Вся наша жизнь — игра
В открытых источниках есть множество статей о пользе игр для детей и взрослых: через игры развиваются социальные навыки, эмоциональный интеллект, способности принимать решения и реагировать на нестандартные ситуации. Множество популяризаторов геймификации рутинных процессов выступают с лекциями и открывают собственные игровые студии. И если деловые игры для сотрудников компаний или игры на конференциях воспринимаются уже не как дань моде, а как здоровые попытки менеджеров что-то поменять к лучшему, то игры в образовании пока вызывают осторожные отклики: «Когда же дети и студенты будут учиться, если на занятиях с ними будут играть?»
«Сегодня образовательные игры могут успешно конкурировать с гаджетами и развлекательным контентом, который доступен в любое время: на уроке, лекции или работе. Игры — это естественный процесс. Все люди в детском возрасте так или иначе играют: в профессии, в „дочки-матери“, в машинки. Это тренировка реальных жизненных процессов. Такие тренировки есть и во взрослой жизни: например, начинающие пилоты отрабатывают навыки на авиасимуляторах, врачи проводят операции на манекенах. Ошибки медиков и пилотов стоят слишком дорого, поэтому игры стали развиваться именно в этих сферах. Игры применяются и в деловой сфере, где цена ошибки — многомиллионные потери прибылей. Менеджер компании, сделав промах в игре, уже не повторит его на практике», — привел примеры Максим Иванов.
Магистранты Университета ИТМО уже разработали несколько игр под запросы компаний или учителей. Например, ролевая игра «ОКЕАН» — о том, как взаимодействуют специалисты из разных сфер, чтобы решать глобальные проблемы морей и океанов, или игра «Технологии ИТМО» для того, чтобы научить студентов работать на рынке новых технологий.
Хороший пример игрового приема: симбиоз таблицы Менделеева и известной игры «морской бой» для того, чтобы научиться ориентироваться в таблице, разобраться с рядами, группами и периодами. Очень простой, но эффективный инструмент.
Для чего нужна игра
Благодаря игре любой процесс становится не монотонным действием, а чем-то запоминающимся и выдающимся, к чему хочется возвращаться. Игра повышает мотивацию студентов. Максим привел в пример спортивный трекер для бегунов, который отличается от всех подобных фитнес-девайсов тем, что человек, выходя на пробежки, играет в игру про зомби. Во время пробежки игрок собирает необходимые вещи, выполняет миссии и спасается от зомби. Программа трекера отслеживает достижения и на их основе создает для него определенный ритм тренировки и предлагает миссии. Конечно, это игровые персонажи и вымышленная ситуация. Но благодаря этому тренировка становится приключением, которое не только развивает мышцы, но и позволяет весело провести время
На уроках и лекциях игра может использоваться для того, чтобы развивать у обучающихся глубинное понимание дисциплины и возможностей ее использования в жизни. То есть на занятии преподаватель не пересказывает материал учебника, а организует практические занятия, в том числе и крайне интерактивные, — например, просит учащихся придумывать друг для друга задачи, соревноваться в их решении, разбиваться на команды, тем самым развивая их коммуникативные навыки. Предварительно ученики могут изучить необходимую теорию дома — с помощью видеолекций с промежуточными тестовыми заданиями. Учитель же на интерактивном уроке будет выступать в роли модератора и консультанта.
«Такая технология называется „перевернутый класс“. Благодаря ей учителю не нужно тратить много времени, чтобы объяснить материал. Тем более, есть дети, которые быстро все схватывают и потом скучают на уроках, а есть те, кому нужно больше времени для обработки информации. Сейчас можно услышать мнения, что онлайн-образование уничтожает профессию педагога. Я же считаю, что без педагога все равно не обойтись, просто его роль трансформируется», — сказал Максим.
Правила игры
Не каждая игра подойдет для образования. И не каждая игра будет интересна ровно настолько, чтобы люди продолжали в нее играть и при этом не скучали. Чтобы создать по-настоящему увлекательную и познавательную игру, необходимо следовать определенным правилам. Их разработчики курса по играм в образовании иллюстрируют на простом примере игры «в хлопки».
