материал эмоционально. В случае, если у студента будут очки в личном доступе, пройти такие уроки можно будет, не выходя из дома.