— Кто вы по профессии и как начали работать в ИТМО?
― Я гуманитарий из семьи физиков: у меня и папа, и дедушка ― физики. Я окончила экономический факультет СПбГУ и работала в различных event-компаниях, организовывала конференции, в том числе и научные. Коммуникация — это мое. А в ИТМО я пришла делать конференцию METANANO и осталась. Так, неожиданно для меня, возникла вторая карьера, которую я очень полюбила.
Параллельно я начала преподавать на физико-техническом факультете Soft skills, тогда это еще не было мейнстримом. Был только небольшой курс «Менеджмент в физике» — там рассказывали студентам о наукометрии, деловой этике и коммуникации, как правильно писать письма и выступать на конференциях. Я провела его год, а уже в следующем году все это вышло на общеуниверситетский уровень.
Моя первая группа была максимально разношерстной. Там были все: сложные студенты, студенты гораздо старше меня по возрасту… Одна женщина лет 50 на первом занятии сидела и смотрела на меня со скептическим выражением: «Да-да, девочка, и чему же ты можешь меня научить?» Но больше было хороших ребят, которые меня поддерживали и вдохновляли.
И вот однажды Мария Константиновна Дидковская, которая на тот момент планировала организовать курс по Soft skills, посетила одно из моих занятий, посмотрела, как я веду, и впоследствии предложила стать руководителем курса «Деловая и научная этика: организация научных исследований», который сейчас вырос в дисциплину «Карьерный путь в мире науки».
— Как все-таки найти подход к такой разношерстной аудитории, как заинтересовать всех участников?
― За время работы в ИТМО я вела занятия у абсолютно разной аудитории: у бакалавров, выпускников, магистрантов… Когда у тебя разнородная в плане возраста и опыта группа, например, в магистратуре, то это довольно сложная история, нужно понимать, как найти подход к разным студентам. Людей из более взрослого поколения можно привлекать в качестве экспертов, обращаться к ним, спрашивать их мнение.
Например, у меня был мужчина лет 50, который поначалу тоже был скептично настроен, а под конец курса мы с ним подружились. Во время занятий я часто к нему обращалась как к эксперту. Например: «Петр Петрович, вы, опираясь на свой опыт, согласитесь, что для мотивации команды работают такие-то техники?» или «А давайте еще у Петра Петровича спросим, что он думает, ведь у него большой опыт работы в разных коллективах». И ему это исподволь, но нравилось, а всем остальным было интересно. Такими маленькими шажочками и выстраивается коммуникация, нужно всегда стараться подружиться с аудиторией.
Знаете, есть какой-то устаревший советский подход, будто преподаватель должен быть выше и значительнее студентов. Но сегодня это так не работает! Я прихожу к бакалаврам — программистам первого или второго курса ― и вижу, что это очень умные ребята, которые знают много вещей, очень далеких от меня. Они знают Python, C++, а я совершенно не разбираюсь, что это. Поэтому всегда должно быть полное уважение и паритет со студентами.
А еще я думаю, очень важно видеть за каждым студентом целый космос. Особенно хорошо я это чувствую, работая с бакалаврами, они очень открытые, все разные и интересные. Кто-то интроверт, кто-то, наоборот, общительный. Важно видеть и слышать каждого студента, и к каждому стараться найти свой подход.
— Какие курсы вы сейчас читаете?
― Я являюсь руководителем курса «Управление карьерой в мире науки» в магистратуре. Кроме того, я руковожу курсом «Школа IT-наставников» в бакалавриате, который сейчас стартует совместно с физико-математическим лицеем №30.
Мы готовим ребят, которые будут руководить проектами школьников. Школьники делают разные проекты ― по робототехнике, по программированию, на общегородском уровне ― тем самым они пытаются улучшить свою среду ― как в школе, так и в целом вокруг них. Например, они разрабатывают электронный дневник или создают школьное электронное расписание, где можно увидеть часы работы и локации всех учителей, это что-то вроде «Карты мародеров» из «Гарри Поттера», разрабатывают другие проекты.
А студенты-третьекурсники из ИТМО будут приходить и руководить их командами, будут своего рода тимлидами. Их задача — замотивировать и сплотить команду, провести через все стадии разработки продукта.
Также я разрабатываю и веду курсы по Soft skills на физико-техническом факультете. С тех пор, как я победила синдром самозванца, позволяю себе покреативить и стараюсь постоянно придумывать что-то новое.
— Как объяснить физикам, что не только профильные предметы, но и Soft skills им необходимы?
― Мы стараемся организовать курс так, чтобы не просто приходил гуманитарий со стороны и что-то рассказывал. Когда такой преподаватель приходит и говорит: «Ребята, давайте учиться коммуникации!», аудитория сидит и думает: «Ну да, давайте, только зачем нам все это?». Я утрирую, конечно, но такое бывает. Поэтому мы стараемся привлекать к лекциям самих физиков, которые, опираясь на свой опыт, объясняют, зачем студентам нужны навыки Soft skills.
