После того, как команда прошла акселерационную программу в бизнес-акселераторе Future Technologies, многое поменялось в работе проекта. Расскажите, что изменилось в первую очередь?
Серьезно изменилась команда. Ключевой состав остался таким же, однако те, кто не относился к проекту как к бизнесу или своей будущей работе или же кому не хватало энтузиазма, отсеялись.
Сегодня команда состоит исключительно из людей, которые понимают, что будут заниматься проектом ближайшие несколько лет минимум. Я присоединился к проекту в апреле прошлого года. Также изменилась концепция проекта: если сначала формулировки идеи были неаккуратными, то сегодня все гораздо быстрее понимают, что представляет из себя продукт. Раньше речь шла про восприятие, работу с мозгом, планирование коммуникации — слова, безусловно, интересные и красивые, но мало кто понимал, что именно за ними стоит. Постепенно мы постарались уйти в игры, так как в процессе игры человек управляет процессами силой мозга.
Концепт игры зашел аудитории лучше, его мы протестировали в свое время на VKfest — тогда мы демонстрировали спиннер, который нужно было крутить усилием мысли. Позднее выяснилось, что компании заинтересованы в побочных эффектах этих игр. Известно, что нейрофидбэк приносит большое количество полезных эффектов: повышение эффективности, продуктивности, снижение стресса — во всем этом компании заинтересованы. Тогда же у нас замкнулась цепочка и мы поняли, что можем давать человеку не просто поиграть, но и принести пользу, помогая восстановить эмоциональный баланс. Сегодня идея проекта звучит так: мы предлагаем платформу и мобильное приложение для повышения продуктивности людей и снижения уровня стресса с помощью нейрофидбэка.
Когда вы стали изучать свойства нейрофидбэка?
Нейрофидбэк в нашей команде был известен, поскольку один из основателей стартапа Юрий Коноплёв заинтересовался работой мозга и всего того, что с ним происходит. В свое время Юрий круто изменил вид деятельности: из программистской сферы ушел в сугубо научную категорию, связанную с нейрофизиологией, сейчас он аспирант в Институте мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН. Именно он отвечает за научную «начинку» проекта.
Как компании могут использовать нейрофидбэк?
Эффекты должны быть измеряемыми, чтобы можно было говорить об их конкретной пользе. В нашем случае речь идет о том, что сотрудник может снизить уровень стресса или повысить продуктивность. Стресс может измеряться простыми способами, например, анкетированием или методом получения субъективных данных. Мы спрашиваем у человека о том, насколько он оценивает свой уровень стресса.
Продуктивность измеряется в количестве выполненных задач за единицу времени, например, в количестве строк кода, написанных за час — это объективные данные. В качестве субъективных данных могут выступать представления начальства о том, насколько сотрудник был сконцентрирован и сфокусирован на работе. В нашем продукте присутствует комбинация субъективного и объективного — это было непросто придумать, нам помогали сами компании-клиенты, которые желали измерять параметры продуктивности и стресса в цифрах.
Теперь мы понимаем, что в соответствии с проведенными исследованиями уровень стресса может падать на 90 %, другими словами, есть разные уровни и стадии стресса. Есть эмоциональное выгорание, снижение жизненного тонуса, настроя и прочее. Если в некоторых моментах такое состояние оправдано, например, человек просто попал в сложную ситуацию, ему можно помочь — с помощью нейрофидбэка тренировать мозг.
Для тех компаний, с которыми мы сотрудничаем, эффекты от продукта лежат не в области софта или чего-то иного, что позволяет рассчитывать, оптимизировать или выполнять функции. То, что мы делаем, лежит в плоскости самого важного, что есть у компании — плоскости людей. Самый важный актив компании — люди, и мы делаем их счастливее, позволяя меньше уставать на работе. Хороший сотрудник это тот, кто не перегорит через два года, не уйдет и в таком же режиме продолжит работать довольно долго.
Вы довольно часто ездите на различные ивенты. Насколько стартап-фестивали, конкурсы и конференции — необходимый этап для молодого проекта? Как относиться к таким мероприятиям?
Известный инвестор Аркадий Морейнис, со многими мыслями которого я согласен, считает, что конкурсы стартапов и различные конференции не нужны и даже вредны молодым компаниям, так как они не имеют никакого реального отношения к бизнесу, это только тусовка. Когда была запущена программа, в рамках которой Аркадий был готов инвестировать до одного миллиона долларов в проект, его обязательным требованием стало отсутствие в биографии команды участия и победы в различных конкурсах стартапов.
