В этом году площадкой проведения ITMO CONF стала территория ИТМО Хайпарка ― комплексного научно-образовательного и инновационного центра мирового уровня, который прямо сейчас строится на юге Петербурга. Именно здесь на территории в 86 га будет создана целая экосистема для генерации новых знаний и реализации самых смелых идей. В основе образовательной деятельности нового центра — магистратура и аспирантура университета, которые будут ориентированы на прикладные исследования и их коммерциализацию. Студенты, аспиранты и научные сотрудники будут учиться и работать в ИТМО Хайпарке в постоянной связке с представителями среднего и крупного бизнеса. Планируется, что эта территория в будущем получит статус инновационного научно-технологического центра с преференциями для высокотехнологичного бизнеса.
Как подчеркнула, открывая конференцию, первый проректор, руководитель Программы развития ИТМО Дарья Козлова, несмотря на то, что строительство ИТМО Хайпарка еще идет, команда ИТМО уже работает в логике центра: развивает новую модель работы университета и индустрии.
«Почему мы думаем, что Хайпарк взлетит? Во-первых, мы стартуем не с гринфилда, мы отталкиваемся от университета с 123-летней историей. Мы знаем, чего нам не хватает и что мы хотим от Хайпарка. Во-вторых, мы создаем и отрабатываем в ИТМО уникальную среду “перемешивания” индустрии, бизнеса и университета, исследований и образования. Поэтому мы проектировали Хайпарк так, чтобы происходило переопыление между этими разными мирами, чтобы в нем происходил интердисциплинарный диалог. И, в-третьих, мы не будем ждать торжественного перерезания ленточки — это все про окончание стройки. Мы стартуем здесь и сейчас, Хайпарк и будущее уже существуют», — отметила Дарья Козлова.
Зачем университету стартапы, а стартапам — университеты?
Первый и главный компонент научно-образовательной корпорации будущего — это студенты и исследователи. Какие возможности они для себя видят и как университет помогает их реализовать? Об этом на ITMO CONF рассказали студенты ИТМО, которые уже реализуют собственные проекты.
Например, команда стартапа Nanoink создает солнечные модули CIGS. Они очень тонкие (менее 5 микрон), гибкие и легкие. Из них можно изготовить модуль почти любой формы и интегрировать его в уже готовое изделие. Однако сейчас производить модули CIGS дорого, поэтому команда стартапа поставила себе цель — удешевить технологию и перейти к печатным технологиям для создания таких батарей.
Стартап родился несколько лет назад на базе Нового физтеха ИТМО. Первые деньги исследователи получили от Фонда инфраструктурных образовательных программ, а недостающие компетенции, инфраструктуру, гранты и выход на индустриальных партнеров — от ИТМО.
«На начальном этапе развития deeptech-стартапу нужна мощная научная экспертиза и команда опытных специалистов. Всё это может дать университет. В момент, когда возникает потребность в деньгах и бизнес-компетенциях для масштабирования, один из вариантов развития стартапа — выход во внешний контур и участие в акселераторах. Но акселераторы могут быть организованы и на базе университета. Также само упоминание о том, что стартап был рожден в университете, обеспечивает пиар проекту и повышает его авторитетность. Университету тоже выгодно поддерживать такие проекты: он получает известность, прибыль от соуправления компанией и право на интеллектуальную собственность», — рассказывает выпускница ИТМО, CMO Nanoink Надежда Якубовская.
Аспирант ИТМО, основатель стартапа Silkins (регенеративная косметика на основе паутины) Дауди Дауддин также подчеркивает, что, помимо компетенций, медийности и стартовой финансовой поддержи, университет дает большую возможность выхода на индустриальных партнеров и инвесторов. Например, через акселераторы и демодни, где эксперты дают понять, насколько жизнеспособна идея команды и как лучше построить бизнес-модель.
Прочтите также
Что бизнес получает от партнерства с университетом?
Второй компонент научно-образовательной корпорации будущего — долгосрочное партнерство с крупным бизнесом. О том, как его реализовать и что дает такое сотрудничество, на ITMO CONF 2023 рассказали начальник управления по работе с персоналом «Татнефть» Андрей Глазков, генеральный директор группы компаний «Самолет» Антон Елистратов и управляющий директор «Сбера» Иван Хлебников. Модерировал дискуссию основатель «Нетологии», серийный предприниматель и директор по трансформации ИТМО Максим Спиридонов.
«Мир меняется. И институции, в том числе высшее образование, которые этого не понимают и не могут под это адаптироваться, проигрывают, становятся архаичными и даже небезопасными для жизни. Когда меня спрашивают, стоит ли идти учиться в вуз, я отвечаю: “Нет”. Но есть исключения: первая десятка или двадцатка вузов страны — ИТМО в их числе», — так начал дискуссию Максим Спиридонов.
Как университетам успевать за изменениями и оставаться востребованными? И что конкретно вузам необходимо делать в связке с бизнесом?
Реализация R&D-проектов. Как считает Иван Хлебников, выйдя на предел собственных ресурсов, компаниям стоит обращаться к компетенциям лучших вузов страны. При этом необходим активный диалог с обеих сторон: университету нужны актуальные задачи от компаний, а компаниям — исследовательские решения.
Уникальные кадры. По словам Антона Елистратова, в какой-то момент группе компаний «Самолет» понадобились высококвалифицированные IT-специалисты. Конкуренция за сотрудников в этой сфере очень большая, поэтому корпорации начинают хантить будущие кадры среди студентов и даже школьников-олимпиадников. Помочь в поиске могут партнерские кафедры и создание совместных образовательных программ.
