Лаборатория «Культура будущего» – это проект в рамках направления Art&Science. Работы этого нового течения в искусстве активно используют современные технологии, чтобы донести до зрителей новые эстетические образы либо создать манифест о современных проблемах или проблемах будущего. Ведь, как всегда, отражением переживаний общества служат работы художников, писателей, музыкантов. Кроме того, зачастую их предсказания сбываются: достаточно вспомнить прототип лазеров из «Войны миров» Герберта Уэллса, опубликованой на рубеже XX века. А настоящие оптические лазеры появились лишь в 1960 году. Зачастую именно художники первыми собирают приметы настоящего в единую картину, формируют предположения, которые в итоге сбываются в будущем.
Цель Лаборатории «Культура будущего» состояла в том, чтобы объединить инженеров, философов, художников, писателей, ученых для создания различных проектов технологического искусства. В них авторы попытались высказать свои предположения, к чему в будущем может привести развитие современных технологий, как они повлияют на психологическое, эмоциональное состояние человека, какие новые вопросы могут возникнуть. Все проекты были сделаны исключительно в ходе работы Лаборатории, основная часть которой продолжалась с 18 по 20 мая, плюс еще несколько дней участники создавали свои инсталляции. Лекции и мастер-классы проводили эксперты в области медиаискусства, изобретатели, художники, специалисты по коммуникациям. Во время работы Лаборатории участники создали 11 проектов, и это потрясающий результат за такое короткое время, подчеркнула куратор проекта Ольга Ремнёва. Нереализованными остались лишь пара идей.
«С точки зрения практической реализации Лаборатория “Культура будущего” в Санкт-Петербурге прошла даже лучше, чем наша первая Лаборатория в Москве этой зимой. В Москве мы больше работали над общими образами будущего, было больше абстракций. Здесь же мы сфокусировали участников на определенном вопросе: как неизбежное развитие технологий повлияет на восприятие себя и Другого? Мы специально отбирали для участия в проекте людей из разных сфер, чтобы они работали вместе и сделали на выходе хорошие проекты. Так и получилось: мы получили прототипы идей, которые можно будет развивать и дальше. При этом авторы с энтузиазмом объединялись: например, если человеку было интересно поработать с темой открытого доступа к данным, вокруг него собирались единомышленники. Мы организовали работу Лаборатории по принципу курируемой эволюции, то есть создали некоторые условия, чтобы направить людей в нужную сторону, но ко всем выводам они должны были прийти сами. И мы надеемся, что сформированные команды и дальше будут продолжать взаимодействовать», – сказала Ольга Ремнёва.
Участники Лаборатории работали с несколькими тематиками, например, это тема страха перед будущим, ощущение неопределенности, которое вызывает бурное развитие технологий. Некоторые проекты были связаны с применением нейроинтерфейсов, которые символизировали новый уровень познания человеком самого себя, самодемонстрации.
«В разговоре про будущее, который мы предложили вести через технологии, мы опирались на несколько принципов. Главный – это доверие к себе и своим чувствам. Если я чувствую страх, то работаю со страхом. А кто-то чувствовал восхищение и творил что-то вдохновляющее. Второй принцип – доверие к Другому, чтобы возникла возможность для диалога и взаимопонимания. Все вместе мы пытались понять, как технологии меняют нас, что происходит с обществом, и отразить наши ответы в творческих проектах», – добавил на презентации итоговых проектов Лаборатории «Культура будущего» Иван Ниненко, куратор мероприятия.
Проект «Кладовка актуального прошлого» предлагает зрителям попасть в музей будущего, в котором собраны артефакты того прошлого, которое сейчас для нас является настоящим. То есть это такие явления, как смартфоны, наушники и даже кофе. Посетители этого музея должны нанести на кожу определенный раствор, который покажет их сознанию артефакты того или иного прошлого. Таким образом гость сможет осмыслить значение предметов, которые уже давно не используются, подумать, почему эти предметы вышли из употребления. То же самое авторы предлагают сделать своим современникам: пофантазировать, почему в будущем, вероятно, не будет наушников или кофе? Что придет на замену нейроинтерфейсам? Почему люди больше не смогут пользоваться персональной электроникой? А может быть, абсолютно все предметы современного быта будут интегрированы в цифровую среду, и им больше не нужно будет физическое воплощение?
Авторы проекта «Sensorium» разработали прототип нейроинтерфейса, который может считывать определенные эмоции с активности мозга. При этом человек, который носит нейроинтерфейс, может видеть на специальном экране, какие эмоции он чувствует, когда слышит те или иные слова. Проект рассчитан на двух людей, которые знакомы друг с другом. Одновременно они надевают устройство и могут видеть, какие чувства те или иные фразы вызывают в них. Таким образом, они осознают, насколько их эмоции похожи или нет, то есть нейроинтерфейс помогает людям взаимодействовать на совершенно новом уровне, без слов, практически мысленно.
Команда проекта «recurSelfie» также использовала для своего проекта нейроинтерфейс. Они предлагают гостям сделать необычное селфи – селфи активности мозга. Для этого участник надевает нейроинтерфейс и пытается расслабиться. Устройство считывает электроэнцефалограмму и формирует на основе полученных данных цветное изображение на компьютере. Авторы хотели показать, что нейроинтерфейсы действительно работают, что они могут создавать видимую картину активности мозга, которая может быть доступна каждому.
Художники Лаборатории «Культура будущего» также подняли вопросы, связанные с развитием нейросетей, то есть самообучающихся программ. В разработке «Пост-эмоции» автор попытался показать зрителям, почему в будущем нейросети будут обучаться человеческим эмоциям. Сейчас общение между людьми становится все более быстрым, оцифрованным, и, быть может, в будущем потребуется, чтобы машины умели распознавать наши чувства, чтобы еще более ускорить общение через сеть. Гости могут улыбнуться камере, а на экране компьютера появится сложное изображение, которое будет отражением их эмоции. В другом проекте «Страх будущего» авторы сделали прототип нейросети, которая совмещена с нейроинтерфейсом и может обучаться на основе активности мозга. Этим художники хотели заставить зрителя задуматься о том, не заменят ли нейросети типа программы-спутника из фильма «Она» живых людей?
Ситуацию, в которой все личные данные будут открыты, обрисовали авторы проекта «Цифровая осознанность». Они создали видео, которое показывает, как легко в будущем можно будет получить доступ к любым сведениям о человеке. И не возникнет ли такой ситуации, когда человека поставят перед выбором: предоставить пин-код от своей карты или лишить себя какого-либо социального блага? Отдать ли доступ к своему аккаунту в социальной сети в обмен на пароли от аккаунтов своих друзей? То есть авторы поднимают проблему защиты личного я, хотят предупредить общество об опасности утраты себя в своем цифровом следе.
Тему создания цифровых двойников продолжил проект «Чувственная ткань», благодаря которому зрители могут поразмышлять о том, как будут выглядеть их цифровые двойники. Гости могли увидеть свою цифровую тень, которая копировала их движения и окрашивала окружающее в разноцветные тона. Чем агрессивнее были движения, тем темнее были краски, чем плавнее и мягче, тем более размытыми и волнообразными становились тона.
Эти и остальные проекты участников Лаборатории «Культура будущего» были реализованы на площадке Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Проекты можно было увидеть как на улице, так и в здании. Выставка и Лаборатория также стали анонсирующим мероприятием к запуску новой магистерской программы Университета ИТМО в области Art&Science. Подробнее о программе, ее идеологии и концепции можно прочитать здесь.