Сегодня в университетах постоянно поднимают вопрос: как эффективно внедрить искусственный интеллект в образовательный процесс. Кто-то экспериментирует, а кто-то ― уже вводит собственные регламенты использования нейросетей. Точки зрения на роль ИИ и его степень влияния — положительную или отрицательную — при этом разнятся. Первый вопрос, который возникает как у представителей вузов, так и у будущих работодателей, — не снижается ли сегодня роль фундаментального глубокого образования?
AI в университетах — что изменится?
По мнению руководителя Департамента больших данных и информационного поиска ВШЭ Евгения Соколова, есть две основные проблемы: с одной стороны, академических исследователей становится все меньше, так как молодые люди стараются как можно раньше устроиться на работу и начать зарабатывать. С другой, технологии ИИ заставляют абитуриентов сомневаться в необходимости получения глубоких знаний из-за широких возможностей нейросетей, которые уже могут выполнять довольно сложные задачи.
«Нам нужны и исследователи, и те, кто будет создавать новые технологии. Во-первых, необходимо с первого курса бакалавриата вовлекать студентов в исследовательскую деятельность и повышать привлекательность этого направления. Во-вторых, мы должны думать о том, как совместить академический и индустриальный мир. Студенты могут одновременно и заниматься наукой, и работать в компании, принося пользу бизнесу. Нужен новый формат, чтобы совместить эти две вселенные, и мы его ищем», — поделился Евгений Соколов.
Тренд на междисциплинарность отметила и директор по национальным и стратегическим проектам Yandex.Cloud Анна Лемякина:
«Любая угроза — это возможность. Подчеркну тенденцию коллаборации бизнеса и науки — не стоит противопоставлять эти два мира. Мы должны расширить палитру возможностей современного ученого, использующего ИИ, не только в области ИТ, но и в социально-гуманитарных, медико-биологических, экологических и других сферах».
Заместитель декана факультета информационных технологий и программирования ИТМО Александр Маятин осветил проблему фундаментальной экспертизы с точки зрения педагогики. ИИ — новый инструмент, благодаря которому появилась возможность переложить принятие решения с человека на технологию. Пока эти модели несовершенны, фундаментальная экспертиза остается ценной. Однако с развитием ИИ есть риск потерять стремление к глубокому погружению в профессиональную сферу.
«Все начинается с учителей. Именно они должны нести ценность академических фундаментальных знаний своим ученикам, и именно эта система должна стать основой перерождения образования университетского. Когда педагог сам уходит исключительно в практику, он перестает расти, потому что индустрия не дает ему соответствующих задач. А тут еще появляется ИИ, который может и лекции написать, и сделать задания для студентов. Как только преподаватель сам начинает этим пользоваться, ему становится сложно сохранить требования к студентам. Как этого не допустить — вызов, над которым нам сегодня нужно работать», — отметил Александр Маятин.
Позитивный сценарий развития событий изложила директор по стратегическому развитию ИТМО и директор по образованию Яндекса Дарья Козлова. Она считает использование ИИ преподавателями и студентами уже совершившимся фактом, из которого необходимо извлекать положительные следствия.
«Если сегодня все готовы генерировать вопросы и ответы, необходимо по-другому строить саму образовательную технологию и менять содержание. Например, с момента появления физтеха существовала логика «open book exam», когда на экзамене разрешается пользоваться чем угодно. Сейчас происходит то же самое, только мы научились промптить. Это просто следующий этап», — заключила Дарья Козлова.
ИИ для студентов и преподавателей: какие угрозы?
Как считает ректор МГПУ Игорь Реморенко, университет — очень гибкая структура и сможет адаптироваться к новым условиям точно так же, как с появлением компьютера и интернета. При этом ИИ должен оставаться лишь помощником, а не самостоятельной творческой единицей.
