Насколько я знаю, ты окончил бакалавриат по специальности «Информационная безопасность», а в магистратуру ИТМО пошел учиться веб-дизайну. Почему ты сменил специальность?
Вообще, я хотел стать архитектором, но не вышло. Когда один мой друг поступил на информационную безопасность, я подумал, что если тоже поступлю, то буду сидеть в банке и отбиваться от хакеров. И мне показалось, что это выглядит красиво!
Я поступил и стал ходить на хакатоны. На них я в основном занимался подготовкой презентаций, визуальной частью, упаковкой продукта. В то время я и начал создавать дизайн и рисовать, и меня это зацепило. Тогда я подумал, что, может быть, стану дизайнером. Когда я заканчивал бакалавриат, преподаватели, которые перешли из ГУАПа, где я учился, в ИТМО, позвали и меня. И я пошел в магистратуру, но уже на дизайн.
Мне хотелось делать удобные и красивые интерфейсы. К тому времени я успел поработать в компании «First Line Software», куда нас небольшой командой позвали после очередного хакатона, сделал для нее мобильное приложение, и в ИТМО поступил по конкурсу портфолио.
В какой момент ты решил основать первый стартап?
Через пару месяцев после поступления я увидел новость о том, что Акселератор ИТМО открывает набор. Я уже делал проекты и участвовал в хакатонах, к тому же, у меня был список идей, которые я записывал и хотел реализовывать. Я позвал своего друга, с которым мы вместе поступили в ИТМО, и мы начали делать «Funbo».
Что это за проект и что с ним сейчас?
«Funbo» — это проект, который изначально позволял геймерам играть со своими кумирами, профессиональными игроками и стримерами. Вскоре мы поняли, что они хотят не просто играть, а учиться, поэтому стали организовывать образовательные курсы по онлайн-играм от звезд киберспорта.
В августе прошлого года мы перестали его развивать. Мы дошли до этапа с аудиторией до 16 000 человек и запустили платный продукт, через который прошло несколько сотен человек. Так вышло, что команда уже замоталась, да и я устал. Все в очередной раз решили, что пойдут работать и набираться опыта. Я подумал, что тоже хочу пойти в классную компанию, поработать, узнать, как там выстроены процессы.
Как ты выбирал работу?
Я отправил заявки в, как мне казалось, классные компании: «Яндекс», «Aviasales», «Тинькофф». Как раз в «Тинькофф» я быстрее всего прошел тестовые испытания и собеседования, и мне сделали оффер. Я перебрался в Москву и, начиная с сентября, жил и работал там.
Как ты думаешь, какой опыт помог тебе получить позицию?
Мне очень помог опыт Акселератора ИТМО. Я считаю, что в университете самое классное — это студенческие клубы, активные люди и неравнодушные преподаватели. В акселераторе я многое для себя осознал, и в целом очень вырос. Хоть «Funbo» и не взлетел, во многом благодаря ему я устроился в «Тинькофф».
Чем ты занимаешься в компании?
Я product-аналитик. Занимаюсь автоматизацией подбора персонала и другими внутренними hr-проектами.
Теперь ты снова занимаешься стартапом, но уже другим. Почему ты решил вернуться в эту сферу?
Я понимал, что в работе в «Тинькофф» есть свои огромные плюсы, но мне хотелось больше драйва и энергии. Еще в рамках работы над «Funbo» я знакомился с разными людьми, общался и искал инвестиции. Через общего знакомого я познакомился с Димой Комаревцевым и Сережей Алексеевым из cs.money. Диме показалось, что мы делаем что-то прикольное, и мы с ним поддерживали связь, даже когда «Funbo» развалился.
В августе этого года я вернулся из Москвы, мы встретились и все-таки решили делать совместный проект. Мы договорились, что в октябре попробуем поработать вместе. В процессе творческого и аналитического поиска мы дошли сначала до другой идеи, из которой уже потом родилась «Метрика».
Что это была за идея?
