Открытые уроки по искусственному интеллекту прошли с 12 по 18 марта в семи городах страны: Иркутске, Ульяновске, Томске, Екатеринбурге, Иваново, Тюмени и Петербурге. Занятия провели сотрудники Сбербанка в рамках Недели высоких технологий и техпредпринимательства, партнером которой компания выступает в этом году.

В Петербурге занятия состоялись в Университете ИТМО, где для школьников провели два открытых урока. Первое — вводное — занятие предназначено для учеников 7-9 классов. Здесь ребята узнали об истории искусственного интеллекта, основных трендах сегодняшнего дня, о перспективах развития области машинного обучения и анализа данных, а также актуальных профессиях.

Что такое слабый искусственный интеллект и чем он отличается от сильного? Какие задачи  на сегодняшний день компьютеры решают лучше людей? Как нейросети делают из любого снимка произведение искусства и какие сферы человеческой деятельности уже автоматизируются с помощью машинного обучения? Об этом и многом другом школьникам рассказал Андрей Черток, руководитель академии технологий и данных корпоративного университета Сбербанка.

Андрей Черток
Андрей Черток

На втором занятии, предназначенном для учеников 10-11 классов, лектор разобрал задачи начального уровня сложности, а также привел примеры кейсов, с которыми сталкиваются специалисты по анализу данных в ведущих компаниях страны. Например, сколько денег необходимо загружать в каждый из десятков тысяч банкоматов в разных городах России, чтобы оптимизировать деятельность банка? Решением подобных задач специалисты Сбербанка занимаются на практике.

Сегодня машинное обучение и анализ данных позволяет оптимизировать область медицинской диагностики, предсказывать мошеннические транзакции, вывести на новый уровень информационный поиск в интернете и многое другое. Примеров задач очень много, однако начать заниматься анализом данных можно еще в школе, отмечает Андрей Черток.

«Летом мы участвовали в "Сириусе", куда привозили реальные банковские задачи. И к нашему удивлению, школьники с ними вполне хорошо справлялись. Тогда мы заметили, что ничего не мешает тому, чтобы начать учить этому уже школьников. На всероссийском уровне для нас это первое мероприятие, но мы не будем на этом останавливаться, мы стремимся к тому, чтобы эта тема пришла в каждую школу. В будущем мы намерены развивать это движение, и сейчас мы видим, что многие школьники уже участвуют в большом количестве соревнований, хакатонах и в некоторых случаях побеждают», — говорит он.

Как начать заниматься машинным обучением?

Машинное обучение — это одна из тех немногих областей, в которых очень низкий порог входа. Тем более сегодня, когда в открытом доступе находятся библиотеки для машинного обучения, например, TensorFlow, разработанная компанией Google для решения задач построения и тренировки нейронной сети с целью автоматического нахождения и классификации образов. Чтобы начать заниматься машинным обучением и анализом данных, понадобится хорошая математическая подготовка и базовые знания Python. При этом жестких возрастных ограничений здесь нет, добавляет Андрей Черток. Уже сегодня некоторые ребята начинают осваивать языки программирования еще в средней школе.

«Мы специально сделали целую серию разных активностей для каждой аудитории. Такие лекции являются вводными, их могут без проблем смотреть не только ученики седьмых классов, но и шестых, даже пятых. Но, чтобы реально начать решать задачи, как минимум необходимо знать базовые языки программирования. Поэтому в этом случае мы ориентируемся на то, как сейчас развита система преподавания программирования в школах. В среднем, это седьмые классы и старше, хотя сейчас с компьютером знакомятся и раньше. Уже звучат идеи по обучению теории искусственного интеллекта дошкольников. Не исключено, что в будущем это тоже станет частью нашей жизни», — комментирует руководитель академии технологий и данных корпоративного университета Сбербанка.

Например, ученицы 10 класса МОУ «Гимназия» (Школа №4) в Киришах Екатерина Быкова и Ольга Петрова, которые пришли на открытые уроки, начали программировать на Phyton на школьных уроках информатики. Сегодня девушки также самостоятельно занимаются веб-дизайном и рассматривают несколько специальностей в области информационных технологий, с которыми перспективно связать дальнейшую карьеру.

Екатерина Быкова и Ольга Петрова
Екатерина Быкова и Ольга Петрова

«Об этом мероприятии нам рассказали в школе, и так как мы обе хотим связать свое будущее именно с информатикой, поэтому, безусловно, захотели посетить лекцию. Сейчас мы уже занимаемся программированием и веб-дизайном, программируем на Python. Последнее — заслуга нашего учителя в школе, который сам интересуется языками программирования и дает нам дополнительные знания, — рассказывают они. — Сейчас действительно происходит автоматизация и цифровизация многих областей деятельности, поэтому заниматься компьютерными науками, темами, связанными с машинным обучением, на наш взгляд, довольно перспективно. Мы пока выбираем конкретную область, с которой планируем связать дальнейшую жизнь, однако узнать о новых профессиях всегда полезно. Сегодня мы узнали о профессии data scientist, которая также выглядит достаточно интересной».

Еще один участник открытого урока Александр Коков, ученик восьмого класса Президентского ФМЛ №239, несмотря на возраст, уже начал осваивать Pascal, Java и C++, причем последний — самостоятельно, с помощью онлайн-уроков.

Александр Коков
Александр Коков

«О мероприятии я узнал на сайте школы и решил прийти, потому что это очень интересная тема. Действительно, за искусственным интеллектом будущее. Сейчас я занимаюсь робототехникой и программированием, — рассказывает он. — Как мне кажется, область, связанная с машинным обучением, анализом данных, близка робототехнике. Сейчас сложно сказать, к какой из этих сфер я склоняюсь больше: и программирование роботов, и работа в области анализа данных и машинного обучения — это в целом интересные и, на мой взгляд, перспективные направления».

Где школьники, которые хотят заниматься анализом данных, уже могут попробовать свои силы?

Открытые уроки — это часть нового просветительского проекта «Академия искусственного интеллекта», который реализует Сбербанк и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Занятия проводят как сотрудники Сбербанка в Москве, Подмосковье и регионах России, так и сами учителя в школах по материалам, разработанным сотрудниками Сбербанка. Кроме того, вводные уроки по AI можно прослушать в любое удобное время на сайте проекта.

Помимо этого, проект дает возможность использовать полученные знания в ходе онлайн-соревнования, которое стартовало на платформе «Академии искусственного интеллекта» 5 марта. Его первая часть — это четыре учебные задачи, выполняя которые и двигаясь от простого к сложному, можно прокачать полученные навыки. А вторая включает выполнение задачи повышенного уровня сложности и предполагает разработку действующего алгоритма на материалах популярной компьютерной игры. Вплоть до 12 апреля участники смогут посоревноваться в решении реальной задачи, цель которой — предсказать исход турнира по Dota2. Сто лучших получат приглашение на хакатон, который пройдет 21 апреля в Москве.

Как отмечает Андрей Черток, в целом проект уже успел приобрести широкий охват. На сегодняшний момент уроки прослушали более 20 тысяч школьников. Он подчеркивает, что проект станет долгосрочным, в том числе за счет дальнейшего взаимодействия со школами страны.

Добавим, что следить за новостями «Академии искусственного интеллекта для школьников» можно на сайте проекта и подключив телеграм-бота @AIAcademy_bot. А узнавать об открытых уроках, мастер-классах, школах, лекциях и других полезных активностях для школьников, которые проходят в Университете ИТМО, — на сайте ITMO.START.