Технологическое предпринимательство в университетах
Сокращение расстояния между фундаментальной и прикладной наукой было одной из ключевых тем пленарной сессии. Вариантом решения этой проблемы может стать создание технологических центров, развитие технопарков при научных центрах и даже целых долин. Всё вместе это позволит поддержать проекты молодых ученых и студентов.
В качестве примера Сергей Куликов, Председатель Правления УК «РОСНАНО» и наблюдательного совета ИТМО, привел стартап-студию, которую Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Роснано открыл в ИТМО вместе с директором и ведущим профессором Научно-образовательного центра инфохимии Екатериной Скорб. По словам спикера, с 2022 года Фонд инфраструктурных и образовательных программ станет оператором создания сети 15 университетских стартап-студий, которые призваны развивать технологическое предпринимательство в университетах.
Однако делать это можно не только так. Безусловно, для проектов важны ресурсы и инфраструктура, но главная ценность ― это люди: носители и производители знаний. Прогресс обеспечивают в том числе и наукоемкие исследования:
«Мы как наукоемкий инвестор стараемся отличать хайп от тренда и заходим в проекты исключительно с соинвесторами в начале и гарантированным рынком сбыта. Водородная энергетика, химия газовых переделов, возобновляемые источники энергии – все проекты складываются именно по этой формуле», — отметил Председатель Правления УК «РОСНАНО» Сергей Куликов в ходе пленарного заседания Конгресса молодых ученых.
Компания концентрируется не только на ESG-повестке и инновационных проектах, способных изменить модель производства и модель потребления. Еще один не менее важный вектор — решение фундаментальных задач.
Новые научные центры в регионах и популяризация науки
Как рассказал Дмитрий Чернышенко, более 5 тысяч мероприятий, проведенных в рамках Года науки и технологий, были направлены на развитие университетов, появление новых научных центров, кампусов и лабораторий. Отдельное внимание уделялось поддержке молодых ученых: за 2021 год более 1600 аспирантов получили средства на проведение фундаментальных исследований.
Поднять престиж профессии ученого и привлечь внимание общественности к научным и технологическим разработкам — эти задачи были в центре внимания в течение Года науки и технологий. Как итог ― более 60% школьников в недавних опросах заявили, что испытывают гордость за российскую науку. А 62% опрошенных родителей отметили, что хотели бы для своих детей научной карьеры. Еще один из результатов работы — возрождение Российского общества «Знание».
Одной из причин «омоложения» научных кадров и в целом увеличения числа научных сотрудников участники дискуссии назвали то, что заниматься наукой стало интересно и, главное, это теперь доступно с раннего возраста. В качестве примера спикеры привели создание инфраструктуры на базе «Сириуса», где дети могут проводить полноценные научные исследования. По мнению Елены Шмелёвой, председателя Совета федеральной территории «Сириус» и руководителя фонда «Талант и успех», таких лабораторий должно быть больше. Причем их нужно создавать как в университетах, так и в школах и даже в детских садах ― чтобы исследованиями могли полноценно заниматься и дети, и школьники, и студенты первых курсов.
Наука и бизнес
Еще один важный вопрос, который обсудили эксперты: как привлекать бизнес к работе молодых исследователей.
«Нужно создавать инновационные интегрированные среды, включающие и новые лаборатории, и инженерные школы, и высокотехнологичные компании, которые будут транслировать свою повестку, ставить задачи и оценивать результаты и готовящихся специалистов», ― отметила Елена Шмелёва.
От лица высокотехнологических компаний выступила Ольга Голодец, заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк». Она рассказала, что сегодня компания активно сотрудничает с университетами и уже есть целый пул совместных решений.
«Мы не всегда ценим те возможности, ресурсы и преимущества, которыми обладаем. Этот год ― хорошая возможность всё переосмыслить. Сегодня любая корпорация, которая основывается на технологических решениях, поддерживает институты развития. У нас уже есть Институт искусственного интеллекта и Школа развития цифровых технологий. Мы коллаборируемся с большим количеством вузов, делаем совместные решения, и все они ― прорывные», — прокомментировала Ольга Голодец.