Art&Science — это сфера, которая позволяет художникам, представителям других творческих профессий и ученым искать точки соприкосновения и реализовывать совместные проекты на стыке науки и искусства. В минувшую субботу, 3 октября, участники Art&Science Marathon прослушали питч-сессию, приняли участие в мастер-классах действующих медиахудожников и уникальном для сферы Art&Science формате знакомств speed science dating. Помимо этого, в рамках марафона прошли кинопоказ и выступление художника, куратора, исследователя научно-технологического искусства Дмитрия Булатова.
Большинство мероприятий марафона прошли в отреставрированном здании церкви, построенном в стиле неоренессанс в 1869 году. Сначала это было Императорское училище, затем церковь Петра и Павла, а сейчас — один из корпусов ИТМО. Мероприятие началось с питч-сессии, на которой выступили нынешние студенты и выпускники магистерской программы Art&Science Университета ИТМО.
Участницы арт-группы BIOROBOTY 019, обратившись за помощью к самим участникам, нашли точки соприкосновения науки и искусства, а команда организаторов культурно-образовательного проекта «Заземление» рассказала о своем опыте сотрудничества с Центральным музеем почвоведения им. В.В. Докучаева.
Третья участница питч-сессии, студентка первого курса магистратуры Art&Science Университета ИТМО Ксения Горланова, поделилась нюансами создания проектов на стыке науки и искусства. Ксения рассказала о возможных трудностях работы в команде, а также предупредила участников, что нельзя понравиться всем — и это нормально.
«Представления о том, как человек будет взаимодействовать с объектом вашего творчества, зачастую могут не соответствовать реальности. Художнику его идея может видеться однозначно очевидной — трудно даже подумать, что на произведение можно реагировать как-то по-другому. А потом оказывается, что есть тысяча и один вариант альтернативного прочтения», — делится своим опытом Ксения.
Мероприятие продолжилось серией воркшопов, на которых участники могли попробовать себя в роли медиахудожников и создать собственный Art&Science проект, выбрав наиболее интересную для себя сферу.
Протестировать очки VR и снять собственное видео 360
На воркшопе «Погружение в VR» Анна Толкачева, медиахудожник и исследователь, рассказала про технологии виртуальной реальности и иммерсивной видеосъемки в формате 360 градусов, показала примеры работ в VR и поделилась опытом создания и использования этих технологий.
Участники узнали о разных типах VR-устройств и программах для работы с ними. Например, о Google Cardboard ― пожалуй, самом простом решении, которое может позволить себе почти каждый владелец смартфона. Прямо на воркшопе участники могли скачать приложение, вставить свой смартфон в специальные очки и посмотреть видео в формате 360. э
Несмотря на то, что такой формат контента нередко причисляют к VR, это скорее реальность, перенесенная в VR-устройства. Поэтому, чтобы получить полноценный опыт взаимодействия с виртуальной реальностью, участники протестировали более продвинутую гарнитуру и контроллеры Oculus Quest и Go. После этого они сами поработали с новыми камерами 360, отсняли и посмотрели видео в 5.7к.
Создать интерактивную школу волшебников
На мастер-классе ведущего медиахудожника Ильдара Якубова участники узнали, как работать в среде визуального программирования TouchDesigner. Он позволяет различным мультимедийным устройствам коммуницировать друг с другом и в совокупности с использованием протокола OSC (Open Sound Control) создавать коллективные интерактивные сценарии, управляемые прямо с телефона.
Например, участники превратили свои смартфоны в пульты управления, передающие информацию на ноутбук Ильдара. Участники разбились на группы, чтобы придумать многопользовательские игровые сценарии на основе этой технологии. Одна из команд решила создать тренажер волшебников, который будет поощрять тех, кто правильно повторяет магические жесты.
«Такую игру можно сделать, отправляя поток данных акселерометра телефона на компьютер, который будет искать в этом потоке паттерны, похожие на те, что ему предоставили перед началом игры как примеры "правильных" магических жестов. Это возможно благодаря специальному приложению Wekinator, созданного для быстрого доступа к алгоритмам машинного обучения без использования кода. Wekinator также использует протокол OSC — получает примеры для обучения, следит за потоком данных в реальном времени во время работы и отправляет по тому же протоколу результаты в TouchDesigner», — объясняет задумку Ильдар.
За ограниченное время воркшопа многопользовательскую игру магов участники не создали, но разобрались с настройкой обмена данных между телефоном, TouchDesigner и Wekiator, научили машину «правильным» магическим жестам и запустили тестовый тренажер для одного человека.
Создать оркестр смартфонов
На воркшопе по Sound Art Андрей Бундин, композитор, медиа-художник и автор уникального проекта «Смартфония», показал участникам, как можно создавать музыку с помощью мобильных устройств. Оказалось, что смартфон можно использовать в качестве контроллера профессионального звукового оборудования и ПО.
