Мы уже привыкли заказывать через приложения такси, одежду, еду и даже продукты. Но индустрию кофеен процесс цифровизации пока коснулся слабо. Команда проекта Coffee Map работает над приложением — агрегатором кофеен, в котором можно будет заказывать кофе с собой заранее к определенному времени. Авторы идеи считают, что кофейни уже давно нуждаются в подобном приложении — особенно сейчас, когда посещение заведений ограничено, а весь общепит уходит в доставку и работу на вынос.
Корреспондент ITMO.NEWS поговорил о проекте с Иваном Зверевым, основателем стартапа Coffee Map. Иван рассказал, как будет устроено приложение, кто будет им пользоваться и как оно может помочь заведениям справиться с кризисом.
Для начала расскажите об основной идее приложения.
Coffee Map — это мобильное приложение, которое дает возможность заказать кофе в вашей любимой кофейне заранее или вообще на какое-то определенное время. Проблем, которые решает проект, довольно много: это и очереди, и долгое ожидание, и сложный процесс покупки — например, когда в кофейне отсутствует безналичный расчет. Ну и сейчас самая актуальная проблема — нарушение социальной дистанции.
Также приложение решает проблему, когда вы оказываетесь в незнакомом районе: в нашем приложении работает еще и система рейтинга — то есть оно сможет рекомендовать вам проверенные кофейни поблизости. Это же решает и проблему отсутствия экспертизы — мы формулируем идею именно так. Благодаря системе отзывов пользователи будут знать, какие кофейни хорошие, а какие — не очень, чем они отличаются, какие у них есть особенные фишки.
Как вы пришли к идее такого проекта?
Меня сложно назвать большим фанатом кофе, просто я хорошо к нему отношусь. Но у меня много знакомых, которые регулярно берут кофе с собой, и они часто жалуются на то, как долго подчас приходится ждать и как это неудобно. Ну и в принципе я заметил, что в этой сфере отсутствует цифровизация как таковая. Технологии коснулись уже практически всех сфер нашей жизни: через приложение мы заказываем такси, доставку продуктов из магазинов, еды из ресторанов.
Отсутствие цифровизации — это реальная проблема кофеен. И, мне кажется, она даже актуальнее, чем, например, для ресторанов. Потому что зачастую человек берет кофе утром, по пути на работу — когда он сильно торопится и его время максимально ценно. Я подумал, что если бы появилось решение такой проблемы, это всем бы значительно упростило жизнь: клиенты бы чаще заказывали кофе, зная, что они никуда не опоздают, а кофейни были бы рады дополнительному потоку клиентов.
Мы начали общаться с кофейнями на этот счет — выяснилось, что больше всего их сейчас интересуют дополнительные клиенты и то, сможем ли мы помочь их привлечь. Рынок общепита, в том числе и кофеен, сейчас сильно сжался. И кофейни на многое готовы, лишь бы появились новые клиенты.
Чтобы выжить, многие запустили доставку. Вы тоже рассматривали возможность доставки?
Мы анализировали такой вариант, но это выходит слишком дорого. Это могло бы сработать только в том случае, если бы получилось аккумулировать заказы: грубо говоря, если бы в одном доме двадцать человек одновременно заказали кофе, то доставка бы окупалась. Но очевидно, что такой вариант крайне маловероятен. Так что мы отказались от этой идеи.
А как насчет конкурентов, кто-то еще наверняка думает в этом направлении?
Были похожие стартапы, но они не смогли выжить на рынке. Проблема подобных агрегаторов в том, что, если они не приводят новых клиентов, то их партнеры отваливаются, потому что их интересует только поток людей. Не так давно еще появились телеграм-боты — недавно такого запустила сеть кофеен Baggins Coffee.
Но там можно заказать кофе только за десять минут до своего прихода. У нас же таких ограничений нет, можно заказывать на любое определенное время. Но первый шаг к цифровизации, тем не менее, они уже сделали.
Почему вы думаете, что ваша идея сработает? Какой стратегии вы придерживаетесь?
У нас много идей на этот счет. Много разных стратегий можно реализовать благодаря кофейням и их желанию. Могу сказать, что основополагающим инструментом будет общая программа лояльности для всех кофеен. На базе такой программы мы придумали множество методов привлечения новых клиентов. Также мы имеем возможность использовать уже устоявшиеся способы, которые за нас проверили другие фудтех-стартапы, недавно вышедшие на рынок. Мы общались по этому поводу с кофейнями и получили их предварительное согласие.
