― Екатерина, как вы пришли в преподавание?

― Сначала я участвовала в НИРМА на своей программе, потом это переросло в преподавательскую деятельность. Как-то меня попросили помочь с ведением пар по надежности приборов и систем, потом я стала вести этот курс постоянно, с ним и подавалась на ITMO.EduLeaders. А теперь я веду еще и другие предметы: основы конструирования и дисциплины блока soft skills, такие как деловая этика.

― Какие у вас были мысли, когда вы начали преподавать?

― Я на своем опыте поняла, что учиться в университете ― это интересно, но, к сожалению, иногда на парах мне чего-то не хватало. Возможно, дело было в методах преподавания: сначала классические лекции на первых курсах, а потом много практических и лабораторных работ. Мне казалось, это можно сделать интереснее.

Когда в ИТМО стали проводить дополнительные курсы повышения квалификации, я решила: «Почему бы и нет?» Потом записалась на курсы EMI (English as a Medium of Instruction), где для меня открыли новую главу жизни. Нам рассказали, как разнообразить задания, причем не важно, по какой дисциплине ― по гуманитарным наукам, по техническим, даже юридическим. Это стало для меня дверью в преподавание.

После я съездила на пару стажировок: в Центральный Европейский университет в Будапеште и в Бостонский университет. Стажировки были посвящены преподаванию специальных дисциплин на английском языке: там рассказывали о прекрасных разработках вроде пед-дизайна, проектного обучения, интерактивного обучения.

― И вы стали использовать все эти вещи в своей работе?

― Да, мне дают полную свободу действий, разрешают внедрять любые эксперименты. Поэтому я начала потихоньку привносить эти приемы в свою дисциплину. Сначала это были неуверенные шаги: предлагала студентам посмотреть видео или подумать о том, как изучаемая тема поможет в коммерциализации продукта. Потом я стала действовать смелее.

В результате получился довольно интересный курс. Во всяком случае студентам, судя по их обратной связи, нравится. Поэтому мы продолжаем с коллегами экспериментировать, внедрять новые технологии, разрабатывать и использовать на парах игры. 

― Как вам кажется, что самое важное в преподавании?

― Наверное, уметь поставить себя на место студента, как бы банально это ни звучало. Мир сейчас стремительно меняется, и мы должны отвечать всем вызовам современности.

Мы должны понимать, с кем работаем, какие к нам приходят студенты. Возможно, их мотивация будет сильно отличаться от наших ожиданий, но они могут открыть для нас совершенно новый мир! Более того, они могут открыть себя с новой стороны. Преподаватель должен их к этому подтолкнуть, должен мотивировать их развивать способности и новое мышление.  

― А как это сделать? Как подтолкнуть, а не оттолкнуть?

― Тут, мне кажется, нужен баланс! На студентов не надо активно напирать, ведь у них есть своя личная жизнь, много других предметов. Поэтому первое, с чего нужно начинать, ― грамотный дизайн своей дисциплины: сколько аудиторной, сколько самостоятельной работы и так далее.

Нужно исходить из подхода, что студент ― не твой враг. Иногда преподаватели своим посылом, настроем и отношением могут оттолкнуть от предмета и снизить желание учиться. Возможно, именно из-за этого из вузов иногда идет отток студентов.

Кроме того, важно развивать свой кругозор. Можно, конечно, попытаться закрыться от того, что происходит в мире, в интернете, но тогда будет очень тяжело преподавать. Не получится говорить на понятном для студентов языке, будет сложно подбирать примеры. Не обязательно перенимать лексику студентов, но важно найти точки соприкосновения, пытаться поймать их волну, чтобы показать, что ты на их стороне, что ты заинтересован в том, чтобы они успешно закончили обучение.

― И как же это показать?

― Могу рассказать один пример, я воспринимаю это как личное достижение, можно сказать, как ачивмент. Знаете, есть такой тип студентов, которые выполняют задания, прилежно ходят, но вообще не активны на занятиях. Вот как бы ты ни старался разнообразить процесс, придумывать опросы, тесты, они просто сидят и все. Ну вот не хотят они, это вне зоны их комфорта. У меня была такая студентка ― Анна.

В какой-то момент она пропустила у меня занятие. А у нас, так как есть баллы за посещаемость, предусмотрена отработка за пропущенное занятие, поскольку студент должен нести полную ответственность за свой выбор. Так вот, Анна пропустила занятия и попросила у меня отработку. Я предложила ей сделать доклад по применению теории надежности непосредственно на ее работе. Она сделала потрясающий доклад по рискам на производстве, что позволило охватить дополнительную смежную тему.

И Анна открылась для меня с новой стороны. Не просто как студент, а как профессионал, который может поделиться своим опытом.

― А ее отношение изменилось?

― Да, она увидела мой интерес к своей работе! Я попросила у нее презентацию, выложила для других ребят, чтобы они также могли ознакомиться. Анна у нас стала, условно, экспертом по рискам, и после этого как будто человека подменили ― она была одной из первых в любых активностях. Когда в итоге я формировала проектные группы, я назначила Анну лидером, и она не подвела ― отлично защитила проект, прекрасно выполнила курсовую работу и я поставила ей автомат.