Участники познакомились с различными мобильными приложениями для создания и исполнения музыки, а также новейшими разработками по применению смартфонов в области музыкального творчества. Особый интерес вызвали интерактивные инсталляции, которые задействуют устройства зрителей. Например, инсталляция «Drops» исследовательского института акустики и музыки IRCAM, для которой все участники передают друг-другу сигналы по телефону, создавая цепочку звуков, которая раздается эхом у всех на устройствах.
В качестве практической части участники использовали собственные смартфоны для создания музыки. Они записали графические партитуры с помощью программы PhonoPaper и с помощью телефонов отсканировали и озвучили их. В результате получился «оркестр смартфонов» — настоящий Art&Science перформанс всех участников воркшопа.
В завершение мастер-класса Андрей Бундин представил свою новую разработку — инструмент Motion Vox, который скоро будет доступен для скачивания. Участники получили возможность участвовать в бета-тестировании приложения. С помощью этого инструмента они могут создавать интересные работы, которые в дальнейшем могут войти во встроенную библиотеку приложения в качестве примеров.
Каждый ученый может встретить своего художника
Параллельно с мастер-классами в рамках марафона прошло уникальное для сферы Art&Science мероприятие — Speed Science Dating. Обычно формат быстрых свиданий предполагает поиск романтического партнера. В этот раз участники искали, в первую очередь, коллегу и партнера для дальнейшего сотрудничества. Однако организаторы посчитали, что помимо общих интересов и сфер исследования, также важны личностные взгляды и идеология каждого из участников. Поэтому художники и ученые задавали друг-другу вопросы из вариации опросника Марселя Пруста и «36-ти вопросов, чтобы влюбиться» психолога Артура Арона, которые к тому же были разделены на блоки «искусство» и «наука».
По словам медиатора мероприятия, искусствоведа и куратора Ильи Крончева, по формату оно было похоже на медиацию с элементами глубинного интервью. В течение десяти сессий, каждая из которых длилась по четыре минуты, участники задавали друг другу вопросы, которые больше нравились им самим, таким образом знакомясь одновременно с деятельностью и «личностями» друг-друга.
«У каждого человека есть своя личная философия, свое отношению к жизни. В процессе встречи моей задачей было сделать так, чтобы партнеры смогли поделиться своими взглядами и переживаниями, ведь каждый человек, которого мы встречаем на своем жизненном пути, не важно, нравится он нам или нет, чему-то учит нас, — комментирует задумку Илья. ― Каждый человек является зеркалом для нас самих. Мне было интересно, смогут ли люди через общение с другим человеком разобраться также и в себе. А другая цель — это, конечно, важные нетворкинг-связи».
В speed science dating приняли участие студенты самых разных сфер деятельности: оптотехники, инновационного предпринимательства, экологии, искусства, креативного продюсирования и других. По словам участников, мероприятие зарядило их эмоционально, дало возможность послушать других людей, узнать мнение, отличное от своего, понять и осмыслить его. Кроме того, студенты других университетов получили представление о направлении Art&Science в ИТМО.
О человеке, который отправлял межзвездные послания
Марафон завершился выступлением Дмитрия Булатова, известного деятеля в сфере Art&Science в России и за рубежом. Он рассказал о первых работах Джо Дэвиса, пионера научного искусства и создателя синтетической биологии, и представил документальный фильм «Небеса+Земля+Джо Дэвис», который участники посмотрели после.
По словам Дмитрия Булатова, «больше нет смысла противопоставлять понятия искусственной и естественной жизни. От манипуляции более или менее неодушевленными предметами мы перешли к порождению более или менее живых объектов». Именно поэтому значительную часть сферы Art&Science составляют проекты, которые так или иначе взаимодействуют с природой.
Магистратура Art&Science в Университете ИТМО
В 2018 году в Университете ИТМО открылась Первая в России магистерская программа, объединившая ведущих экспертов в области технологического искусства и ученых. Не ней готовят специалистов, отвечающих глобальным вызовам XXI века. Работая вместе с успешными кураторами, художниками и исследователями, студенты создают авторские арт-проекты, языком которых становятся передовые технологии.
Обучение ведется на английском языке. Первый набор (2018) составил 8 человек, второй (2019) ― 20, а третий (2020) ― 22 студента из Петербурга, Новороссийска, Красноярска, Казахстана и Индии.
Поступить на программу могут выпускники как технических, так и художественных специальностей, заинтересованные в том, чтобы исследовать возможности для междисциплинарного диалога и художественного взаимодействия. Так, в набор 2020 года вошли культурологи и историки, дизайнеры и психологи, архитекторы, биологи, инженеры, филологи и экономисты.