Мы согласны и считаем, что к бизнесу такая активность имеет мало отношения, однако мероприятия бывают разные. Например, мы посещаем те ивенты, где мы можем показать большому количеству людей новые игры или новую часть продукта, чтобы оперативно и от большого числа людей получить обратную связь. Также нас интересуют мероприятия, в которых представлена сильная B2B составляющая, как это было на фестивале Shift в Турку (Финляндия). В таком случае можно пообщаться напрямую с потенциальными клиентами и партнерами, это нам интересно.
Есть мероприятия с более свободной атмосферой, фестиваль *ship как раз относится к их числу. Его мы воспринимаем больше как ретрит — лето, Финляндия, озера, отличная компания. Однако и в случае с этим фестивалем мы понимали, что есть важная составляющая по общению с компаниями из Финляндии. Кроме того, конкурс питчей — это очередная возможность потренировать свой английский на международной арене перед профессиональным жюри. Вскоре мы пройдем акселерационную программу в Нью-Йорке, поэтому участие на *ship можно рассматривать еще и как подготовку.
Молодым компаниям стоит меньше внимания уделять тусовочным мероприятиям и направлять все силы на продажи и на продукт. С другой стороны, если в участии есть хоть какая-то польза и оно не сильно отнимает время и средства, чего у молодых стартапов всегда мало, почему бы и нет. Команде нужно представлять, зачем им принимать участие в том или ином ивенте. Если в итоге история притянута за уши, то ехать не стоит. Если же с мероприятия можно что-то получить, например, если проект на стадии готовности и надо обзавестись связями, то ехать стоит. Поездки не должны быть накладны по бюджету. В целом таких мероприятий в нашем регионе не очень много. Так, Spb StartUp Day и GoTech в Москве обязательны к посещению, так как там можно пообщаться с потенциальными клиентами. Если компания новая, то все эти каналы — возможность попасть на радары.
В каких конкурсах и фестивалях удалось поучаствовать вам?
С июля прошлого года мы побывали на VKfest, Старконе, Дне науки в Люмьер-холле, SPb StartUp Day — это мероприятие оказалось для нас знаковым. Также мы побывали на GoTech в Москве, 4YFN в Барселоне — мероприятие проходило в рамках Mobile World Congress '18, куда нас привезла компания Beeline. Также мы ездили на B2B конференцию CUBE TECH FAIR, побывали на стартап-ивентах Slush, Shift и Polar Bear Pitching в Финляндии, принимали участие на МПЭФ и последним стал фестиваль *ship в Финляндии.
На SPb StartUp Day мы познакомились с компаниями, заинтересованными в нашем продукте, и вместе мы думали над тем, как его развивать дальше. Компаниям был необходим инструмент, с помощью которого с эффектами можно было бы работать на уровне предприятий. В результате совместной работы родился важный элемент продукта — личный кабинет для компаний, в котором можно отслеживать прогресс сотрудников в различных категориях, например, в улучшении релаксации, концентрации и других моментах. Это был интересный опыт.
Часто говорят про силу нетворинга на таких мероприятиях, поэтому многие едут не за победой, а за связями. Вам удалось проверить на себе волшебную силу нетворкинга? Помогли ли вам хоть раз связи, полученные на таких ивентах?
Да, например, на фестивале Shift в Финляндии мы с партнером хорошо поработали, и нам удалось пообщаться с более чем 50 компаниями. Все встречи были заранее обговорены, на этом фестивале очень хорошо работал инструмент для назначения встреч. Про *ship пока говорить рано. На Cube Tech Fair мы познакомились с CEO Emotiv, с которым у нас сейчас намечается плодотворное партнерство.
UGC-редактор RusBase отметил вас в числе российских стартапов, которые провели отличные презентации и вышли в финал среди десяти проектов, однако выступления большого числа российских команд оставляли желать лучшего. Что в вашем случае стало секретом успеха — хороший английский, регулярная практика выступлений на международных площадках или тщательная подготовка?
Все, что вы перечислили. Помимо действительно хорошего английского и регулярной практики выступлений, важна подготовка. Как минимум начинать готовиться стоит за несколько недель. Не скажу, что я был поглощен только подготовкой, скорее она шла параллельно с другими делами, но в любом случае прогнать несколько десятков раз спич необходимо.
