— Вы окончили бакалавриат и магистратуру в ИТМО по направлению «Автоматизация и управление», но в аспирантуре решили переключиться на робототехнику. Почему?
— Робототехника — футуристичная и, на мой взгляд, достаточно увлекательная вещь, в которой много всего интересного, связанного с вопросами механики, программирования, дизайна и материалов — чего в ней только нет. Но еще обучаясь в магистратуре, я стал преподавать робототехнику в Президентском физико-математическом лицее № 239. Так как уровень ребят и вопросов от них был весьма высоким, мне пришлось углубиться во все аспекты, которые мы затрагивали при конструировании роботов, но больше нас интересовало программирование. Как раз в 2010 году появилась первая операционная система для роботов (ROS), а сейчас, спустя 12 лет, она стала практически стандартом, без которого современные робототехнические компании не выходят на рынок. Так что всё началось с преподавания, а весь накопленный опыт я оформил в виде методического пособия «Введение в моделирование и управление для робототехнических систем».
— А как и почему вы стали преподавать в ИТМО?
— Это произошло, можно сказать, из-за чувства некоторой несправедливости. Я понимал, что есть очень крутые вещи с точки зрения математики и технологии. И когда я пришел работать в лицей, начал преподавать старшеклассникам приблизительно так же, как в университете. Я начал сталкиваться с вопросами о том, как теория связана с робототехникой ― например, как дифференциальные уравнения помогут роботу ехать лучше. И это заставило меня задуматься. Сейчас я понимаю, как можно на детских игрушках объяснить суперсложные вещи. Но до сих пор встречаю такую ситуацию: первокурсники приходят на мои занятия и с воодушевлением думают, что будут работать с Lego. А потом, когда они понимают, какая за этим стоит толпа диффур, уже начинают относиться к занятиям по-другому.
После защиты моей кандидатской диссертации в 2014 году мы начали делать проект, связанный с робономикой — экономикой роботов. Значительная часть основателей и коллег, с которыми мы работаем, — мои университетские друзья и выпускники. Развивая этот фронтирный проект, мы столкнулись с вопросом, где найти действительно классных разработчиков, которые с ходу смогут разобраться в глубинном замысле и архитектуре проекта.
— Чем вам нравится Первый неклассический?
— Сложный вопрос. Прежде всего студентами, которые здесь учатся. Это ребята с открытым воображением и способные на риск. Конечно, в университет приходят люди, которые хотят побыстрее получить навыки и пойти работать, но также у нас есть значительный процент мечтателей, которые хотят самореализоваться и воплотить какие-либо свои задумки.
— Как бы вы сами охарактеризовали свой стиль преподавания?
— Я более или менее сформулировал для себя рецепт и думаю, что победу в конкурсе ITMO.EduStars в прошлом году мне принес определенный формат ведения дисциплин. Во-первых, студенты сами предлагают стартовую точку, то есть то, что они будут делать. Я в основном только корректирую их с точки зрения логики. Например, говорю им, что не стоит сразу браться за сложные технологии, а лучше начать с того, что будет надежно работать. Но если все-таки им хочется изучить непростую тему, мы вместе разрабатываем план, как они шаг за шагом будут ее осваивать.
Во-вторых, ребята сами каждый раз ставят себе задачи на неделю, а я помогаю им только регулировать трудоемкость, чтобы они разделили большое задание на несколько маленьких. В рамках дисциплины «Программное обеспечение IoT» студенты могут выбрать любую задачу по этой тематике, например, сделать прототип программы или всей системы. На следующей встрече мы обсуждаем то, что у них получилось, а что нет. И в этом случае у студентов появляется гораздо больше мотивации, ведь если они сами предлагают задачи и сами их не выполняют, абсолютно некого винить, кроме себя.