А как вы планируете монетизироваться?
С каждого заказа мы будем забирать процент — он оговаривается индивидуально, но в среднем это от пяти до семи процентов. И еще каждая кофейня будет платить небольшую абонентскую плату — за поддержание сервиса. Это поможет нам обеспечивать работу команды.
Есть ли у вас уже предварительные договоренности, удалось связаться с какими-нибудь крупными сетями?
Пока что мы не обращались к крупным игрокам рынка, в нашем фокусе — монокофейни и маленькие сети. Большие сети все-таки не привыкли работать со стартапами, они любят те проекты, которые уже укрепились на рынке и доказали свою эффективность.
Территориально мы хотим начать с кофеен Васильевского острова — просто потому, что у нашей команды здесь офис. А дальше мы, конечно, планируем расширяться на центр города и спальные районы. У нас есть предварительные договоренности, нам в этом помогает сарафанное радио — ведь все владельцы кофеен общаются друг с другом, для них это важно. Если мы хорошо покажем себя с самого начала, остальные тоже будут не против подключиться.
Сколько человек работает над вашим проектом?
У нас два программиста, два дизайнера, один разработчик, продажник и маркетолог — со мной получается восемь человек. Я же занимаюсь организацией и в целом всем понемногу: и переговорами с кофейнями, и веб-разработкой (это моя непосредственная специализация), и немного дизайном. Половина нашей команды — это студенты, другая половина совмещает работу над проектом со своей основной работой. У нас все в основном трудятся за идею, потому что денег пока не так много — мы вкладываем личные средства, а к привлечению инвестиций только готовимся.
Как вы собирали команду?
Изначально был определенный костяк: я, Владимир, экономист, и Марк — он бывший ресторанный маркетолог и работал в достаточно крупных сетях. Мы все близкие друзья, у меня получилось воодушевить парней. Владимир рассказал о проекте своим знакомым и коллегам — и они загорелись. А дизайнеров я нашел уже по своим связям. На самом деле у нас получилась довольно дружная команда, мы все очень сильно верим в эту идею и живем ею.
На какой стадии вообще находится ваш проект?
Мы очень близки к MVP, готовимся запуститься в ближайшее время — возможно, скорее всего это произойдет в июле. Потому что сейчас самое удачное время — кончается карантин, заведения открываются и сильно нуждаются в новом потоке клиентов. Мы потратили на приложение много ресурсов, сейчас оно еще не до конца готово, но мы скоро его закончим.
Расскажите про свою работу в Акселераторе ИТМО. Как вы в него попали?
Изначально мы вышли из Преакселератора. О нем я узнал от своего друга и партнера по проекту Марка — он всегда интересовался стартаперской тусовкой. Там нам дали очень хорошую базу, начальную школу. В Акселераторе программа уже поинтереснее, там дают более предметные знания: как представлять команду, как проводить переговоры, как прокачивать софт-скиллы, налаживать контакты. Нам помогают организовывать встречи с инвесторами и публиковаться в СМИ, рассказывать о своем проекте.
Мы все влюблены в Акселератор и благодарны ему за то, что он вообще существует. Здесь очень приятная обстановка и организация, здесь просто круто находиться, потому что знаешь, к кому обратиться за советом или помощью, знаешь, что тебе всегда помогут. Плюс постоянный поток полезной информации, знаний, близких по духу людей, с которыми ты можешь пообщаться — и все очень дружелюбные.
Как вы видите развитие своего продукта в будущем? Будете внедрять какие-нибудь новые фичи и функции?
У нас будет достаточно много уникальных фишек. Например, в ближайшей перспективе мы хотим внедрить такую технологию: мы будем анализировать время будильника пользователя и привязывать к этому времени пуш-уведомление, которое будет намекать, что пора заказать кофе в любимой кофейне. Мы также планируем отслеживать, куда человек чаще всего ходит.
Кроме того, у нас будет календарик с расписанием — там можно будет указать дни и конкретное время, к которому вам нужно приготовить кофе. Получится что-то вроде автоматической подписки — это позволит лишний раз не лезть в приложение и не тратить время.
Ну а глобальные планы у нас — расширяться на Москву и всю Россию, а потом и СНГ, если в Петербурге все пойдет хорошо. Европейский рынок мы не рассматриваем — там совсем другая культура потребления, там люди не привыкли сильно спешить. Они любят посидеть в кофейне, пообщаться.