Мы хотели выйти на рынок видеосвязи и сделать что-то для людей, которые ей пользуются. Мы решили изучить рынок, насколько он вырос в связи с пандемией и развитием удаленного общения по видео. Для этого нужно было использовать профессиональные сервисы, например, SimilarWeb, Crunchbase, Statista. Но дело в том, что они дорогие и обычно не предполагают разового исследования, а берутся на какой-то период. К тому же, некоторые из них работают только с юридическими лицами.
Я это подметил и предложил сделать единый доступ к этим сервисам по часам, дням или неделям, первоначально идея была такая. Мы стали искать людей, которые тоже не хотели платить огромные деньги. Но оказалось, она нарушала авторские права с юридической точки зрения, и мы решили в это не лезть.
Но как тогда появилась Metrica.Guru?
В процессе общения с потенциальными пользователями мы узнали, что некоторые из них не знают об аналитических сервисах или не готовы разбираться в них. Однако им все равно нужна информация, которую эти сервисы могут предоставить. Мы подумали, что можем создать сервис, который в пару кликов будет выдавать клиентам информацию о конкурентах. То есть мы проверяли одну идею, а потом, когда пробежались по всему, что нам говорили люди, нашли новую и решили продвигать ее.
Чем именно полезен ваш сервис?
Мы регулярно мониторим конкурентов заказчика, например, раз в неделю или месяц, и отправляем ему самые интересные данные, чтобы владелец компании ничего не пропустил. Таким образом, ему не нужно постоянно заходить и проверять, не закупил ли конкурент новую рекламу, увеличился ли у них трафик или упал — мы сами отправим эту информацию. Мы даем глобальную картину — все отчеты в одном месте. Как аналитики мы отбираем за клиента данные, которые несут для него ценность.
В своей статье на VC.ru ты пишешь, как правильно общаться с пользователями. Почему это важно для стартапа?
В ходе личного разговора люди понимают, что тебе можно доверять. В то же время ты можешь сделать выводы о том, несет ли ценность то, что ты делаешь. В процессе разговора, даже не имея продукта на руках, ты можешь сказать, что он у тебя есть и спросить человека его мнение об идее.
Например, у тех, кто отзывался положительно, мы спрашивали, почему они так сказали, а потом уже предлагали поучаствовать в тестировании продукта. Так и привлекали первых пользователей. Можно даже брать с них деньги уже на этом этапе. Если человек перевел тебе деньги, это значит, что ему действительно нужно то, что ты делаешь. Это лучший триггер для основателей стартапа. Деньги ты можешь вернуть и сказать, что продукт будет готов чуть позже, поблагодарить за отклик.
Что делать, если вас попросят протестировать продукт сразу, а он еще не готов?
Кто-то действительно может тебя раскусить и попросить показать продукт сразу. В таком случае можно честно сказать, что его пока нет, и ты просто проверяешь гипотезу. Но будут и те, кто заинтересуется и поверит в тебя. Тогда в течение недели можно подготовить прототип.
Например, когда мы делали первые продажи «Funbo», у нас была только гипотеза о том, что стримеры и профессиональные игроки готовы играть со своими фанатами. Мы сделали группу ВКонтакте, пригласили одного стримера, заплатили ему денег вперед, начали крутить рекламу и предложили геймерам с ним сыграть за деньги, продавали билеты. На то, чтобы это провернуть, нужна неделя.
Получается, можно продавать даже незаконченный продукт?
Суть стартапа — максимально быстро проверять гипотезы. Если ты будешь делать продукт, а потом узнавать, нужен он кому-то или нет, ты будешь тратить на это кучу времени, и в 95% случаев не попадешь в аудиторию. А после взаимодействия с пользователями ты всегда можешь что-то изменить. Да и люди не обижаются. Не было на моей памяти такого, чтобы кто-то сказал, что его обманули.
С самого начала нужно не сидеть и писать какие-то продукты, как у нас любят, а делать их руками. Сейчас множество идей можно проверить за пару вечеров, и взять с пользователей за это первые деньги. Даже если тебе кажется, что он невероятно страшный с некрасивым интерфейсом, но он закрывает боль пользователя, тебе заплатят даже за прототип. Вообще говорят, что если ты сделал MVP и тебе за него не стыдно, ты переусердствовал.