Репетировать можно перед зеркалом и на запись — здесь нет никаких особенных приемов. Я видел, как некоторые наши ребята забывали текст, а с плохим английским это смотрится совсем печально. В некоторых случаях создавалось впечатление, что команда уверена в крутости своего проекта и что сидящие на презентации сами должны были все понять. Команды могли показать всего один слайд и посчитать, что этого достаточно. Так делать не стоит, подготовка нужна в любом случае. Для финнов английский язык тоже не родной, однако из их питчей все было понятно, кто чем занимается. Также очень важно следить за временем и желательно знать о том, сколько тебе дадут минут на выступление, заранее. Некоторые узнавали о временном лимите уже на месте.
Вам удалось выработать набор правил, которыми стоит пользоваться на каждом крупном состязании? Например, как общаться с инвесторами, как вести себя на сцене.
Что рассказывать или не рассказывать инвесторам зависит от того, на какой стадии находится продукт. Иногда нужно просто познакомиться, рассказать о том, кто вы. Если команда на стадии привлечения новых средств, у нее есть четкие цели на конкретного инвестора, то есть смысл заранее списаться с ним через инструменты, которые предоставляет организатор. На большом количестве мероприятий за несколько недель появляется профиль всех участников, и можно каждому написать. Так было в Берлине, Барселоне и на фестивалях в Финляндии. Стоит изучать профиль инвесторов, чтобы не тратить ничье время впустую.
В комментарии для RusBase вы сказали, что нет смысла ехать на *ship, если командам нечего предложить местным компаниям. Когда вы ехали на ивент, вы ориентировались на кого-то конкретного?
Мы узнали о мероприятии заранее, поэтому было время подготовиться, посмотреть, какие будут выступать спикеры и какие будут внеплановые мероприятия в рамках фестиваля. Мы знали, что будут присутствовать несколько компаний из городов Котки и Хамина, и нас интересовало, насколько компании, занимающиеся логистикой, работают с инновационной составляющей. Удалось пообщаться не со всем, с кем планировали, однако некоторые важные встречи все же состоялись.
Как вы мониторите информацию о приближающихся событиях: конкурсах, фестивалях?
О многих событиях мы узнаем от друзей и партнеров. Также отдельно на различных площадках мы специально мониторим мероприятия. Пока что все ивенты, в которых довелось поучаствовать, были очень в тему. На любом уровне развития проекта участники должны следить за тем, что происходит в среде. Цель компании не посещать мероприятия, а искать новые возможности — это помогает улучшить продукт и продать его большему количеству клиентов. Параллельно в качестве бонуса прилагается нетворкинг. Если же дело касается отраслевых проектов, то мониторить просто необходимо постоянно и для этого существуют тематические порталы.
Расскажите о поездке в Нью-Йорк.
Это мероприятие, которое может растянуться во времени надолго. Это акселерационная программа от бизнес-акселератора Starta Capital, которая уже началась. Программа нацелена на тех, кто хочет выйти на американский рынок, соответственно, мы составили для себя несколько задач с четкими цифрами, которые должны выполнить за время акселерации. Опять же, сталкиваюсь с большим количеством энтузиазма по отношению к этой программе от ее участников, основанной на восторге, ведь программа проходит в Нью-Йорке. Когда ты едешь на такого рода мероприятия, ты должен концентрироваться на работе, а не на крутости того места, куда отправляешься.
Весной в Санкт-Петербург приезжал Джеффри Доненфелд — инвестиционный менеджер американского акселератора Boomtown, который сказал, что иностранным стартапам при желании выйти на американский рынок нужны американские эдвайзеры — консультанты, менторы или эксперты с американской стороны, которые, ознакомившись с проектом и разобравшись в нем, готовы поручиться за него перед американским инвестиционным сообществом. Как вы относитесь к такому тезису?
Если у компании стоит цель делать продажи в США, то наличие связей важно, но не является ключевым. Главное — чтобы американские контрагенты и партнеры имели доверие к этой компании, это достигается с помощью абсолютной уникальности и крутости продукта, а также же при наличии американской дочерней компании или регистрации всей компании в США.
Если говорить про взаимоотношения компания-инвестор, то американские инвесторы по умолчанию предпочитают инвестировать в американские компании. Большинство инвесторов даже не рассматривают возможность выйти с инвестициями за пределы Америки. В таком случае, разумеется, поручитель, который объяснит, что на проекте можно заработать, будет несомненным плюсом. Таких поручителей в США знают, у них есть своя сеть контактов и иных инструментов, которые помогут стартапу проложить путь к успеху в США.