— Расскажите, пожалуйста, о себе. В магистратуре вы решили довольно резко поменять область деятельности. Почему?
― Когда я первый раз поступала в университет, в бакалавриат, у меня, как и у многих, не было четкого понимания, чем я хочу заниматься. Мне нравились естественные науки ― химия, биология, но ни врачом, ни биологом, ни фармацевтом я становиться не хотела. Почвоведение было чем-то абсолютно неясным, но там меня привлек набор дисциплин и перспектива интересных практик. Поэтому я поступила на это направление на биофакультет Санкт-Петербургского государственного университета.
Но к концу обучения в бакалавриате перегорела, поэтому и решила сменить вектор деятельности. Поняла, что это не совсем то, чем именно мне хотелось бы заниматься всю жизнь. К тому же мне всегда нравилось искусство. Поэтому решила совместить свои интересы и поступила в магистратуру Art&Science Университета ИТМО.
— Что дало вам обучение в ИТМО?
― Обучение в магистратуре Art&Science позволяет развиваться и как художник, и как куратор. Во время учебы я познакомилась с интересными людьми, учеными и попробовала различные художественные практики. Например, в учебной программе есть целый курс по биоарту, когда студенты приходят в лаборатории и работают вместе с исследователями. А еще мы многое делали руками. Думаю, если бы не обучение в ИТМО, я бы никогда не решилась сама паять и работать с железом.
— Во время обучения вы организовали несколько выставок. Какой была первая? Как вы над ней работали?
― Так получилось, что первую свою выставку я делала вместе с одногруппниками в музее «Почвоведения». В ее создании мне помогли знания о почве как о природном объекте, которые мы пытались интерпретировать с помощью гуманитарного метода исследования.
С самим музеем я тоже познакомилась во время обучения в СПбГУ, где проходили учебные пары по классификации почв. Концепция экспозиции выстраивалась от самого пространства музея. На выставке мы представили объекты современного искусства и научно-технологические инсталляции, В своих работах художники исследовали нестандартное восприятие почв через звук, осязание и даже вкус.
— Над какими еще темами, проектами вы работали?
― Во время обучения были как небольшие шоукейсы, где все студенты презентовали проекты, так и крупные мероприятия, например международный фестиваль Ars Electronica. В этом мероприятии мы с одногруппниками принимали участие в качестве художников.
Первый самостоятельный кураторский проект был также реализован во время обучения. Это образовательная программа «Под асфальтом — не пляж». Лекции, ридинг-группы и конференции стали первым этапом большого проекта «Заземление», созданного в партнерстве с Центральным музеем почвоведения им. В. В. Докучаева. Проект посвящен переосмыслению отношений человека и почвы как основного ресурса, обеспечивающего наше существование. Философы, художники, ученые и кураторы очертили концептуальные рамки для будущей выставки. Сама выставка состоялась уже после выпуска на площадке Музея почвоведения и стала нашим полноценным кураторским дебютом.
— А над чем вы работаете сейчас?
После выпуска я стала работать в Центре Art&Science куратором образовательных проектов. Из недавних проектов — выпускная выставка STAGE в здании Домовой церкви на улице Ломоносова, 9А. В этом году в ней участвуют студенты не только магистратуры Art&Science, но и других образовательных направлений Университета ИТМО в рамках программы «Диплом как арт-проект».
Общую идею выставки также задало само пространство: мы хотели объединить прошлое, будущее и настоящее. Художники размышляют о связи эпох и нелинейном характере времени, экспериментируют с формой и переопределяют границы искусства. Они обращаются к отголоскам времени, восстанавливают образы прошлого и с помощью разных инструментов пробуют приблизить будущее.
В пространстве представлены интерактивные инсталляции, VR, аудиовизуальные среды, биоарт и нейроарт-проекты. Кстати, выставка еще идет, можно успеть увидеть работы до 24 июля.
— А как вообще задается общая тема выставки? Кто еще участвует в этой работе?
― Чаще всего концептуальная часть отталкивается от работ художников. И всё зависит от задач. Если это выпускная выставка студенческих работ (как выставка STAGE), то концептуальных рамок нет — каждый художник презентует собственное междисциплинарное исследование. Но в большинстве случаев тема задается кураторами.
Помимо художников и кураторов, конечно, в подготовке выставок участвует большая команда. В нашем центре большую роль играет технический директор Алексей Феськов, который может всё и даже больше. Всё техническое воплощение выставки создает он. Также в команду входят координаторы и волонтеры, которые помогают на монтаже. И наконец, другие коллеги нашего центра тоже включается в процесс.
— С какими трудностями сталкиваются кураторы, которые занимаются научно-технологическим искусством?
― Для кураторов этого направления особенно остро стоит вопрос подбора правильной локации. Например, для презентации биоарта требуется создать определенные условия, как в лабораториях. Как правило, экспонаты представляют собой живые организмы. А учитывая, что выставки проходят в галереях, организовать среду довольно трудно. Препятствует процессу и технический аспект: объекты представляют собой сложные конструкции, за которыми необходимо следить и поддерживать их на протяжении всей выставки. Эта работа тоже ложится на плечи кураторов.
— Кажется, что в последние годы научно-технологическое искусство становится популярнее, появляется больше выставок. Так ли это? И что будет дальше: это тренд, который исчезнет, когда пройдет мода, или все несколько иначе?
― Если сравнивать с несколькими годами ранее, в России произведения Science art действительно стали привычнее и популярнее среди широкой аудитории. Это связано с появлениями институций, которые занимаются развитием этого направления. Запускается больше образовательных программ, на которых художников учат использовать научный инструментарий. Появляется больше городских выставок, где можно увидеть научно-технологическое искусство. Например, зимой вместе с Христиной Отс, куратором Центра искусства и науки, мы запустили городскую выставку НИИ «Параприрода» в Marina Gisich Gallery. В ней участвовали наши студенты магистратуры Art&Science. Художники представили параприроду, мифологизированную через науку и технологии.
Мне кажется, что сегодня Science art — это логичный шаг в искусстве, который так или иначе должен приживаться и никуда не уйдет.