По словам арт-менеджера и куратора выставки Дарьи Кравчук, идея проекта ― ответить на вопрос, как художественное образование реагирует на быстрые изменения в технологиях, художественных практиках и нашей повседневной реальности.
«Современные художники все шире и глубже используют технологии, но как, с учетом этого, учебные программы ведущих художественных институций предусматривают использование этих новых медиа с точки зрения теории и практики? В последние десятилетия российская и нидерландская системы художественного образования следовали разным стратегиям. Первая сосредоточена в основном на овладении ремеслом и навыками, а вторая поощряет использование широкого спектра материалов и критическое мышление. Однако сейчас обе системы и в целом все международные художественные институты сталкиваются с быстрым внедрением передовых технологий, которые они не могут игнорировать», — отмечает она.
В экспозиции представлены двадцать работ современных голландских и российских художников, работающих в новых медиа с различными форматами: видео, звуком, цифровой 3D-скульптурой, 3D-анимацией, креативным кодированием и многими другими.
Как отмечает Дарья Кравчук, в своих работах художники исследуют подходы, течения и модальности, которые могут помочь цифровому пространству стать безопасным, «превратить его из почти раздражающей необходимости в гармоничный контекст».
ITMO.NEWS поговорил со студентами магистерской программы Art&Science, участниками выставки ― Надеждой Бей, Дарией Пурвиной и командой проекта Plant Intelligence ― о том, чему посвящены их работы и как наука и искусство могут взаимодействовать друг с другом.
Надежда Бей
автор проекта Isolated Space
― Мой проект был создан в 2020 году в период локдауна, когда у людей наблюдался высокий уровень тревожности из-за опасности «снаружи», вне дома. Тогда личное пространство для многих и, конечно, для меня стало новым космосом, который приходится заново осваивать и изучать его и себя в нем. Я старалась записывать свои ощущения и переживания в тот период, а также рефлексировать, чему этот опыт может меня научить.
В мире происходило что-то масштабное, вероятно, весьма опасное, и никто еще не понимал, что с этим делать. Но вместе с тем, было и приятное ощущение, что именно сейчас стоит попробовать все, до чего раньше не доходили руки, и я действительно за этот период много экспериментировала и освоила несколько новых для себя инструментов.
Я сделала 3D-скан своей квартиры и стала наполнять его VR рисунками, дополняющими пространство в необычной форме, картинками со своими текстами и нарисованными фигурами себя в разных состояниях. И так мне удалось зафиксировать то, что я хотела.
Дария Пурвина
одна из авторов проекта Gossip flowers
— Мы создали проект Gossip flowers совместно с Миленой Башкатовой.
Всем известно, что растения могут выделять кислород в воздух, поддерживать влажность воздуха, они служат пищей и лекарством для многих животных и их среды обитания, также они могут красиво дополнить жилище каждого человека. Более того, им ничего не нужно, кроме ухода, а в некоторых случаях они и сами могут позаботиться о себе.
Ярким примером их независимости является то, что растения на 100% слышат окружающую среду, например, они могут дотянуться до воды корнями, чувствуя ее присутствие в почве. Растениям не нужно совершать поступок, чтобы понять, правильно ли они поступили, они заранее это чувствуют. Это дает им преимущество перед людьми. Растения способны «общаться» друг с другом, выбирая необходимые способы и типы существования, они способны оценивать конкурентоспособность своих соседей и, соответственно, оптимизировать собственную стратегию роста.
Таким образом, мы можем предположить, что растения имеют собственное осознание, они обладают собственной индивидуальностью и могут быть представлены как индивидуумы.
Это произведение ― художественно-ироническое изображение антропоцентризма, пронизывающего нашу культуру. Создавая иллюзию существ с человеческими чертами, мы хотим привлечь внимание к этому недоразумению. Если гуманизация других видов по-прежнему остается единственным способом заставить людей думать не только о себе, то для нас просто не существует постчеловеческое будущее.
С помощью нейронной сети, обученной читать по губам, мы проанализировали многочисленные видеоролики с распускающимися цветами, чтобы понять, о чем говорят растения, думая, что мы их не слышим.
Команда проекта Plant Intelligence
(участники проекта ― Вероника Призова, Мария Мощенская, Галина Алферова, Евгений Хлопотов, Сираджудин Фарханулла)
— Plant Perception ― это многочастный проект, который направлен на изучение межвидовой коммуникации людей и растений, он исследует механизмы восприятия растений. В основу концепции лег феномен Plant Blindness, который означает, что люди не замечают растения, потому что они не антропоморфны, а также нам сложно уловить их движения.
Создание эмоциональной связи с ними может изменить наши взаимоотношения с природой, непохожими на нас видами, растениями. А технологии становятся одним из инструментов понимания нечеловеческих агентов, способом взаимодействия с живым, биологическим.
Первая часть проекта называется Plant Intelligence. В ней мы исследуем эмоциональную связь человека с растением через посредника ― виртуального аватара растения. Мы разработали персонажа, основываясь на механизмах движения мимозы стыдливой.
Инсталляция представляет собой игровой автомат, в котором находится живое растение, и над ним зритель видит голограмму цифрового антропоморфного аватара растения. Посетитель отвечает на вопросы о растениях посредством цветных карточек. В зависимости от ответов цифровой аватар проявляет эмоции: радуется, злится, грустит, удивляется.
Таким образом, в игровой форме человек может испытать свою эмпатию по отношению к растениям и проверить свои знания о мире растений. Если участник ответил на большее количество вопросов правильно, то он получает семена мимозы, если большинство ответов неверное, то аватар предлагает взять журнал о растениях.
Вторая часть проекта называется Plant Vision, в ней мы исследуем гипотезу о том, что у растений есть аналог оцеллии (простейших глаз). Эта гипотеза уже выдвигалась ранее рядом ученых.
Нас вдохновили исследования Стефана Манкузо. Он с командой ученых ставит эксперименты над растением Boquila trifoliata. Это лиана, которая перемещается на дерево-хозяина и имитирует цвет, форму и даже огрехи его листьев. Растение может сменить дерево-хозяина около четырех раз за жизнь.
Соответственно, возникает вопрос, каким образом растение понимает, как реорганизовать свой организм? В ходе работы над проектом мы провели ряд экспериментов. Мы повторили эксперимент Гарольда Вагера и при помощи оптической установки, в которую входит микроскоп, видеоокуляр и соответствующее освещение, получили цветные снимки объекта через верхний эпидермис листа растения Tradescantia zebrina. Эксперимент доказывает, что растительные клетки могут выполнять роль линзы.
Для лучшего понимания электрофизиологии растений мы провели эксперимент по детекции электрических импульсов у венериной мухоловки в ответ на механическую стимуляцию триггерных волосков внутри ловушки.
Итогом наших исследований должна стать инсталляция, которая будет представлять собой коммуникационную систему для межвидового взаимодействия с использованием нейронных сетей. При помощи ряда датчиков мы планируем собирать данные о реакциях растения на человека и интерпретировать их при помощи нейронных сетей.