Всего на хакатон «ВКонтакте» в 2017 году было подано 400 заявок – из них лишь 100 добрались до финального состязания. Команда «ВКонтакте» предоставила участникам на выбор несколько кейсов от партнеров, среди которых были Государственный Эрмитаж, Tinkoff, институт «ЮНЕСКО», Selectel, Третьяковская галерея и другие организации. Выбор команды студентов Университета ИТМО пал на направление «Медиа» – ребята выбрали новостной кейс «Лентача». Проблема известного паблика – огромный поток предлагаемого аудиторией контента, который сейчас приходится анализировать вручную. Большую часть присланных материалов (картинки или ссылки) нельзя использовать для публикаций, однако на его отсмотр у модераторов и редакторов уходит много времени. Именно поэтому команда «Лентача» предложила участникам хакатона создать автоматизированный фильтр – приложение для обработки входящих новостей.
«Мы выбрали направление “Медиа”, потому что оно нам показалось наиболее интересным и перспективным с точки зрения дальнейшего развития проекта. Дело в том, что остальные кейсы было бы тяжело развивать в отрыве от заданного на хакатоне контекста, а наш проект можно продолжить и вне соревнования – он актуален для всех СМИ», – объяснил Виктор Хованский.
За 40 часов Виктор и Евгений разработали приложение Neon – автоматизированный фильтр для всего входящего контента издания. Приложение выполняет задачу, поставленную командой «Лентача», и включает в себя дополнительные «фишки». Так, например, акцент в проекте сделан на машинное обучение, с помощью которого производится разбивка инфоповодов по категориям. Приложение с легкостью идентифицирует общий тон новости (позитивная, негативная, нейтральная) и умеет определять темы (политика, общество, мир, армия, экономика – всего приложение использует порядка 30 категорий).
«С машинным обучением вышло так: мы поняли, что раз это кейс, заявленный на хакатоне «ВКонтакте», то его выберем не только мы – нам нужно кардинально отличаться от других проектов. Большинство проектов, по нашим прогнозам, собирались фокусироваться на дизайне – такой вывод мы сделали из опыта участия в других хакатонах. Соответственно, нужно было сделать “киллер-фичу”, чтобы она поразила жюри. Более того, желательно такую, которую другие команды не могли бы воспроизвести. Над ней мы думали основательно и где-то треть хакатона потратили на нее – машинное обучение с возможностью разбивки новостей по категориям. Дело в том, что в машинном обучении сложно придумать что-то с нуля. Как правило, разработчики используют стандартные фреймворки для работы, но, если использовать известный метод, результаты не будут впечатляющими. Поэтому значительную часть времени мы потратили на то, чтобы доработать те методы, которые уже есть. Мы взяли классические алгоритмы и так их улучшили, чтобы они подходили под нашу задачу. Остальные пункты в проекте дались гораздо легче», – объяснили студенты.
Отдельная функция, которую также позволяет реализовать машинное обучение, – предсказание количества лайков и репостов. По словам разработчиков, если выпускающий редактор опубликует предложенную новость практически без изменений, то у него на руках будет приблизительная цифра лайков и репостов этой записи. Также в приложении предусмотрен режим анонимности для корреспондентов, желающих остаться в тени и даже система гонорарных выплат лучшим без комиссии.
«Режим анонимности – это возможность скрывать свои данные пользователю, который отсылает новость. В приложении есть рейтинг людей, которые отправляют новости. Чтобы мотивировать их посылать интересные инфоповоды, разработана система гонорарных выплат за лучшие предложения. Благодаря этому сообщество “Лентач” может смотреть, кто поднялся в рейтинге, и выплачивать автору какое-то денежное вознаграждение. В режиме анонимности человек может послать какую-то интересную тему, но в таком случае он не будет участвовать в общем рейтинге», – рассказал Евгений Варламов.
Помимо прочего, в приложении есть удобная админ-панель. Она представляет собой ленту присланных инфоповодов и позволяет фильтровать их по различным критериям: по дате, статусу обработки, по категориям. Также в ней можно увидеть статус любой автоматически отфильтрованной новости с подробным описанием того, по какой причине приложение отвергло ее. В дополнение ко всему была разработана мобильная версия как администраторской, так и пользовательской части приложения. Таким образом, корреспонденты могут опубликовать интересный инфоповод прямо с мобильного телефона, а редакторы проверить его, даже если под рукой нет компьютера.
Однако не только содержимое приложения оказалось актуальным – внешний вид приложения тоже отвечает всем требованиям времени. Neon, по задумке авторов, должен быть выполнен в неоновых тонах и отсылать пользователей к стилю 80-х – еще один козырь в период особо нежного отношения к винтажу. Сейчас команда продолжает совершенствовать работает над дизайном приложения.
Прошедший хакатон был посвящен приложениям сообществ «ВКонтакте», поэтому основной задачей разработчиков стало создание какого-либо приложения для того или иного сообщества. Эти приложения хранятся в официальном каталоге соцсети, в котором сейчас представлены 15-20 приложений. Перед «ВКонтакте» стояла задача этот каталог расширить, наполнив новыми разработками.
«Мы представляли наш проект со страницы “ВКонтакте”. Создали тестовое сообщество и разместили в нем свое приложение. У нас было две команды жюри – команда “ВКонтакте” и команда, занимающаяся конкретно направлением “Медиа”. Мы на живом примере показывали, как работает приложение и тут же демонстрировали презентацию. В нее мы добавили интерактив – дали возможность жюри добавить свою собственную новость через Neon, и они в режиме реального времени наблюдали за тем, как приложение фильтрует новость по категориям и выбирает для нее верные характеристики – приложение распознало, что предложенная новость носила политический характер и была связана с Россией», – объяснил Виктор Хованский.
Сейчас разработчики завершают работу над приложением, после чего оно попадет в официальный каталог приложений для сообществ «ВКонтакте».
«Сейчас мы на связи с командой ”Лентача”. Мы получаем от них советы, пожелания и иногда технические задания. Cлучаются дискуссии, ведь наша глобальная цель – разработать приложение для более широкой аудитории, то есть для множества сообществ, которые могли бы использовать этот инструмент. Сейчас мы уже пришли к общему мнению, поэтому в ближайшие недели приложение будет запущено», – объяснили разработчики.
Команда Traffox победила в номинации «Медиа» и выиграла денежный приз в размере 100 тысяч рублей, а также сертификат от хостинг-провайдера Selectel.
Ранее ребята участвовали в конкурсе мобильных приложений от «ВКонтакте», победили в конкурсе по мобильной разработке от социальной сети «Одноклассники» и вошли в топ-10 российского этапа технологического конкурса «Imagine Cup» от «Microsoft».