Однажды, например, декан инженерно-исследовательского факультета Алексей Слобожанюк рассказывал, как во время одной конференции жил в гостинице и его сосед весь вечер за стенкой репетировал свой доклад. А наутро оказалось, что так скрупулезно и долго к выступлению готовился Нобелевский лауреат, открывавший конференцию. И студенты слушают и на примере понимают, что серьезная подготовка к выступлению — это важно.
Закрывают курс снова физики, которые рассказывают про одно из самых современных и востребованных направлений ― научпоп-выступления. Например, младший научный сотрудник физического факультета Георгий Зограф рассказывал про выступления на научпоп-мероприятиях, что это такое, как рассказать так, чтобы тебя все поняли, как увлечь аудиторию.
Это здорово, мне нравится такая схема, когда сначала приходят серьезные ученые, заинтересовывают, показывают важность проблемы. А потом уже приходят преподаватели по Soft skills и объясняют технику: как готовиться, как успокаивать нервы, как составить свой доклад, какие внедрить ораторские приемы… Так это ближе и интереснее студентам. И я стараюсь приглашать отличных преподавателей, которые будут с ними взаимодействовать.
— Вы упомянули, что у вас был синдром самозванца. А почему он возник и как удалось с ним справиться?
― Наверно, потому что я изначально не планировала быть преподавателем, это получилось само собой. Хотя сейчас думаю, что это мое и чувствую себя на своем месте.
Когда мы с коллегами два года назад ездили на стажировку в Бостонский университет, там нам рассказывали, как важно налаживать связь с аудиторией, создавать раппорт. Я думаю, это та способность, которая была у меня всегда. Я пришла в преподавание без классического образования в педагогике, методологии составления курсов. У меня тогда были полезные знания и мои способности к коммуникации, которые я наработала за время работы в event-менеджменте. Я умела работать в команде, решать конфликты, быстро реагировать, если что-то идет не так, выступать перед большой аудиторией. Все это очень пригодилось для курсов, которые я веду.
Но меня до сих пор немного тревожит, что у меня нет классического педагогического образования. Надо было разрешить себе преподавать, а то как же это я, человек со стороны… Но сейчас это уже не мешает работать. Во-первых, я неклассический преподаватель, но у нас и неклассический университет. Во-вторых, в какой-то момент, когда я стала получать первые отзывы от студентов, много добрых слов, это придало уверенность, что я выбрала правильный путь.
В-третьих, и это главное, я постоянно стараюсь учиться и прокачивать свои навыки ― каждый семестр прохожу какой-то образовательный курс. Например, зимой проходила курс по игровым методам в образовании — о том, как добавить в свои лекции элементы игры. Ранее проходила несколько курсов по публичным выступлениям, конфликтологии, эмоциональному интеллекту, методикам преподавания на английском языке.
Когда-то я в качестве хобби несколько лет играла в любительском театре, брала занятия по вокалу, это тоже очень пригодилось сейчас. Преподавание — как медицина, это та профессия, где нужно постоянно учиться, развиваться, иначе ты не сможешь учить других людей.
― Кстати, про хобби — чем еще вы занимаетесь в свободное от работы время?
― Я люблю путешествовать, объездила много стран Европы, жила несколько месяцев в Японии, в Китае, Австралии, в Штатах была несколько раз. В каждом путешествии ты немного другой. Если в обычной жизни все равно есть какие-то обстоятельства, в рамках которых мы действуем, то здесь ты можешь взглянуть на себя под другим углом и позволить себе больше.
Еще очень люблю походы. Обычно нас забрасывают вертолетами в какое-нибудь отдаленное необитаемое место, например, на Кольском полуострове. Связи нет — на всех только один спутниковый телефон. Мы живем там пару недель, и это ощущение абсолютной свободы, единения с природой, и, конечно, рыбалка.
Еще я люблю рисовать. Хожу рисовать маслом в студию знакомых ребят. Читаю много книг, особенно по саморазвитию и здоровому образу жизни. Например, моя новая любимая тема ― сон, прочитала несколько книг о нем, наконец научилась ложиться в 10 или 11 часов вечера, не использовать гаджеты за два часа до сна, спать в темноте и прохладе, прекратила пить кофе и алкоголь.
— Почему вы решили поучаствовать в конкурсе ITMO. EduLeaders?
― Сначала мне пришла рассылка и я подумала: «Отличный конкурс!». Меня больше всего привлекло, что в рамках конкурса на мои занятия придет комиссия, которая будет меня оценивать. И я решила, что обратная связь будет полезна. А потом, перед конференцией Open Education в «Севкабеле», мне позвонили и попросили: «Обязательно побудь там до конца». И тогда я начала понимать, что, кажется, прошла в финал. Хотя я немного переживала — ведь в ИТМО работает так много профессиональных, опытных специалистов, и мне казалось, что вместе с премией мне дали очень хороший аванс.
Но я уверена, что в будущем я его отработаю. Прекрасно, когда ты любишь свою работу, а еще лучше, когда это взаимно. Самое приятное ― это отзывы студентов, ведь именно для них мы все и делаем. Значит все идет верно, и я на правильном пути. Большое спасибо ИТМО: я не знаю, где еще проводятся такие инициативы, которые бы поддерживали и студентов, и преподавателей.