Как ты в целом относишься к тому, что кто-то может негативно отзываться о твоих идеях?
Как правило, людям не выражают негатив, если ты просто зовешь их поговорить. Даже если один человек из сотни что-то такое скажет в ответ, не стоит обращать на него внимания, он не твой клиент. Нужно фокусироваться на тех, кто дает тебе ценную информацию.
В стартапе вас всего трое, как вы распределяете обязанности, чтобы все успевать?
Формально я отвечаю за продвижение, подачу и продажу, ребята — за техническую часть продукта. Но на ранней стадии зон ответственности практически нет. Мы просто в начале каждой недели договариваемся, как делим между собой задачи.
Чему тебя научил опыт первого проекта?
Как делать прототипы, как их продавать, как настраивать рекламу, как грамотно анализировать фидбэк, чтобы на основании него принимать решения и вообще выстраивать аналитику.
Кроме того, когда мы только начинали делать Funbo, я не мог представить, как это — написать незнакомому человеку, предложить пообщаться. Я думал: «Зачем я ему сдался»? Но пришлось это делать, потому что иначе мы бы занимались какой-то ерундой, которая, скорее всего, людям бы не пригодилась. Я переступил через себя, увидел, что ничего страшного в этом нет. К тому же, стартап — лучшее моделирование реальной жизни и работы. Даже если ты поймешь, что это не твое, будет гораздо легче куда-то устроиться.
Расскажи, какие у вас теперь ближайшие планы?
Нам нужно понять, что мы можем создать масштабируемый продукт, который нужен многим бизнесам, удовлетворяет их боль. Соответственно, понять наш целевой сегмент и найти так называемый product market fit. Потом уже можно вливать деньги в рекламу и привлекать новых пользователей. Сначала мы рассчитываем заключить первые договоры, найти где-то 10 клиентов, с которыми будем плотно работать.
Вы открыты к тому, что как-то поменяете ваш продукт?
Конечно. На ранней стадии надо быть максимально гибкими. В «Метрику» у меня большая вера. Однако рынок суров. Может быть, придется переобуться в воздухе. Но когда ты не один раз через такое прошел, ты понимаешь, что это неизбежно. Скорее нужно следить за тем, куда ты можешь двинуться, не цепляться за свою идею до последнего. Бывает и наоборот, люди цепляются до конца и побеждают, но таких очень мало.
Есть ли кто-то, на кого ты равняешься из сферы стартапов?
Не сказать, что равняюсь, но есть те, кто классно мыслит. Я слежу за русскоязычными ребятами, которые прошли в YCombinator. Также недавно Миша Гаврилов выступал у нас в акселераторе. Он делает приложение на весь мир и очень драйвово рассказывал о том, как они проверяют гипотезы, и мы в итоге пошли по такому пути.
Исходя из своего опыта, что ты посоветуешь начинающим стартаперам?
Во-первых, общаться с людьми, которые могут подсказать правильные шаги для текущего этапа твоей идеи. Несмотря на то, что у нас есть свое видение в голове, зачастую фидбэк извне может изменить его в лучшую сторону. В идеале нужно писать фаундерам, которые делают похожие проекты, но зашли чуть дальше. Также посоветую идти в акселераторы, общаться с экспертами.
Во-вторых, не делать все одному, а найти одного-двух ребят, чтобы поддерживать друг друга и делиться мыслями.
В-третьих, не идти что-то кодить, абстрагируясь от всех проблем. Надо выходить из зоны комфорта и получать подтверждение с рынка о том, что твоя идея принесет кому-то пользу. Не обязательно в личной беседе, это один из способов. Можно загуглить похожие стартапы и почитать исследования рынка, но в идеале, конечно, самому пообщаться с потенциальным пользователем.
Когда ты делаешь стартап, все люди к тебе открыты. Когда другие видят, что ты чем-то горишь, делаешь что-то крутое, они тебе помогают, делятся знаниями. Необходимый навык для стартаперов — уметь знакомиться с людьми, подпитываться данными извне.