«Вузы постоянно меняются и следят за тем, что происходит вокруг. Я очень жду, когда Яндекс GPT или GigaChat придумают для университетов сервис, в котором можно будет создавать своих коммуникаторов — уже есть Ушинский и Выготский, например. Это будет происходить, и система справится, потому что всегда будет знание, которое большинство студентов не могут освоить вне коммуникации с преподавателями. Всю массу знаний ИИ не даст», — пояснил Игорь Реморенко.
О «соблазнах» использования ИИ в образовательном процессе рассуждал руководитель академической лаборатории Сберобразование Павел Сергоманов:
«Любая учеба направлена на себя, а если мы применяем ИИ, то мы уже не работаем над собой и не меняемся. Мне кажется, что то самое AI-native образование — это образование, которое позволяет преодолеть соблазны искусственного интеллекта».
Другая задача AI-native образования — создавать такие учебные и проектные задачи, чтобы заставлять студента активно думать и рассуждать. Но пока на этом этапе нейросети подталкивают нас идти по практическому, а не академическому пути.
Решение этой проблемы предложил Александр Маятин. Он считает: чтобы обеспечить качественное образование, нужно, чтобы студент и преподаватель совместно использовали ИИ для образовательного процесса — тогда обе стороны будут развиваться и расти.
Как достичь результата
Совсем недавно мы наблюдали бум интереса к краткосрочным образовательным курсам, которые позволяют получить узкоспециальные знания. По мнению Дарьи Козловой, эта тенденция уже сошла на нет. Сегодня многие начинают понимать, что без фундаментальных знаний нельзя решать крупные задачи компаний-работодателей.
«Ответственность в этом вопросе лежит не только на университетах, но и на компаниях. Нам необходимо формировать в обществе мнение о том, что исследовательская деятельность — тоже работа, востребованная и оплачиваемая», — подчеркнула Дарья Козлова.
Для эффективного результата образовательной деятельности нужна консолидация бизнеса и университетов: одни участники этой системы ― ученые в университетах ― умеют проводить исследования, а другие ― представители компаний ― знают, как монетизировать их результаты. Любое современное исследование — это уже работа. Студенты на самом деле уже включаются в рабочий процесс еще в вузе, а в корпорациях появляются способы и инструменты для обучения, считает Павел Сергоманов.
Как отличить «подготовку» от «образования» в эпоху ИИ
По мнению Александра Маятина, профессиональная подготовка важна, но не меньший акцент важно делать на воспитании и развитии личности. Это и будет конструктивным ответом вызовам эпохи AI-native образования. Университет остается гибкой средой для коммуникации, поэтому результаты появятся, как только преподаватель и студент научатся совместно использовать новые инструменты.
Образование — про тех людей, которые будут создавать новый технологичный мир и станут в нем проактивными участниками. Ставку на математику как дисциплину в этом вопросе делает Дарья Козлова. Директор по образованию в Яндексе считает, что именно изучение математики поможет понять, как устроен мир ИИ. Навыки промптинга здесь играют второстепенную роль. А вот построить этот сложный фундамент — миссия университетов и бизнеса.
Не бояться экспериментировать, стремиться к объединению науки и бизнеса, использовать возможности ИИ, вкладывать ресурсы в совместное развитие преподавателей и студентов, сохранять значимость фундаментального образования — такую установку на ближайшее будущее закрепили участники дискуссии.
IV Конгресс молодых ученых проходит в Научно-технологическом университете «Сириус» с 27 по 29 ноября. В этом году крупнейшее научно-технологическое событие собрало более 7000 участников из 40 стран мира. В программе — свыше 170 мероприятий в деловой, культурной и спортивной сферах. От Первого неклассического в дискуссиях и круглых столах принимают участие:
- ректор ИТМО Владимир Васильев;
- директор по стратегическому развитию ИТМО Дарья Козлова;
- заместитель декана факультета информационных технологий и программирования ИТМО Александр Маятин;
- директор передовой инженерной школы ИТМО Александр Виноградов
- директор Центра научной коммуникации ИТМО Дарья Денисова;
- руководитель научного содержания Центра научной коммуникации ИТМО Константин Фурсов.
Подробнее с деловой программой можно ознакомиться по ссылке.