Правило № 1: Право выбора
Представьте, что вы и другие игроки стоите в круге. Ваша задача проста: вы хлопаете в ладоши по очереди, по часовой стрелке. Через минуту всем станет скучно. Тогда участникам предлагается выбор: передавать хлопок либо направо, либо налево. И это первое правило: в хорошей игре у участников должна быть возможность выбирать.
Правило № 2: Коммуникация
А теперь участникам разрешают передавать хлопки не только направо и налево, но и любому человеку. Это уже сложнее: все участники должны взаимодействовать друг с другом и концентрировать внимание, ведь никто не знает, когда ему передадут хлопок. И это второе правило: в игре важна коммуникация с участниками.
Правило № 3: Соревновательность
Но и одной коммуникацией не обойтись. В игру вводится соревновательный аспект: кто не успел среагировать на хлопок, выбывает из круга, например. Или можно собрать участников в команды, которые будут работать друг против друга, что учит людей решать конкретные задачи и достигать поставленные цели. Наличие конкуренции, стремления выиграть и «остаться в живых» — это третья составляющая качественной игры.
Правило № 4: Адекватная сложность
Также важно, чтобы любая игра была не слишком простой, но и не слишком сложной: правила должны понять все, но при этом игра со слишком примитивными условиями очень скоро наскучит. Игра в хлопки, например, не наскучит разве что трехлетним детям, взрослым же, а тем более подросткам, нужно что-нибудь более активное или интеллектуальное.
Правило № 5: Возможность выстраивать стратегию
И, наконец, в любой игре участники должны иметь возможность придумать выигрышную стратегию. «План захвата мира», как правило, может появиться не сразу в начале игры, а в ее кульминации. Обычно игрокам нужно освоиться, разобраться в правилах, а потом уже они могут оттачивать свои навыки прохождения игры. Что также очень полезно, если ассоциировать игру с реальной жизнью, в которой мы постоянно совершенствуем свои способности на работе или в учебе.
Что точно нельзя назвать игрой
Решение кейсов, мозговые штурмы, командная работа — это хорошие форматы, но их нельзя назвать игрой. Организаторы некоторых деловых мероприятий выдают их за игры, не понимая базовых принципов, которые отличают игру от не игры. Также невозможно назвать деловой игрой обычную дискуссию, когда модератор задает участникам вопросы или просит их решить какие-либо бизнес-кейсы.
Что же даст игра в итоге
Что же получит обучающийся, взрослый или маленький от участия в игре? Новый навык? Новые знания? Под каждую задачу должна выстраиваться определенная игра, которая соответствует игровым правилам. Эти принципы должны быть понятны педагогам или бизнес-тренерам.
«Игры хорошо подойдут для того, чтобы обучающийся запомнил какой-либо алгоритм, понял принцип действия чего-либо, высказал свои идеи. Однако они не помогут в том, чтобы выучить стихотворение, например, или усвоить большой объем информации, — это уже совершенно другие задачи», — отметил Максим Иванов.
Чтобы дать преподавателям понять, как же применять игры в школах и вузах, магистранты Университета ИТМО работают над специальным курсом «Игры в образовании». Прошедшие отбор педагоги смогут участвовать в нем бесплатно, очная часть мероприятия начнется 12 апреля, а онлайн-обучение пройдет в марте. Педагоги поймут, чем игра отличается от не игры, и узнают, как ее создать и сделать интересной. В очном формате курса примут участие более 40 педагогов, а послушать онлайн-лекции смогут все желающие — нужен только доступ в Интернет.
А в первый день весны Максим Иванов и другие разработчики технологии геймификации образования провели первый игровой мини-курс для магистрантов ФТМИ по Национальной технологической инициативе. Участники ознакомились с целями и дорожными картами НТИ, а также сразу смогли применить эти знания в ролевой игре. Игроки выступили в роли разработчиков проектов НТИ и оценивающих их экспертов, а также клиентов-заказчиков проектов.
Разработчики мини-курса намерены провести еще несколько аналогичных тестовых игр, а после, возможно, внедрить их в образовательный процесс Университета ИТМО на постоянной основе.