― Вы упомянули об использовании игр в преподавании, геймификации, нестандартных подходах. Сейчас иногда говорят, что таким практикам уделяют слишком много времени, что это перестает удивлять студентов и, следовательно, работать. Вы согласны с таким мнением? Как найти баланс?  

― В каком-то смысле да ― всего должно быть в меру. Есть моменты, когда надо сказать: «сейчас серьезный момент, необходимо это понять и запомнить, иначе будут проблемы»‎.

С другой стороны, игры подталкивают студентов развиваться, они позволяют не бояться ошибок. Многие преподаватели сталкиваются с тем, что они задают вопрос, а аудитория молчит. Студенты боятся показаться друг другу глупыми, боятся ответить неправильно, боятся, что из-за этого преподаватель их будет потом «валить». Игра снимает эту проблему. А это важно, ведь знание, до которого ты дошел сам, намного ценнее того, которое ты получил готовым из учебника.

Но тут еще важно следить за дизайном игры. Если правил будет слишком много, они будут слишком сложными, то студенты будут отвлекаться на них, и забудут о том содержании, которое мы хотим до них донести. Ну и, конечно, важно собирать обратную связь от студентов: что им понравилось, что не понравилось.  

  

― Насколько я понял, вы придерживаетесь эмоционального стиля преподавания: ищете контакт, эмоциональный отклик от студентов. Считается, что это достаточно тяжело и может привести к выгоранию. Как вам удается этого избежать?

― Да, это действительно большая проблема, но тут все зависит от человека. Кому-то очень тяжело делиться эмоциями, мне вот, к примеру, важно чувствовать эмоции студентов, видеть то, как они участвуют. Для меня это ― точка роста. Меня это мотивирует продолжать развиваться, в этом я чувствую дополнительную силу.       

Но, естественно, все преподаватели разные. Для некоторых после изнурительной сессии важно побыть одному или с родными, с любимой кошкой, чтобы пару дней никто тебя не трогал. Поэтому всегда надо ориентироваться на свои потребности и склонности, исходя из этого выбирая активности, которые ты используешь на занятии.

― А как вы расслабляетесь, есть ли какие-то хобби?

― Я очень люблю компьютерные игры! У меня дома есть Sega, X-box, PlayStation 4, Nintendo, игровой ноутбук. Игры могут зацепить внутренней мотивацией героя, интересной механикой в игре, возможно, нестандартным сюжетом. Мы многое можем почерпнуть в этих играх, в том числе и для преподавания.

― Для преподавания?

― К примеру, есть такой класс игр ― платформеры, когда персонаж передвигается строго справа-налево или сверху-вниз. Пример таких игр Super Mario. Но у Марио все линейно, а есть такого же рода игры, где можно передвигаться по разным локациям, там открытый мир. В некоторые локации можно попасть сразу, а в некоторые ― только приобретя некоторые навыки, сразившись с определенными боссами, например как в Hollow Knight или в серии игр Ori. Также и с обучением ― поэтому я люблю в свободное время залипнуть в такие игры.

― А что еще?

― Я люблю читать ― научную фантастику, фэнтези. Мне очень нравятся также исторические сюжеты. К примеру, мне очень понравились пересказы мифов древней Греции от Стивена Фрая, очень рекомендую эти книги. Это знакомит тебя с другой культурой, с прошлым. А фантастика дает  интересные идеи о будущем. Я думаю, все инженеры, кто учится в технических вузах, хоть раз читали такие книги или смотрели фантастические фильмы.

― Почему вы решили податься на конкурс преподавателей ИТМО?

― Все просто ― хотела получить признание коллег. Наверное, каждый преподаватель хочет, чтобы о нем знали. Особенно если студентам нравится, что ты делаешь, то хочется поделиться своими наработками, чтобы коллеги могли ознакомиться и, возможно, что-то взять в свою практику.

Поэтому, когда я увидела такой классный конкурс, решила принять участие. Более того, я очень мотивировала своих коллег участвовать, показать, что наш коллектив не зря старается.    

Вообще очень здорово, что в ИТМО стали так дополнительно стимулировать преподавателей, рассказывая об их деятельности, об интересных практиках, потому что преподаватели ― это тоже герои нашего времени и мы должны знать их в лицо.

― Надеялись на победу?

Очень надеялась! Я старалась проработать заявку максимально и действительно показать ценность своей работы не только для преподавателей, но и для руководства нашего вуза. Потому что счастливый студент ― залог того, что вуз развивается.

― То есть неожиданностью победа не стала?

― Я очень надеялась, но у меня всегда есть момент сомнения ― я думаю, достаточно ли я хороша для этой победы? Но, наверное, все же фифти-фифти. Рассчитывала на победу, но не очень, чтобы слишком сильно не расстраиваться в случае проигрыша.

― А какие эмоции у вас были, когда узнали о победе?

― Наверное, гордость за то, что получилось. Плюс всего пять человек дошли до финала, это делает награду эксклюзивной. И вообще гордость, что я представила наш факультет как молодой преподаватель наряду с уже опытными коллегами. Очень хорошо, что у нас в университете ценят молодых специалистов, их активно поддерживают. Здесь нет такого, что ты слишком молод для преподавания, что тебе нечему еще учить.

Как говорил один мой любимый персонаж, Геральт из Ривии: «С опытом приходит мастерство»‎. Поэтому желаю молодым преподавателям не стесняться и принимать участие в подобных конкурсах!