Космический и революционный диктант 2020

Лейтмотивом Тотального диктанта-2020 будет космос. Именно этой теме посвящен текст под заголовком Per aspera, который написал автор диктанта Андрей Геласимов. Произведение рассказывает об отце русской теоретической космонавтики Константине Циолковском.

Столицей Тотального диктанта-2020 будет Санкт-Петербург. За этот титул он конкурировал с Вологдой, Казанью, Нукусом (Узбекистан) и Тамбовом, которые также прошли в финал конкурса.

«Главной площадкой будет Зимний Дворец. В планах также вывести на фронтальную сторону дворца дату и время диктанта в красной подсветке. Кроме этого, мы хотим провести революционный Грам-парад с лозунгами филологического содержания на улицах Санкт-Петербурга. Раз уж это город трех революций, то именно здесь надо организовать грамматическую революцию», — рассказал заместитель директора ЦНК Университета ИТМО Илья Стахеев

VIII Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке». Автор фото – Евгения Анфимова
VIII Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке». Автор фото – Евгения Анфимова

Русский язык — это наука?

Масштабная конференция Тотального диктанта впервые прошла в Москве. Это позволило собрать больше участников, а также запустить новые секции и дискуссии. В частности, был организован клуб предыдущих авторов диктанта, которые обсуждали проблемы и тренды языка и литературы в России. Эта инициатива перекликается с одной из принципиальных задач Тотального диктанта: популяризировать не только грамотную письменную речь, но и качественную современную русскоязычную прозу.

Университет ИТМО в лице сотрудников ЦНК организовал на конференции целую секцию по научной коммуникации. Помогали специалистам три студентки магистратуры по научной коммуникации, они работали в пресс-центре конференции — и для них это был уникальный шанс для того, чтобы испытать себя в полях.

Студентки магистратуры по научной коммуникации: Анна Власова, Алена Кудлаева, Элина Файзуллина (слева направо)
Студентки магистратуры по научной коммуникации: Анна Власова, Алена Кудлаева, Элина Файзуллина (слева направо)

«Начали мы с лекции по фактчекингу и критике экспертизы. На мой взгляд, это очень важные навыки в современной медиасреде, причем не только для научных авторов, но и в принципе для медиапотребителей. Далее шла серия мастер-классов от Ульяны Малышевой, которая долгое время была редактором новостного портала ИТМО. Ульяна рассказывала о практических кейсах взаимодействия с экспертами, написания научных новостей и релизов, а также о специфике работы медиа в вузе», — пояснил Илья Стахеев.

Кульминацией работы секции стала дискуссия «Чем популяризация в гуманитарных науках отличается от популяризации в естественных?», которая позволила участникам конференции и экспертам выделить общие и частные проблемы своей работы.

Александра Борисова. Автор фото – Евгения Анфимова
Александра Борисова. Автор фото – Евгения Анфимова

«В начале дискуссии я рассказала историю, когда мы с Дмитрием Мальковым, первым директором ЦНК, писали статью в один журнал европейского комьюнити по научным ивентам. Там мы говорили о пяти направлениях научной коммуникации в России, в частности, как пример массовых мероприятий показали Тотальный диктант. Зарубежная редакция обратилась к нам с вопросом: “А является ли русский язык наукой?”, потому что для английского языка это всё-таки не понятие “science”. Но я написала развернутый ответ, что, во-первых, в русскоязычном пространстве все науки являются науками и языки в том числе, а во-вторых, подобные Тотальном диктанту мероприятия по сути копировали механику, и несправедливо говорить о них только потому что это математика, например, хотя основано направление на русском языке. И этот комментарий был включен редактором в статью как важный элемент парадигмы того, что люди считают наукой, как воспринимают ее», — рассказала аналитик Центра научной коммуникации ИТМО, один из спикеров дискуссии Александра Борисова.

Но оказалось, что, несмотря на разницу в гуманитарных и естественных науках, у них много схожих проблем в сфере самопиара. Именно поэтому преодоление преград также должно вестись сообща.

VIII Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке». Автор фото – Евгения Анфимова
VIII Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке». Автор фото – Евгения Анфимова

«У нас был сильный пул спикеров — это Андрей Кожанов из ВШЭ, который преподает на программах научной коммуникации в ИТМО, Владимир Пахомов, председатель экспертного совета Тотального диктанта, лингвист, редактором портала “Грамота.ру”, Сергей Попов, доктор физико-математических наук, астроном, Григорий Юдин, профессор Шанинки, политический философ и социолог, Александр Пиперски, лингвист, популяризатор. Мы поделились болью, поговорили о таком способе популяризации, как развенчание мифов и новости, а также о том, что естественные науки преуспели в этих жанрах, потому что в их сфере больше подходящих инфоповодов. Однако это не значит, что говорить о них проще, как показывает статистика, современный читатель с одинаковой долей скептицизма подходит к информации и от гуманитариев, и от представителей естественно-математического сообщества», — рассказал Илья Стахеев.

Ключевой идеей, к которой пришли спикеры в ходе обсуждения, стало то, что сегодня наука в целом столкнулась с проблемой коммуникации с обществом, с властью, с административными органами в связи с некоторой девальвацией ее экспертизы. И дело не в том, что одни науки более научные, чем другие, проблема остается на уровне глобального дискурса: в продвинутом обществе ученый больше не является единственным хранителем и властителем передовой информации, а политики — закрытым институтом, который функционирует по неизвестным механикам власти. Поэтому уже в соответствии с таким положением должны меняться и коммуникативные стратегии.

Тотальный диктант как научный ивент

По итогам конференции в Москве корреспондент ITMO.NEWS также задал несколько вопросов Илье Стахееву. Эксперт рассказал о развитии Тотального диктанта, а также поделился своим отношением к проектам, которые в определенной мере повторяют механики знаменитой акции.

В какой мере Тотальный диктант относится к научно-популярным мероприятиям?

Изначально это была просто студенческая акция, но сейчас у Тотального диктанта есть свой экспертный филологический совет, он повлиял на развитие огромного комьюнити филологов в разных регионах страны. Он стал возможностью не только популяризировать бережное отношение к родному языку, грамотную письменную речь и современную прозу, но он сделал даже больше, чем популяризация — диктант стал площадкой общения профессионалов, которые раньше функционировали в отрыве друг от друга, что, конечно, негативно сказывалось на формировании научного знания.

Илья Стахеев. Автор фото – Евгения Анфимова
Илья Стахеев. Автор фото – Евгения Анфимова

После Тотального диктанта появилось еще несколько крупных тематических проектов: Контурная карта, Математический диктант. Однако они не стали настолько же популярны, хотя используют аналогичную механику. Как вы считаете, почему?

Я как раз во время дискуссии говорил об этом и это одно из моих любимых провокационных утверждений: никогда никакая «контрольная сумма», «контурная карта» и прочее не станут настолько популярны, как Тотальный диктант, потому что язык, на котором мы разговариваем, сидит в нас намного глубже. На родном языке мы любим, ненавидим, разговариваем, думаем. Формулы и карты — это знание, которое мы постигаем аналитически. Это как раз то, о чем говорил Альфред Шютц, — степень релевантности знаний, которая напрямую зависит от степени влияния на жизнь человека. Так вот язык имеет самую первую степень релевантности, поэтому люди так болезненно воспринимают любые изменения в языке, такие тренды, как феминитивы, например. Кто-то за, кто-то против, но сложно быть равнодушным, потому что это касается лично каждого, в силу того, что язык — огромная часть нашей жизни.

Перейти к содержанию