Цель конкурсного отбора ― обеспечить регулярную поддержку лучших проектов, которые направлены на реализацию задач, поставленных в Программе развития ИТМО ― 2030, и отвечают ключевым направлениям федеральной программы «Приоритет-2030». Так, по итогам прошлого отбора, который состоялся в 2021 году, в университете уже были поддержаны 36 проектов, в результате которых в ИТМО были созданы новые фронтирные лаборатории, появились новые группы PI и запустились проекты М-платформ.
Конкурс открыт ― участвовать в нем могут студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, ученые и преподаватели Первого неклассического, а также сотрудники других образовательных учреждений, текущие и потенциальные индустриальные партнеры. От университета команды-победители получают не только финансирование проектов, но и доступ к экспертным, кадровым и инфраструктурным ресурсам, а также партнерам ИТМО. Подробнее об условиях конкурса читайте на сайте.
Задача участников ― предложить проекты, которые за три года реализации помогут достигнуть результатов Программы развития ИТМО в одном из пяти направлений:
- «ИТМО.ИМПАКТ» (помогут готовить специалистов и команды, которые понимают запросы рынка и общества и могут быстро развить прикладное исследование в полезный продукт).
- «Создание фронтирных лабораторий ИТМО» (смогут открыть новые лаборатории, в которых будут проводиться исследования на переднем крае науки).
- «Группа PI: гиперпрыжок в большую науку» (смогут обеспечить воспитание новых PI, в том числе начиная со школьной скамьи).
- «Очень персонифицированное образование» (смогут повысить качество образования в ИТМО и развивать систему индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента).
- «Университет счастья» (помогут создать благоприятную среду для всестороннего развития членов ITMO.Family).
Результаты и проекты
В этом году на конкурс было подано 58 заявок, 13 из них поступили от студенческих команд, а 8 от внешних ― сотрудников других вузов и организаций. Заявки прошли строгий отбор: каждая рецензировалась как минимум тремя экспертами (внутренними и внешними), а также членами Координационного совета программ развития ИТМО. На финальном этапе участники конкурса защищали проекты на заседании Координационного совета. По итогам защит победителями были признаны шесть команд. Все проекты рассчитаны на срок до трех лет. Но по условиям конкурса, команды должны будут представлять промежуточные результаты два раза в год. Именно по итогам защит будет приниматься решение о продлении финансирования. Первые результаты работы команды-победители должны представить уже в июне 2023 года.
При этом, как отметили организаторы конкурса, все не прошедшие отбор проекты получат обратную связь и будут рекомендованы для включения в другие программы университета.
Дарья Козлова, руководитель Программы развития, первый проректор ИТМО:
«Итоги защит оцениваю радостно, но не хватило участия аспирантов и студентов. А мне как руководителю программы очень важно, чтобы проекты были в руках быстрых, активных молодых руководителей. Мы поддержали, бесспорно, очень сильные проекты. Отбирали строго и бескомпромиссно.
Все выбранные проекты отвечают конкретным требованиям:
- понятен импакт ― как эти проекты влияют на ИТМО и в целом на систему высшего образования, на экономику страны, на качество жизни человека;
- проект решает новую задачу ― при этом не узкую, а широкую проблему, понятен его потенциал развития, масштабирования и тиражирования;
- проект связан с индустрией (в большей степени это касается проектов М-платформ), он позволяет нам, университету, решать задачи совместно с компаниями;
- для научных проектов ― работа на фронтире, над наиболее актуальными и перспективными направлениями.
Уверена, все поддержанные заявки обеспечат гиперпрыжок. Первые результаты оценим в июне 2023 года. Да, уже скоро, но это очень в стиле ИТМО ― быстро и динамично!»
Также корреспондент ITMO.NEWS поговорил с несколькими победителями о том, почему они решили участвовать в конкурсе и как планируют развивать свои проекты. Итоговый протокол с перечнем проектов всех победителей конкурсного отбора размещен на сайте.
Трек «Создание фронтирных лабораторий ИТМО»
Валентин Миличко, ведущий научный сотрудник Нового физтеха ИТМО
Проект — «2D металл-органические каркасы: альтернативный кремний для микроэлектроники»
― Я решил участвовать в конкурсе по нескольким причинам. Во-первых, чтобы заявить о важных, но неудобных и мозолящих глаза проблемах, которые нужно решать, и этому посвящена работа фронтирной лаборатории. Во-вторых, конкурс — это финансовая поддержка экспериментальной группы, в которую входит большое количество сотрудников. Наконец, третья причина — личный вызов для самого себя. Каждый год нужно брать определенные вершины, а успешное ведение фронтирной лаборатории — это достаточно серьезный челлендж.