Сейчас в рамках факультета я хочу попробовать другую мотивационную историю — ликвидные баллы по предметам. Студенты могут подойти к преподавателям, которые находятся на гребне волны и понимают, что актуально в их сфере, и получить от них рекомендации, куда сходить и что посмотреть. За участие в хакатоне, митапе или конференции вне стен университета они получат баллы, которые потом можно потратить практически на любую факультетскую дисциплину. Я считаю, что такую технологию стоит распространить на весь университет. Иногда у студента может возникнуть нерешаемый конфликт с преподавателем, а с помощью ликвидных баллов он сможет закрыть его дисциплину. Также это возможность попробовать себя в других направлениях и найти тему или место, где действительно интересно. В образовательной программе мы рассказываем об уже устоявшихся вещах, но чтобы успеть за фронтирными технологиям, только обучения в университете недостаточно.
Пока мы предложили идею с баллами ребятам-физикам, им это показалось интересным. В рамках факультатива студенты делают проект по автоматизации лабораторных физических установок, и в случае его успешного завершения они получают дополнительные баллы по физике. Я считаю, что высшее образование обретет форму, скажем так, подмастерья. Компетенции человека будут складываться из того, с какими людьми он работал и сколько баллов он у них заработал.
— С другим победителем ITMO.EduStars Александром Маятиным вы проводили дебаты о персонификации обучения, в которых говорили о важности мотивации студентов. В разговоре о Boston Dynamics Spot education вы упоминали о том, что новые технологии стоит предоставлять университету в формате подписки. Как вы считаете, какие еще тренды в образовании нас ожидают в будущем?
— Безусловно, постоянное нахождение людей вместе в одном коллективе — это базис, на котором строится дружба и круг общения. Во взрослой жизни вы продолжаете общаться со своими университетскими друзьями. С одной стороны, в первые 2–3 года общение с одногруппниками — это хорошо, но с другой ― в последующие годы бакалавриата и магистратуры коммуникация и обучение могут происходить удаленно. Например, студенты будут 1–2 раза в год собираться для интенсивного учебного процесса, а потом продолжат учиться в удаленном формате. Я вижу такую тенденцию — постоянное очное пребывание в одном коллективе уже не требуется.
— С 2020 года вы работаете деканом факультета инфокоммуникационных технологий. В чем суть этой должности?
— Может показаться, что суть этой работы в построении образовательных программ. Но я бы сказал, что это не совсем так. Прежде всего, суть в подборе людей, с которыми студенты будут работать во время всей учебы. Поиск преподавателей, дальнейшее взаимодействие с ними, создание условий для работы, польза, которую они могут привнести, — именно это, на мой взгляд, ключевые вопросы руководителя образовательной программы. С одной стороны, мне нужно привнести разнообразие и создать стрессовые ситуации в образовательном процессе, потому что если их нет, это тоже плохо. Пусть студенты лучше испытают стресс или совершат ошибки во время учебы, чем сделают это на работе, рискуя зарплатой и репутацией. А с другой стороны, у нас есть путеводитель по факультету — это некий постулат ценностей, и мы создали его, чтобы люди, приходящие учиться и работать к нам, прочувствовали вайб факультета. На мой взгляд, цель руководителя факультета — создание определенной атмосферы доверия и открытости между участниками. Я работаю как ретранслятор ощущений факультета от самого себя, коллектива людей и того, как они хотят работать.
— Как изменила вашу преподавательскую деятельность победа в конкурсе ITMO.EduStars?
— Безусловно, мои образовательные подходы, которые я пропагандирую, получили определенное признание в сообществе университета. Порой проекты, которыми я занимаюсь, могут не иметь очевидного приложения. Несмотря на то, что университет настроен на проектный подход в образовании, каждый сотрудник подразумевает под этим что-то свое. Кто-то считает, что существует заказчик, который дает нам проект, а мы его выполняем, но я считаю, что проект — это прежде всего форма работы, то есть не то, что вы делаете, а как вы это делаете. Если вы работаете в проектном формате, вы используете определенные методологии.
— Вы увлекаетесь велосипедными и пешими прогулками. Какие у вас любимые маршруты?
— Люблю гулять по Павловску, Пушкину, Александровскому и Екатерининскому паркам. Также я давно занимаюсь скалолазанием. Находясь на отвесной стене, я решаю головоломку с помощью своего тела: куда перенести центр тяжести и как расположить руки и ноги, чтобы перейти на следующий этап. Это очень интеллектуальная история, и это здорово.