Один из воркшопов, проведенный Лаурой вместе с Артуром Константиновым, был посвящен исследованию слизевого гриба Physarum polycephalum — он имеет некоторый уровень интеллекта и может распознавать расстояние и путь. На воркшопе участники экспериментировали со способностью физарума прокладывать путь по определенной логике и направлению.
Второй воркшоп был сосредоточен на изучении бактериальных культур: как сообщества бактерий взаимодействуют с телом и разумом человека, как работать с ними в безопасных условиях и как можно использовать их для создания предметов современного искусства. В качестве практики организаторы предложили вырастить собственную колонию бактерий в чашке Петри.
Это первые мероприятия в области биоарта, проведенные центром искусства и науки Университета ИТМО для широкой аудитории. Воркшопы, состоявшиеся на базе Международного научного центра SCAMT (Solution Chemistry of Advanced Materials and Technologies / Растворной химии передовых материалов и технологий), впервые открыли доступ в научные лаборатории для участников, не являющихся сотрудниками или студентами университета. По словам директора центра искусства и науки Университета ИТМО Алии Сахариевой, мероприятие вызвало большой интерес.
«Очень много было заявок, нам пришлось некоторые отклонить, потому что число участников было ограничено — всего 12 человек. Задача этих воркшопов заключалась в том, чтобы познакомить аудиторию с понятием, что такое science art и, в частности, биоарт, открыв лаборатории университета и позволив поработать с биохудожником. Мы поняли, что интерес к этому огромный, у нас уже спрашивали: "А что будет дальше, а будут ли еще воркшопы?" Мы поняли, что определенно, надо продолжать эту работу не только с нашими студентами, но и со всеми интересующимися», — говорит она.
Также одной из целей мероприятия было познакомить общественность с магистерской программой Art&Science. В 2018 году Университет ИТМО открыл первую в России учебную программу для художников, создающих работы на стыке науки и искусства. Курс построен на объединении последних достижений в области высоких технологий — биологии, фотоники, оптики, робототехники, IT и так далее — и прикладной художественной практики. Обучение ведется по направлениям: BioArt, Neuro Art, RoboticArt, Video/AR/VR Art, AIArt, Media art. В следующем учебном году добавятся курсы по саунд-арту и аудио-визуальным техникам в современном искусстве.
По итогам воркшопов корреспондент ITMO.NEWS поговорила с организаторами и участниками воркшопов о биоарте, их научных интересах и творческих планах.
Лаура Родригез, биоарт-художник, магистр второго курса Science&Art Университета ИТМО
Вообще-то моя специализация — молекулярная биология. В ИТМО я занимаюсь проектом, связанным с генетическими модификациями. Но для воркшопов гораздо проще начинать с микробиологии. Возможно, потом, когда у участников будет больше знаний, мы сможем продвинуться и к молекулярной биологии.
Когда я оканчивала магистратуру в Сколтехе, искала варианты для следующего шага. Я смотрела программы по science art в университетах по всему миру, и как-то наткнулась на объявление в соцсетях о запуске магистратуры в ИТМО: знакомые художники порекомендовали мне обратить на нее внимание. И вот я здесь.
Я очень довольна своим выбором. Особенно тем, что программа совершенно новая — это дает нам возможность расти и творить вместе с курсом. Сейчас я сотрудничаю с центром Art&Science в организации воркшопов, также я работаю как ассистент. В частности, я участвую в исследовательском проекте о том, как музеи внедряют Big Data для создания художественных работ, относящихся к направлению science art. Мы разрабатываем это направление, анализируем технологии Big Data, что, возможно, пригодится нам позже, когда ИТМО откроет собственный музей в Хайпарке. Может, нам удастся создать какие-то работы для него.
Художник я или ученый — зависит от того, что я делаю в конкретный момент. Когда я что-то создаю, ощущаю себя художником. Но когда я преподаю, то работаю с объективными фактологическими знаниями. Мне не очень нравится вешать ярлыки, я просто счастлива заниматься тем, что мне нравится. Когда я пыталась остаться в академической науке, чувствовала, что упускаю что-то. Сейчас, когда я занимаюсь такими творческими, креативными вещами, понимаю, что нашла свое место.
В прошлом году я участвовала в нескольких выставочных проектах. У меня была сольная выставка в проекте Oratorium, созданном Артуром Константиновым — с тех пор мы с ним дружим и сотрудничаем. Вторая была в рамках фестиваля Реюнион в СпбГУ — это была коллаборация с компанией BIOCAD.