В новой фронтирной лаборатории мы планируем разработать альтернативу кремниевым транзисторам, которые используются сейчас в микропроцессорах для передачи и хранения данных. У этих электронных элементов есть ограничения по скорости обработки информации, и они требуют много энергии для работы. Решить эти проблемы можно, если использовать гибридные материалы — например, 2D металл-органические каркасы. Еще одно достоинство нашего решения будет заключаться в том, что разработанные транзисторы можно будет легко интегрировать в микропроцессор.
Трек «Группа PI: гиперпрыжок в большую науку»
Елена Кривошапкина, заведующая лабораторией прикладных материалов для энергетики ИТМО
Проект — «Каталитическая конверсия студентов в PI и PE»
― На участие в конкурсе нас вдохновили, или даже, можно сказать, «катализировали», молодые ученые ― наши аспиранты. За ними будущее!
В последние годы мы наблюдаем тренд на экологизацию производств, рациональное использование ресурсов и сокращение выбросов парниковых газов в окружающую среду. Это актуально для всего мира. Именно поэтому сейчас есть потребность искать новые методы, которые позволят получать химические вещества более экономично. Решение, которое мы предлагаем, заключается в использовании альтернативных источников энергии и трансформации энергии путем конверсии СО2 в соединении с высокой добавленной стоимостью. Мы считаем, что при поддержке программы «Приоритет–2030» мы сможем совершить гиперпрыжок и разработать технологию и прототип реактора, который позволит получать промышленно важные соединения с добавленной стоимостью из распространенного парникового газа СО2 или смеси отходящих промышленных выбросов.
Но основная цель проекта — каталитическое воспроизводство практико-ориентированных и инженерных кадров, которое будет обеспечиваться за счет распределенной системы взаимодействия «от школьника до аспиранта». Чтобы достичь этой цели, мы создадим трехэтапные конкурентные среды (модели) — фундаментальное образование в школе и бакалавриате, затем гибкое и междисциплинарное образование в магистратуре или аспирантуре в первые два года и, наконец, обеспечим погружение в технологии отраслевых предприятий и стартап-экосистему. Мы будем проводить лекции и осуществлять просветительские проекты для школьников, организовывать стажировки и воркшопы для студентов, запускать новые образовательные и стипендиальные программы, а также выводить наши разработки на индустриальные площадки путем участия в бизнес-акселераторах.
Трек «Очень персонифицированное образование»
Наталья Тен, преподаватель Института международного развития и партнерства ИТМО
Проект — «Платформа "Жизнь в науке"»
― Я решила участвовать в конкурсе, так как он дает огромные возможности для развития коллабораций и улучшения всего университета. Мне близка проблема, с которой сталкивается студент при выборе своего пути. Я сама окончила бакалавриат и магистратуру в ИТМО. Мои коллеги по проекту — действующие студенты университета. И каждый из нас в процессе обучения оказывался в ситуации, когда не знаешь, какой выбор сделать и точно ли то, что ты выбрал, твоё. Чтобы помочь сегодняшним студентам лучше понимать то, какими специалистами они смогут стать после выпуска, мы решили запустить собственный проект.
Работодатели, руководители образовательных программ и PI ИТМО видят образ выпускника университета по-разному. При этом перед самим студентом встает вопрос — какой собственный, уникальный путь обучения он хочет построить, какие шаги для этого нужно предпринять и к чему этот выбор приведет. Чтобы решить эту проблему, мы предложили разработать образовательную платформу — игру-симулятор, которая погрузит студентов в контекст программ магистратуры всех основных направлений ИТМО: наук о жизни, физики, IT, инженерии, экономики и инноваций. Для каждой образовательной программы мы создадим девять наборов заданий, которые опишут образование и науку образовательной программы, а также помогут ответить на вопрос: «Как мне защитить диплом в неклассическом формате?»
В развитии платформы принимают участие сами руководители образовательных программ и PI ИТМО, также в команде проекта ― геймдизайнеры и сторителлеры. Благодаря этому студенты в формате онлайн-игры смогут узнать о будущей специальности, ожидающих их прикладных задачах, возможностях для научной деятельности и смогут отработать навыки, пройдя несколько сценариев «Жизни в науке».