Экспозиция голограмм и оптических арт-объектов Magic of Light впервые открылась в Северной столице летом 2015 года. За четыре месяца работы ее посетили больше 82 тысяч человек, и интерес петербуржцев не спадает до сих пор: для тех, кто не успел прикоснуться к прекрасному в период с июля по октябрь, Университет ИТМО и Музей занимательной оптики «Оптимус» запустили выставку в облегченном формате. Основная же часть экспонатов отправилась в Москву, где 10 февраля состоялось открытие столичной версии Magic of Light.
Местом ее проведения была выбрана усадьба Салтыковых-Чертковых, в которой развернулась еще одна выставка-иллюзия, посвященная юбилею знаменитой книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». На церемонии открытия Magic of Light декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО и куратор проекта Сергей Стафеев отметил, что объединение мира голографии с кэрролловскими мотивами делает особняк на Мясницкой улице по-настоящему «чудесатым». Под экспозицию выделены три уровня здания, причем часть экспонатов размещена в подвалах, которые были открыты для публики впервые. Организатор выставки, член комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ Оксана Солнышкина считает, что особенность выставки заключается в ее интерактивности — посетители могут ощутить магию света на себе.
«Зрителям неинтересно просто созерцать экспонаты, им хочется участвовать в процессе. Практика проведения выставки в Санкт-Петербурге показывает, что интерактивность дает необходимый эффект и положительные эмоции, с которыми зритель уходит с выставки. Кроме того, важен контакт со студентами, которые проводят экскурсии. Они рассказывают о выставке настолько ярко и увлеченно, что становится ясно — им нравится то, что они делают», — делится Оксана Солнышкина.
Директор и научный руководитель Московского института электроники и математики НИУ ВШЭ Александр Тихонов отмечает, что принцип, согласно которому студенты организуют крупные проекты и участвуют в них, должны перенимать и другие вузы страны — именно активность студентов является показателем качества университета. По его словам, мероприятиями уровня Magic of Light Университет ИТМО демонстрирует, что, в отличие от многих инженерных и технических вузов, в сложные для российской науки годы он не растерял потенциал, а наоборот, значительно его нарастил.
«Университет ИТМО сегодня знаменит победами своих программистов на международных соревнованиях. Этой выставкой мы хотим продемонстрировать и другую сторону наших компетенций, связанную с оптическими и фотонными технологиями. Большую часть выставки Magic of Light составляют художественные голограммы, автором метода создания которых во всем мире признан выпускник нашего университета Юрий Николаевич Денисюк. Для нас это большая честь», — комментирует Сергей Стафеев.
На выставке Magic of Light представлены более двухсот экспонатов, объединяющих науку и искусство. Многие из представленных объектов не имеют аналогов — к примеру, на входе посетители могут увидеть самую большую в мире стеклянную голограмму, на которой изображен бюст Владимира Ленина. Голограмма была выполнена к одному из юбилеев вождя революции. В окуляре микроскопа, который тоже является лишь изображением настоящего прибора, можно разглядеть микрочип, лежавший на предметном столике в момент записи голограммы. Таким образом, авторы голограммы сохранили не только внешний вид микроскопа, но и его оптические свойства: чип, размер которого составляет всего 150*150 микрон, зритель видит в увеличенном формате. В сокровищнице на нижнем уровне усадьбы представлены голографические копии экспонатов из Эрмитажа, коллекций скифского золота и сервиза Александра I. Главная же «фишка» выставки — 13 ультрареалистичных голограмм, оптических клонов знаменитых яиц Фаберже. Чтобы зритель мог убедиться, что перед ним не настоящие шедевры ювелирного искусства, а стеклянная пластинка толщиной в три миллиметра, в витринах проделаны специальные прорези.
«Для того, чтобы сделать голограммы эрмитажных экспонатов, в девяностых годах их приходилось везти из хранилища в лабораторию, а для записи оптоклонов российско-греческая команда использовала портативное оборудование, с которым можно было приехать прямо в музей, — рассказывает Сергей Стафеев. — Работа по созданию оптоклонов велась больше года. Основной этап занял около четырех месяцев, в течение которых мы подбирали различные режимы записи. Неоднородные объекты, где есть металл, эмаль, драгоценные камни, очень сложны для голографирования. Мы начали с записи петербургской части коллекции Фаберже, и я надеюсь, что в дальнейшем удастся расширить количество оптоклонов и московской частью коллекции».
Один из залов выставки целиком посвящен оптическим эффектам, к голографии отношения не имеющим. Тут есть рельефные картины, «ломающие» представление зрителя о перспективе, параболические зеркала, которые создают очень убедительные миражи, висящие в воздухе, и анаглифические изображения, которые нужно рассматривать в стерео-очки. Для посетителей также работают интерактивные площадки — «волшебный лес» из светящихся под ультрафиолетом цветных нитей, фрактальный кинотеатр и аттракцион дополненной реальности.
Отметим, что выставка Magic of Light организована Университетом ИТМО совместно с Греческим институтом голографии. Партнером также выступает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», который организует в рамках проекта ряд научно-популярных лекций и мастер-классов. Выставка Magic of Light будет открыта для посетителей до конца мая 2016 года.