Дебаты и инсайты

Ноу-хау образовательного онлайн-интенсива, проведенного уже во второй раз, стали дебаты победителей конкурса EduStars Александра Маятина, доцента факультета информационных технологий и программирования, и Александра Капитонова, декана факультета инфокоммуникационных технологий (модератором была Дарья Чирва, руководитель общеуниверситетского модуля «Мышление», победитель EduStars). Участники вели прения о модели нового образования для сложного мира и о том, какие возможности и риски несет в себе персонификация образования.

По мнению Александра Маятина, персонификацию обучения не стоит сводить к построению индивидуальных образовательных траекторий: персонификация — это про индивидуальный подход к каждому студенту, потому что настоящее знание всегда передается в личном контакте. Кроме того, говоря о предоставлении обучающимся широкого поля выбора, спикер выразил опасение, что из-за возрастных особенностей первокурсники не готовы делать выбор осознанно — этим стоит управлять, предоставляя студентам всё больше возможностей выбора по мере обучения.

Александр Капитонов. Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

Александр Капитонов. Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

Александр Капитонов, с другой стороны, отметил, что для него большую роль в обучении играет мотивация: если на образовательную программу приходят замотивированные студенты, то задачей университета становится помощь в раскрытии их потенциала, и для них необходима возможность тонко настраивать обучение под свои потребности.

«Для меня это были непростые дебаты, сложно противопоставлять инновации многолетнему опыту, когда есть конкретные числа и статистика за последние годы, а у тебя — идеи и прогнозы. Главное различие точек зрения сторон, на мой взгляд, это позиционирование студента с самого начала обучения — он ведомый или ведущий? Я считаю, что от этого отношения зависит многое, а уровень юных специалистов все время растет, и мы должны помогать им выбирать. Правильный взвешенный выбор — главное преимущество современного айтишника», — пояснил Александр Капитонов.

Дебаты открывали 5-дневный онлайн-интенсив — в течение него участники посещали лекции и мастер-классы лучших преподавателей Университета ИТМО: о технологиях профессиональной коммуникации, активных педагогических практиках для персонифицированного обучения и особенностях учебного процесса в этом учебном году. По словам участников, особо они впечатлились сессией «Возможности для преподавателей», на которой узнали о многих ресурсах для своего развития: о прохождении онлайн-курсов и курсов повышения квалификации от ITMO.Expert и Офиса поддержки сотрудников Университета ИТМО, об изучении английского языка, участии в корпоративных мероприятиях, посещении спортивных секций, менторстве и многом другом. Наиболее эмоционально участники интенсива встретили информацию о том, что самокаты бесплатны не только для студентов, но и для преподавателей: «Самокаты бесплатно? чтоооо? почему я раньше не знал?» (комментарий в чате Zoom).

Анастасия Павлова. Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

Анастасия Павлова. Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

Еще одной традицией интенсива стала беседа с Анастасией Павловой, доцентом факультета биотехнологий. Анастасия поделилась опытом организации обучения и научно-исследовательской работы с магистрантами и аспирантами с позиции руководителя. По мнению спикера, хороший руководитель должен думать о двух вещах — это люди и деньги: каждый должен быть на своем месте и обеспечен необходимыми ресурсами.

«На мой взгляд, основная задача научного руководителя — вдохновлять студентов, аспирантов на научные открытия! Однако недостаточно только вдохновлять и мотивировать. Необходимо помогать молодым ученым находить пути реализации их идей через участие в конкурсах, грантах, через привлечение бизнес-партнеров, через создание консорциумов. Научный руководитель должен обеспечивать условия, в которых научная деятельность студента будет приносить радость и результат!» — поделилась точкой зрения Анастасия Павлова.

И конечно, всем участникам интенсива запомнилось его завершение: визионерская лекция директора мегафакультета трансляционных информационных технологий Александра Бухановского «Цифровые аватары, миньоны и покемоны: как искусственный интеллект справляется с естественной ленью» — о развитии информационных технологий и их влиянии на жизнь человека ближайшие пару лет.

От минимума к максимуму

Для участников интенсива команда ITMO.Expert подготовила 4 трека участия: первый (min), рассчитанный на преподавателей, которые хотели бы только подготовиться к новому учебному году; второй (medium), рассчитанный на тех, кто хотел посетить отдельные мероприятия; третий (max) и четвертый (max) — для участников, готовых активно включиться в работу, выполняя домашние задания или создавая групповой проект.

Торжественное закрытие онлайн-интенсива ITMO.Expert «Технологии персонифицированного обучения». Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

Торжественное закрытие онлайн-интенсива ITMO.Expert «Технологии персонифицированного обучения». Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

«При планировании каждого интенсива важнейшей задачей оказывается предусмотреть потребности коллег, их интересы к тем или иным вопросам образовательного процесса. В этом году ключевой темой стало очень персонифицированное образование и технологии его построения. Но обучение может и должно быть персонифицированным не только для студентов, но и для преподавателей, что мы старались заложить в структуру самого интенсива», — рассказала Ольга Елисеева, начальник управления качества образовательного процесса.

Участники четвертого (проектного) трека провели 30-минутные персонифицированные занятия, которые разрабатывались в группе в течение всего интенсива: «Скучные вещи, которым придётся научиться студенту в науке», «Как реализовать персонификацию при анализе аудитории за 20 минут», интерактивная сессия «Зачем нужно изучать вашу дисциплину?», персонифицированный проект «PETRO pr(i[t]mo): научно-техническое наследие петровской эпохи» и другие.

«Интенсив понравился своей разнородностью: яркие специалисты из разных областей через призму своего опыта делились полезными и реально работающими техниками. Ну а как применить эти техники к своей деятельности, что поменять в своем предмете — это вопрос, который как приятное послевкусие и дает простор для творчества и желание меняться к лучшему», — прокомментировал Антон Бойцев, доцент факультета систем управления и робототехники.

Торжественное закрытие онлайн-интенсива ITMO.Expert «Технологии персонифицированного обучения». Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

Торжественное закрытие онлайн-интенсива ITMO.Expert «Технологии персонифицированного обучения». Фото: Мария Бакина / «Мегабайт Медиа»

«Очень хорошая традиция — таким образом входить в учебный год!» — отметила Галина Горнова, доцент Института дизайна и урбанистики Университет ИТМО.

Видеозаписи каждого тематического дня интенсива, а также программа будущих мастер-классов и курсов доступны на сайте ITMO.Expert.

Статья подготовлена редакцией ITMO.NEWS при участии Кристины Крушинской, ведущего инженера отдела образовательных технологий, и Анастасии Поздняковой, специалиста по учебно-методической работе отдела образовательных технологий (Университет ИТМО)