При этом, как подчеркивает эксперт, на рынке не всегда достаточно кадров с нужной компаниям квалификацией. Тогда бизнесу приходится объединяться с вузом, чтобы обратить его внимание на актуальные компетенции, предоставить собственных экспертов и реальные исследовательские и продуктовые кейсы. А университет в этом случае дает компаниям возможность больше рассказывать о себе и повышать лояльность среди студентов.
Развитие. Как считает Андрей Глазков, если компания хочет развиваться, ей нужны люди, которые не только готовы включиться в волну изменений, но и возглавить ее. В этом случае необходимо пересечение философии и глобальных целей университета и компании.
Примеры результатов такого сотрудничества: уже несколько корпоративных магистерских программ, созданных в ИТМО совместно с «Татнефтью». В их числе ―«Химия для энергетических технологий», «Химия и искусственный интеллект» и «Искусственный интеллект в биотехнологических системах», а также программы для подготовки PI и PE.
«Бизнес в одиночку не может сформулировать “заказ” на специалиста будущего, а университет сам по себе никогда не сможет точно сказать, каких специалистов он будет готовить в будущем. Поэтому между бизнесом и университетами необходимо вести не просто диалог, а выстраивать долгосрочное партнерство, которое формирует образовательно-научную повестку и ищет компетенции будущего», — подчеркивает Андрей Глазков.
Как компаниям и университету грамотно выстраивать взаимоотношения?
Вовлечение в диалог высшего руководства. По мнению Андрея Глазкова, если в сотрудничество вовлечены топ-менеджеры и лидеры компании и университета, коммуникация происходит легче и быстрее. При этом начать лучше с мини-проектов, чтобы лучше узнать друг друга.
Привлечение студентов — это не получение моментальной прибыли, а долгосрочное инвестирование. Как считает Антон Елистратов, затраты компании на построение партнерства с университетом — это инвестиции в HR-бренд. Прямой и быстрой прибыли от этих вложений ожидать не стоит.
Университет в первую очередь должен заботиться о студентах. По мнению руководителя ГК «Самолет», никакая крупная компания не будет постоянно содержать университет. Поэтому в условиях, когда приходится привлекать внебюджетное финансирование, вузам стоит в том числе сконцентрироваться на формировании эндаумент-фонда.
«Ключ к тому, чтобы ИТМО стал великим университетом, в том, чтобы считать студентов и потенциальных студентов — ключевыми клиентами. То есть ИТМО не должен подстраиваться только под бизнес и позволять себя затягивать в череду краткосрочных проектов компаний. Это должны быть долгосрочные отношения, выгодные для студентов. Тогда, получив потрясающий опыт обучения, выпускники сами захотят помочь альма-матер», — добавляет Антон Елистратов.
Иван Хлебников считает иначе: ожидание того, что выпускники станут влиятельными и богатыми людьми и захотят помочь университету, может растянуться на годы. Поэтому про партнерство с индустрией забывать не надо. А по мнению Андрея Глазкова, поддержка со стороны выпускников не обязательно должна быть финансовой. Помощью могут быть и другие ресурсы: например, время и экспертиза.
Качественно выбирать партнеров и проекты. Также, по словам Ивана Хлебникова, не любая компания — хороший партнер для университета. Во-первых, корпорация должна работать на фронтире в своей области. Во-вторых, пользу могут принести даже краткосрочные проекты. В-третьих, не стоит забывать о фундаментальных исследованиях: иногда компании обращаются к университетам за технологическим видением или теорией, например, когда зашли в тупик в развитии какого-то проекта.
Компании должны вкладывать не только в саму образовательную программу или проект. Как считает Андрей Глазков, все, с чем студент сталкивается во время обучения, формирует его как профессионала, поэтому бизнес должен быть заинтересован в формировании инфраструктуры и образовательной среды университета. Один из таких методов, как считает Иван Хлебников, — учреждение премий и грантов для поддержки «научной смелости» студентов и исследовательских групп.
Что университет может позаимствовать у корпораций?
Третий компонент научно-образовательной корпорации — новое видение внутренних и внешних процессов университета. Как это происходит в Первом неклассическом в своем выступлении на конференции разобрал директор Института прикладных компьютерных наук ИТМО Антон Кузнецов.
Вот несколько ключевых моментов:
- Приемная кампания в университете должна работать по принципу HR-департаментов в IT-сфере — это не просто формальный прием и обработка заявок от абитуриентов, а полноценное сопровождение абитуриента на всем его пути до поступления в университет.
- Вместо начальников ― тимлиды, которые обладают компетенциями членов команды и могут их заменить в случае форс-мажора.
- Цели и задачи формулируются четко и ставятся на короткие сроки.
- Операционные процессы упрощаются, а объемы бюрократии снижаются.
- 20 % рабочего времени можно тратить на деятельность, напрямую не связанную с рабочими обязанностями, но приносящую пользу университету.
- Сотрудники и студенты — единый коллектив и самый ценный ресурс университета.
- Услуги университета — образовательные программы — должны быть уникальны для рынка.
А что дальше?
Завершая ITMO CONF, Дарья Козлова озвучила шесть шагов, которые позволят ИТМО продолжать строить образование будущего:
- Развитие партнерства с госкорпорациями, крупным, средним и малым бизнесом.
- Создание сервисных бэк- и фронт-офисов, которые помогут оперативно реагировать на запросы от различных проектов.
- Открытый конкурс на инфраструктуру ИТМО Хайпарка. Исследовательские группы и подразделения университета смогут участвовать в планировании корпусов центра.
- Переход от принятия решений на основе опыта к принятию решений на основе цифр.
- Повышение узнаваемости ИТМО в бизнес-среде.
- Сохранение и развитие академической свободы.