«Я пошел за хлебом в город, так как у нас в Лесном не пекли хлеба. Не было дров и воды. Дошел до Выборгской стороны. Идя обратно, я несколько раз падал и медленно замерзал. Дошел до рынка, встретил Альку — товарища своего. Он помог мне встать и довел до завода "Светлана". В будке я разогрелся и пошел дальше домой. В канаве я упал и чуть не замерз, но тут шла мама и меня донесла домой. И в тот же день в 14 час. умер папа сидя на кровати», — так писал в своем дневнике 11-летний житель блокадного Ленинграда Коля Васильев (орфография и пунктуация оригинала сохранены).
Эта и еще более 600 других дневниковых записей жителей осажденного города хранится в электронной библиотеке центра «Прожито». Как отмечают авторы проекта, сейчас им удалось собрать наиболее полную из всех существующих библиографий блокадных дневников.
На основе таких исторических документов, а также книг о блокаде Ленинграда и научных статей студенты ИТМО создали собственный проект ― «Детские голоса блокадного Ленинграда. Истории, оставленные в дневниках». Это приложение, которое не только знакомит с историями маленьких жителей города, но и позволяет прослушать записи и посмотреть на исторические события глазами детей. Сейчас обработаны и постепенно загружаются в приложение 37 из 80 дневниковых записей, оставленных с сентября 1941 по январь 1944 года детьми и подростками младше 18 лет.
«Как обычно выглядят дети? Они весело бегают во дворе, играют и не знают забот, потому что от сурового мира их оберегают взрослые. Но страшные события блокады коснулись каждого, в том числе детей. В своих дневниках они мыслят совсем не по-детски, описывая вторжение немцев, голод и холод. Чтение детских записей вызвало у меня невероятные чувства, которые сложно описать. Я поняла, что другим тоже нужно дать возможность прочитать дневники и прочувствовать каждое слово», — рассказала одна из создательниц проекта, студентка первого курса факультета программной инженерии и компьютерной техники ИТМО Алина Федорова.
Над архитектурой приложения работал студент первого курса Школы разработки видеоигр ИТМО Александр Колесов, Алина Федорова отвечала за дизайн, а студент второго курса факультета информационных технологий и программирования ИТМО Никита Михалев искал дикторов и обрабатывал аудиофайлы. Курировал проект историк, старший преподаватель факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Дмитрий Вычеров.
«Мы оформили приложение в виде дневника. Пользователи могут полистать страницы, прочитать дневниковые записи и информацию об авторах, а также посмотреть их фотографии. Более того, озвучить записи нам помогли профессиональные дикторы. В итоге у читателей появилась возможность не только визуально ознакомиться с воспоминанием, но и прослушать его в виде аудиозаписи», — отметила Алина Федорова.
Работа над проектом велась порядка семи месяцев. Сейчас приложение уже доступно для пользователей ― скачать его можно по ссылке. В дальнейших планах разработчиков ― дополнить базу другими дневниками, загрузить к ним аудиосопровождение и добавить поиск записей по ключевым словам и событиям.
«Детские голоса блокадного Ленинграда. Истории, оставленные в дневниках» — не единственный проект студентов ИТМО, посвященный истории блокадного Ленинграда. Ранее вместе с центром «Прожито» при Европейском университете в Санкт-Петербурге другая группа студентов создала цифровую карту города с геометками, основанными на блокадных дневниках. Вместе с исследователями авторы проекта проанализировали более 500 исторических записей, благодаря чему удалось визуализировать, чем жил Ленинград в сороковые годы 20 века. На «Блокадной карте» можно посмотреть записи о конкретном районе и периоде или прочитать свидетельства жителей конкретного возраста.
Кроме того, в 2024 году специально для Музея партизанской славы в псковском поселке Дедовичи студенты ИТМО разработали интерактивную карту маршрута легендарного партизанского обоза. Преодолев более ста километров по линии фронта, в марте 1942 года он смог привезти в блокадный Ленинград более 40 тонн продовольствия.