— Когда и как вы начали преподавать?
— Примерно 10 лет назад. Я окончил УдГУ (Удмуртский государственный университет — примеч. автора) по социологии и там же, учась в аспирантуре, уже вел какие-то курсы. Потом у меня был перерыв в преподавании на два года, когда я учился в магистратуре Европейского университета. И после, с первого года второй аспирантуры, начал преподавать в ИТМО.
Первые свои годы преподавания я, если можно так сказать, занимался философией под прикрытием. То есть проводил социологические исследования на «околофилософские» темы. Но партизанско-академическая война все равно оказалась обречена на поражения. Я решил, что будет лучше все-таки уже перейти в дисциплину, которая мне изначально была интересна, и пошел учиться в Европейский университет.
— Вы сейчас проходите стажировку в Хельсинки. Как вы на нее попали?
— Когда я учился в аспирантуре Европейского университета в 2018 году, я выиграл стажировку в Хельсинки для завершения диссертационного исследования. Но из-за личных обстоятельств и пандемии COVID-19 решил воспользоваться этой возможностью только в 2021 году.
Я уже окончил аспирантуру и сейчас дописываю диссертацию. Обычно сижу в гостинице, изредка подключаясь по Zoom к местным семинарам, по личной договоренности могу и с коллегами встретиться. Ну и продолжаю вести пары в ИТМО.
— Чему посвящена ваша диссертационная работа?
— Современной диалектике, если совсем просто. Связь между онтологией, то есть тем, как мы понимаем бытие, и сферами практической жизни.
Тема моей диссертации — сфера моих профессиональных интересов, и статьи выходят тоже по ней. Но сейчас будет довольно много публикаций, связанных с теологической проблематикой. То есть посвященных тому, что относится скорее к области философских отношений с христианством. Это все равно связано с диалектикой, но немного в непривычной для меня области.
Лекция Антона Сюткина о современных направлениях преодоления гуманизма
— Теологическая проблематика — это какое-то новое веяние в философии? Говорят, сейчас много исследований на эту тему.
— Как-то так получилось, что в XXI веке теология, или богословие, не просто не умерло, а интенсивно развивается и набирает былую мощь. Например, в православии сейчас идут активные «партийные» дискуссии: разные школы спорят друг с другом, пытаясь понять, кто из них прав. И перед философами возникает задача — попытаться этот феномен осмыслить, причем не становясь религиозным или теологическим мыслителем, то есть оставаясь сторонним наблюдателем.
— Я слышал, что в философии по сравнению с точными науками тяжелее публиковаться в международных журналах. С чем это связано?
— Мне кажется, что одинаково сложно публиковаться и «естественным» и «гуманитарным» ученым. Но в случае с коммуникацией российских гуманитариев с западными коллегами существует больше проблем.
Во-первых, если ты публикуешься на английском, то возникает языковой барьер. Во-вторых, журналов, посвященных философии, значительно меньше. К тому же большинство существующих из них так или иначе связаны с англо-американской аналитической философией, а в российской философии другая традиция — европейская. По крайней мере, я к ней принадлежу. А европейские журналы еще более закрытые.
— Давайте поговорим о преподавании. Сильно ли большая разница в плане обучения бакалавров и магистров?
— В магистратуре мы читаем курс, посвященный политической философии. То есть в нем больше рефлексии по поводу идей, связанных с актуальной политикой, с мировоззренческими нюансами. А у бакалавров — базовый курс.
Но мы с коллегами хотим ту специализацию, которая есть в магистратуре, немного в упрощенной и более популярной форме изложения внедрить в бакалавриат. То есть сделать такую модульную часть, где была бы не только классическая философия, но и выход к современности. Потому что сейчас за восемь лекций и восемь семинаров ты успеваешь рассказать только про очень важных людей в истории философии.
— Почему вы хотите так сделать? Есть какой-то запрос от студентов или это ваше предположение, что так станет лучше?
— Как вы понимаете, самим лекторам интереснее читать курсы, которые связаны с их полем исследований. И многие студенты хотят более подробно изучать философию. Кто-то с удовольствием послушает курс про искусственный интеллект и проблему сознания, кто-то — про проблемы современной теории демократии, еще кому-то будут интересны этика или современные попытки осмыслить феномен религиозности, а кому-то — эстетика и современное искусство. Как студенты, так и преподаватели — все очень разные, и если у них будет возможность выбирать, что читать или изучать, то это будет здорово.
Другое дело, что тогда курс станет либо очень сжатым, либо его придется удлинять, и это уже административный вопрос.
— То есть вы предлагаете выбор одного из вариантов, некое построение персонального учебного плана?