Артур Константинов, независимый куратор
Я сотрудничаю с центром Art&Science ИТМО как свободный куратор. Сейчас я ищу какие-то возможности делать биоарт в Санкт-Петербурге — это довольно сложно. На самом деле биоарт не такое уж новое направление в мире, оно существует с 80-х годов прошлого века, но в России это направление не очень развито, потому что у нас довольно сложно получать доступ к лабораториям. Это всегда были достаточно закрытые зоны, не доступные людям, которые не связаны с наукой. А художникам, работающим в Art&Science, очень важно сотрудничать с учеными в лабораторных условиях — это важная составляющая, без которой сложно делать биоарт. Есть направление «гаражного» биаорта, но это тоже не очень развито.
В ИТМО развивается магистерская программа Art&Science, которая готовит художников, работающих с биотехнологиями, и открывает им доступ к лабораториям, а также обеспечивает контакт с учеными. Мне интересно посмотреть, что из этого получится. Хочу поработать здесь как куратор, сейчас только начинаю знакомиться с художниками. Мы сделали первый воркшоп, а дальше мы, скорее всего, будем развивать его более глубоко, делать что-то более масштабное.
Мария Мощенская, медиа-художник
Я пока не учусь в ИТМО, но планирую сюда поступать — уже не первый год об этом думаю. Мы с коллегой занимаемся проектом на стыке технологий и природы, он называется «I felt it». Этот воркшоп стал для нас важным экспериментом для того, чтобы немного переосмыслить этот проект и сделать его более научным.
Мы участвовали в обоих воркшопах. Первый был про сообщество бактерий — мы сегодня пришли посмотреть результаты, но яркий результат получился только у двух человек. Поэтому мы сегодня немного переделали этот эксперимент. У нас получился, своего рода, перфоманс: каждый участник брал за руку другого человека, потом мы брали пробу с руки — и так по кругу. Получается, что у последнего человека было максимальное количество бактерий от рук всех участников.
На втором воркшопе мы работали с физарумом. Мы все придумали свой концепт, распечатали картинки и выделили в ней какие-то ключевые точки. Я взяла изображение золотого сечения и положила на ключевые точки овсянку для физарума. Мне было интересно посмотреть, как он будет двигаться — повторит ли траекторию рисунка или нет.
Ощущения очень интересные: вроде мы работаем с бактериями и физарумом, но мы как будто очеловечиваем их. Я все время думала: «А как он себя поведет, комфортно ли ему будет, достаточно ли овсянки я ему положила»?
В целом я, конечно, в большом восторге. Узнала об этом мероприятии из инстаграма — я давно слежу за этим факультетом. Очень бы хотелось поучаствовать еще, посмотреть, как все происходит изнутри.
Всеволод Красса, сотрудник в Центре медиа искусств, аспирант философского факультета РГПУ им. Герцена
В сферу моих научных интересов входит гуманитарное осмысление биоинформатики, биокомпьютинга, биофилософия, проблема возникновения жизни. И в том числе мне очень интересен биоарт, так как он исследует довольно много тем. Само по себе искусство является альтернативным способом постановки онтологического вопроса — то есть это своеобразное философствование через материал. Философия в классическом виде преимущественно работает с языком.
Язык — это чисто человеческая сфера. Меня же интересует взгляд нечеловеческий. Когда мы работаем с материалом, пытаемся через него философствовать, получается несколько другое пространство диалога, не связанное именно с человеческими коммуникативными практиками. Это выводит нас за их границы. Кроме того, биоарт ставит своеобразные этические вопросы: этика ученых-биологов и этика гуманитаристиков, даже если это биоэтика, которая все-таки является гуманитарной наукой, — они различаются очень сильно, и различие проявляется на фундаментальном уровне. Многие биоарт-проекты пытаются наладить диалог между двумя этими средами и создают, на мой взгляд, даже нечто более существенное.
Я исследую эти темы чисто теоретически. Я бы с удовольствием занимался биоартом, но у меня нет прямого доступа к лабораториям. Также я хотел бы поработать в команде с людьми — на мой взгляд, современная наука сейчас движется только в командной работе, в коллаборациях. Собственно, и сюда я пришел как раз для того, чтобы познакомиться с людьми, послушать и узнать что-то новое. И, конечно, познакомиться с физарумом, так сказать, тет-а-тет. Меня очень увлекает этот организм, я довольно подробное его изучал, и мне очень хотелось вживую с ним поработать.