Пандемия поставила множество вопросов перед медиками, биологами, экономистами и социологами. Новую реальность осмысляют также и художники. Через картины и инсталляции они делятся своим восприятием и рассуждают на темы, которые возникли в обществе в связи с пандемией. Одним из проектов, призванных отрефлексировать возросшую роль вируса в современной реальности, стала выставка «Staying with the Trouble», проходившая в арт-резиденции Университета ИТМО в Биржевом переулке. Помимо демонстрации работ современных художников, организаторы подготовили большую образовательную программу, включающую лекции, круглые столы и мастер-классы.
«Нам важно было посмотреть на вирус с разных сторон, — рассказывает сокуратор выставки Христина Отс, — у нас выступали биологи, вирусологи, врачи, которые говорили о том, что такое вирусы с научной точки зрения. Были искусствоведы, которые рассказывали про то, как пандемия воспринималась в прошлом и как она отражена в западноевропейском искусстве».
Пандемия заставила задуматься над философскими вопросами. Как взаимодействует вся жизнь на нашей планете? Как за последний год изменилось само человечество? Наконец, как жить в эпохе глобальной неуверенности и стресса? С давних пор одним из лучших способов найти ответы на сложные вопросы мыслители считали диспут. Организаторы выставки «Staying with the Trouble» также решили организовать диспут в качестве завершения своего проекта.
Сам круглый стол они назвали «Давайте гнить вместе!» Несмотря на мрачное, на первый взгляд, название, беседа была посвящена будущему: тому, как найти ответы на терзающие всех вопросы, а также тому, как после окончания пандемии пересобрать общество заново. Именно эту метафору и заложили в название мероприятия создатели выставки.
«Гниение — это не только что-то связанное с умиранием, — объяснила ITMO.NEWS концепцию круглого стола куратор публичной программы Анна Каплан, — это также процесс совместного становления. Ведь процесс компостирования всегда ведет за собой следующий этап прорастания новых растений. Наш круглый стол должен подвести итог всей выставке, затронуть культурный, художественный, философский аспекты вируса во всей неоднозначности».
Вирусы и человек
Сегодняшнюю жизнь людей во многом определяет вирус. Но это очень поздний для человечества концепт. Вирусы известны ученым чуть больше века. Их открытие напрямую связано с развитием сложных технических приборов для увеличения изображений.
«Вирус на самом деле штука невидимая, он появляется в конце XIX века, — рассказал в ходе дискуссии преподаватель философии Университета ИТМО Александр Ленкевич, — то есть его «изобретают» [ученые]. Чтобы «изобрести» вирус, в том числе и в качестве социального агента, нужно применить огромное количество техник, специальной аппаратуры, медиа. Подробно, к примеру, об этом написано в знаменитой статье [философа Бруно] Латура “Дайте мне лабораторию, и я переверну мир” и книге “Война и мир микробов”, где он показывает, сколько нужно применить разных инструментов и техник записи, чтобы вирус, бактерия или микроб стали заметны […]. Без этих медиа вируса [для человеческой культуры] не существует».
Поскольку вне объективов микроскопов вирус остается невидимым для человека, люди совершенно по-разному концептуализируют это явление. Вокруг этих невидимых «агентов» возникают фантастические сюжеты, философские концепции и фантазмы.
«Мы всегда проецируем на вирусы какие-то собственные желания или страхи, — поясняет Александр Ленкевич, — когда-то это были страхи, связанные с холодной войной и поиском внутреннего врага. Сейчас это желание пересборки себя, выстраивания новых отношений, коллективных и индивидуальных тел».
Вирус и цель
Несмотря на все усилия ученых, на труды философов и книги литераторов, вирус остается не до конца понятным концептом. Он меняет наши привычки, планы, географию передвижений и даже образ мыслей. Но работать с этим опытом довольно сложно. Ведь вирусы все еще совсем непохожи на других врагов, с которыми сталкивается человек.
«Та тревога, которая возникает у нас в связи с вирусом, — полагает преподаватель философии Университета ИТМО Ксения Капельчук, — связана не только с последствиями [болезни] для нашего здоровья, отношений личных и политических, но и с самим фактом существования таких субстанций, как вирусы, которые нельзя признать ни живыми, ни неживыми. Это нечто совершает действия, меняет организмы, с которыми сталкивается, не очень понятно, чего хочет. Это, на мой взгляд, один из самых устрашающих факторов».
Действительно, для человека может быть сложно и страшно размышлять о глобальных событиях, лишенных какой бы то ни было цели. Поэтому люди подсознательно пытаются найти эту цель сами, наделяя явления природы, в том числе вирусы, какими-то «стремлениями». Это помогает справиться со стрессом, но иногда затрудняет понимание происходящего.
«Как мы работаем с вирусом? [Мы говорим]: “Вирусу нужно присосаться к клетке, чтобы [размножаться]”, — поясняет философ Илья Мавринский. — Это тот порядок мышления, из которого мы исходим. Нам нужно нечто сцепить, нужно собрать [явления] в общую картинку. Весь вопрос только в том, помним ли мы, что мы эту картинку собрали, а следовательно, она может [быть собрана иначе и] быть совершенно другой, или не помним. Чаще всего не помним».
Вирус и будущее
Однако главный вопрос в том, что же делать в новых условиях, с новой социальной реальностью, когда вирус является ее неотъемлемой частью. Некоторые предлагают искать спасение в виртуальной реальности, где не надо соприкасаться с вирусами и вообще с живой материей.
Некоторые, напротив, предлагают арт-проекты, направленные на еще большее включение вирусов в нашу культуру.
«Сейчас художники активно рассуждают на тему своего персонального вируса и набора вирусов и как раз говорят о том, что нужно организовать что-то вроде “Яндекс.Лавки”, где можно было бы заказать набор каких-то специальных биологически активных вирусов, которые перестроят тебя так, как нужно», — рассказывает преподаватель философии Университета ИТМО Алина Латыпова.
Однако понятно, что человечеству только предстоит дать полноценный ответ на сложившуюся ситуацию. Как отмечает Илья Мавринский, это доказывается хотя бы тем, что практически все философские концепции последних десятилетий, даже противоречащие друг другу, могут быть спокойно использованы для описания социальной реальности 2020 года. Причем использованы одновременно. Это может подтверждать как состоятельность, так и несостоятельность этих философских ответов. А следовательно, впереди большая работа для мыслителей всего мира. Ведь им предстоит найти сколько-нибудь устойчивую культурную «почву» для человечества в современном мире. Пока же «все говорят, что мы вместе, но немногие знают в каком», — подвел итог Мавринский цитатой из творчества группы «Кино».