— Все верно. Но при этом важно сохранить ядро классических авторов, без которого невозможно изучать что-то узкоспециализированное.
— Победителей ITMO.EduStars выбирают в том числе по оценкам, которые дают преподавателям студенты. Как думаете, что им нравится в вас?
— Тут загадочная ситуация, потому что до конца непонятно, как это работает. Каждый год группы меняются, и каждый год твое взаимоотношение с разными студентами выстраивается каким-то непредсказуемым образом. Например, бывают семестры, когда, как бы ты ни старался, как бы ни продумывал и сами занятия, и способы коммуникации, ничего не работает. По крайней мере, ты не чувствуешь какой-то отдачи. А иногда, наоборот, все это срабатывает естественно, и ты даже не прикладываешь особых усилий.
Сейчас у нас есть телеграм-чаты для оперативной переписки со студентами. Там часто возникает какая-то жизнь: люди делают мемы, начинается какая-то дискуссия. И ты по этим мемам и разговорам в чатах между студентами понимаешь, какой эффект производят твои действия. Но нужно отметить, что так происходит далеко не во всех группах. Некоторые чаты так и остаются сухими: просто отправляешь студентам домашние задания и консультируешь по техническим вопросам.
— А изменились ли как-то сами студенты за последние пару лет?
— Да, и очень сильно. Например, в нескольких группах есть студенты, которых можно уже сейчас отправлять в магистратуру философского факультета. Они цитируют авторов, которых я сам не читал. Появление в ИТМО на технических специальностях учеников, которые не просто заинтересованы в философии, а на школьной скамье прочитали и поняли ряд классических и современных авторов, — это весьма занятная вещь, которая провоцирует на развитие педагогических способностей.
Поэтому я бы сказал, что появилась сильная дифференциация: есть пара-тройка активно участвующих студентов, а из них еще выделяется кто-то, кто мог бы всю пару говорить и, возможно, сам ее вести. Потому и возникает вопрос: как сделать так, чтобы и подкованным ребятам было интересно и студентов, для которых философия — это лишь один из предметов, увлечь и вывести на коммуникацию. Возможно, та выборная система, которую мы предлагаем, поможет решить этот вопрос.
— Как такие талантливые в философии студенты могут реализовать себя в ИТМО?
— Пока нам нечего им предложить. Собственно, поэтому и появилась идея преобразовать учебный курс. Каждый год появляются студенты, которые в конце семестра спрашивают: «А что, всё?» Им хочется продолжить обучение, но вариантов для этого нет.
Философию в ИТМО преподают только на первом курсе бакалавриата в одном семестре, а дальше — жди первого курса магистратуры. Есть, конечно, программа Art&Science, где коллеги занимаются схожими вещами и проводят майноры (дополнительные модули образовательной программы бакалавриата — примеч. автора) и короткие курсы. Но у них акцент все-таки не на философии, а на современном искусстве, основанном на рефлексии в отношении науки.
Так что этот вопрос для нас — шанс сделать шаг вперед: продумать, как таких студентов «социализировать», чтобы они оставались в ИТМО, но при этом реализовывались в интересующем предмете.
— Планируете ли вы продолжить преподавать после защиты диссертации? Или же уйдете в науку?
— Для философа, как и для всех «гуманитарных» ученых, научную деятельность от преподавания сложно отделить. Ты должен свои идеи сразу каким-то образом проговаривать. Нужно сообщество коллег и студентов, которые будут как-то реагировать на твои идеи. Так что я планирую продолжить преподавать. Но хочу читать более специализированные курсы, поэтому с коллегами и пытаюсь преобразовать учебную программу по философии в ИТМО.
— А разве не сложно совмещать преподавание и исследовательскую деятельность?
— Сложно. Главная проблема ученого и преподавателя в одном лице — это нехватка времени. С одной стороны, ты работаешь — и даже для того, чтобы это делать, тебе нужно публиковаться. А с другой стороны, пишешь статьи — и для этого тебе нужно читать курсы и обсуждать мысли с коллегами и студентами. А ведь есть еще семья и личная жизнь, о которых не хочется забывать. Так что ты неизбежно сидишь даже не на двух стульях, а на трех-четырех… И приходится выбирать, какой для тебя важнее.
— Будете в этот раз участвовать в другой номинации конкурса ITMO Edu Awards — EduLeaders?
— Думаю, да. Но я также планирую завершить научную работу и пару академических проектов. И вот когда закончу диссертацию и не будет этой дополнительной нагрузки, то я займусь проектом для заявки на ITMO.EduLeaders.