В скором времени у студентов и сотрудников Университета ИТМО появится персональный цифровой помощник, который должен упростить жизнь учащихся и преподавателей. Приложение, которое получило название Аватар, возьмет на себя часть рутинных дел, например, будет напоминать о дедлайнах, подбирать интересные события и решать другие подобные задачи. Сервис должен объединить множество функций, существующих в разных информационных системах и социальных сетях.
Чтобы приложение соответствовало ожиданиям членов ITMO Family, разработчики постоянно проводили онлайн- и офлайн-опросы. Их цель ― выявить потребности и пожелания студентов и преподавателей. В этом им помогали сотрудники отдела мониторинга и статистики. Уже состоялось девять очных встреч, на каждой из которых присутствовало несколько студентов и преподавателей. Онлайн-опросы имели еще больший охват.
Также в сентябре стартовало тестирование, которое проходило на базе Центра юзабилити и смешанной реальности Университета ИТМО. Всего в начале осени приложение смогли оценить порядка 20 студентов.
«В ходе тестов велась таргетированная предметная работа и собирался максимум обратной связи, ― рассказывает product-менеджер Аватара ИТМО Анатолий Суриков. ― Были выявлены недоработки и получено много пожеланий со стороны студентов. Мы приняли их к сведению и постарались реализовать. В основном они касались интерфейса Аватара, многим он показался неудобным, не все были довольны темной темой без возможности альтернативного выбора светлой. В целом студенты выражали явный интерес к Аватару и заражали нас множеством новых идей. Например, нам предложили дать Аватару голос ректора»
Глазами студента
Одной из участниц тестирования стала студентка первого курса магистратуры «Цифровые технологии умного города 2020» Виктория Яковлева. Про тестирование она узнала из группы «ВКонтакте» ITMO.Students и решила принять участие.
«Само тестирование у меня длилось час-полтора и проводилось по небольшому алгоритму, который озвучивался одним из организаторов. Во время выполнения действий и ответов на вопросы можно было оставлять комментарии об общих впечатлениях/пожеланиях, которые помогли бы улучшить интерфейс и функционал. Мне понравилась как сама идея аватара, так и его реализация, хотя на момент моего тестирования там были моменты, требующие доработки», ― рассказывает она.
Студентка отдельно отметила ленту, которая подстраивается под предпочтения пользователя на основе различных интересов: научных, учебных, спортивных, и других.
«Также был чат-бот, благодаря которому можно получить сводку тематических мероприятий, основанную, опять же, на интересах пользователя, и которая агрегируется с различных источников, что упрощает поиск информации. Доработка требовалась лишь в стабильности заявленного функционала», ― отметила Виктория Яковлева.
Глазами преподавателя
Некоторые функции Аватара также смогли опробовать и преподаватели. Например, в ходе чтения модульных дисциплин для магистрантов программы «Финансовые технологии больших данных» члены команды разработчиков решили опробовать одну из «преподавательских» функций сервиса ― проведение опросов и получение обратной связи по занятию.
Среди испытавших сервис была старший научный сотрудник Национального центра когнитивных разработок Университета ИТМО Валентина Гулева.
«В рамках проведения дисциплины были опросы, была реализована функциональность, которая позволяла при проведении лекции добавлять в приложение опросники, и по итогу лекции мы могли оценить интерес студента, ― рассказывает она. ― Таким образом мы получали контроль знаний, а с другой стороны ― могли собрать обратную связь, оценить, какие части лекций были интересны и насколько сложен был материал. Это здорово, потому что не все студенты любят давать прямую обратную связь, некоторым проще высказаться через опрос. У нас все проходило через Аватар. Для преподавателя было удобно, что все собирается в таблицу и мы видим, какие тесты и насколько успешно прошел каждый студент по каждому блоку дисциплины».
Валентина Гулева добавляет, что этот сервис заметно упростил рутинный контроль за вниманием студентов, их внеаудиторной активностью по предмету.
«В конечном счете это должно снизить нагрузку: не нужно создавать таблицы на всех студентов, все происходит на уровне приложения. Оно помогает осуществлять весь контроль внимания, активность, присутствие студентов. Таким образом, с преподавателя снимается рутинная работа, которая направлена на отслеживание дополнительной работы студентов и выставление им дополнительных баллов. По-моему, это здорово», ― отмечает она.
Тестирование продолжается
По итогам обработки отзывов первой волны тестирования разработчики сделали несколько нововведений. После этого была прошла вторая сессия тестирования в рамках Школы Аватара, которая прошла в конце осени. Здесь были задействованы уже 27 студентов, на чьи устройства был установлен сервис.
«Основные претензии тестировщиков касались инженерной части и исполнения: скорость работы приложения, интерфейс. Были замечания и по понятности элементов. С другой стороны, студенты положительно отметили реализацию календаря, тему геймификации Аватара, тест-опросы, а также персонализированную рекомендацию новостей. Были также предложены новые идеи, некоторые из которых уже сейчас реализуются: например, автогенерация QR-кода для прохода в университет», ― говорит Анатолий Суриков.
В рамках декабрьского интенсива также проводилось дневниковое UX-исследование Аватара. Дневниковое исследование ― это один из видов тестирования, суть которого заключается в фиксировании первичных впечатлений пользователя от взаимодействия с приложением.
По результатам этого исследования студенты отметили зоны роста и положительные стороны приложения. Положительные отзывы получил игровой сервис и тест-опросы. Сейчас разработчики дорабатывают дизайн-элементы приложения и работают над увеличением стабильности работы Аватара.
Теперь приложению предстоит третий этап тестирования, который пройдет уже в начале второго семестра текущего учебного года. Ожидается, что теперь приложение попробуют уже порядка 600 человек.
«В январе команде предстоят работы по переезду на продуктовый сервер, аудит безопасности, нагрузочное тестирование платформы, размещение в сторах», ― заключает Анатолий Суриков.