В основе — мотивация от мотивированных
Перед нами — бигтехами, академическим сообществом, университетами, правительством — стоит общая задача по технологическому развитию страны. Крупные компании не справятся в одиночку — нужны качественные кадры, которые готовы развивать ИТ- и ИИ-технологии на всех уровнях: от фундаментального до управленческого. Все начинается с мотивации к обучению — и ответственность за это лежит на нас всех.
Если мы говорим о школьниках, то это формирование большой воронки, привлечение детей в ранних классах к погружению в мир информатики, искусственного интеллекта и робототехники. При этом мы конкурируем за их внимание с Twitch, Roblox и другими мега популярными платформами. Для этого мы должны предложить такое образование, которое сможет переключить внимание школьников на задачки по информатике и ИИ. С этим могут справиться бигтехи — например, Яндекс погружает ребят в реально существующие продукты, дает возможность изнутри понять, как работают приложения, которыми они сами пользуются. Важен первичный контакт — дальше нужно удержать мотивацию, а это куда сложнее. На этом этапе часть отсеивается, и это нормально. Оставшиеся уйдут в более глубокое обучение. Да, к сожалению, в некоторых школа информатика до сих пор ограничивается изучением Pascal. Поэтому и ИТМО, и Яндекс, и другие университеты и бигтехи предлагают разные дополнительные бесплатные курсы для школьников. Опять же — вопрос мотивации.
В работе со студентами реальные примеры и индустриальные кейсы — это уже не способ, а необходимость. Без них университеты и компании будут работать в отрыве друг от друга. Это не значит, что тот же Яндекс готовит специалистов «под себя» — это часть общего вклада в систему образования страны. В результате от таких «вложений» выиграют все. Навстречу идут и некоторые университеты. Например, в ИТМО мы максимально интегрируем студентов в реальные задачи и цели индустрии, чтобы исключить фактор «перевоспитания» на работе и дать все нужные инструменты для успешной конкуренции на рынке труда. ИТ-компании же получают квалифицированных специалистов, которые готовы «с колес» включаться в решение задач.
Рост от фундамента
Дефицит на рынке ИИ-кадров сейчас не количественный, а качественный. Большое количество джунов — и нехватка специалистов уровня middle и senior. Для того, чтобы работать на junior-позициях, курсов достаточно, но расти дальше по карьерной лестнице будет очень сложно из-за нехватки «фундамента». Это одна из причин, почему ведущие бигтехи и университеты сейчас объединяют усилия в подготовке кадров с мощными фундаментальными знаниями. Кроме того, такая взаимная поддержка направлена и на развитие будущих технологий — в качестве примера можно назвать новую программу ИТМО, Яндекса, Сбера и ведущих университетов России AI360: ML Native, где готовят фундаментальных специалистов-математиков, которые в перспективе смогут создать профессиональное сообщество «двигателей» ИИ. Это не значит, что онлайн-курсы бесполезны — они прекрасно подходят для «добора» знаний или навыков, чтобы расширить спектр компетенций. Но чтобы расти в ИТ-сфере, точно нужна фундаментальная основа.
Подстраивать формат под потребности
До сих пор идут споры, какой формат лучше — онлайн или офлайн? Пандемия изменила образование раз и навсегда — гибридный формат обучения теперь навсегда с нами и мы к нему приспособились. Ориентироваться стоит в первую очередь на запрос той аудитории, которой мы предлагаем образовательный продукт. Для каждой категории учащихся, для каждой дисциплины подходит свой формат. Я за совмещение — нельзя все измерять одной меркой. Тренд на онлайн-коммуникацию все еще силен. В эпоху клипового мышления будет возрастать ценность образования, когда можно будет посмотреть собеседнику в глаза и пообщаться. Но чем будет больше онлайн решений, тем больше будет потребность в живом общении.