Дошедшие до финала работы, с одной стороны, продемонстрировали методический ответ на вызовы дистанционного обучения, а с другой — зафиксировали тренд на внедрение различных техник активного обучения.
В треке «Начинающие преподаватели» три из семи вышедших в финал работы предложили различные модели интеграции видеоконтента в учебный процесс, работу с видеоблогами, организацию занятий с помощью видеотрансляции. А в треке «Преподаватели» была выражена яркая тенденция на организацию групповой работы студентов.
«Наибольший интерес представляют проекты, которые не отрываются от реальности и не стесняются практической реализации красивых идей, требующих серьезных усилий. Есть интересная идея, но мало ею поделиться — необходимо со всей ответственностью отнестись к ее реализации. Именно добросовестная работа над всеми деталями проекта делает его качественным, а его разработчика — профессионалом, заслуживающим высоких оценок и премий», — комментирует Антон Пыркин, декан факультета систем управления и робототехники и представитель экспертной комиссии конкурса.
О первых пяти образовательных проектах, претендующих на победу, мы написали в предыдущем материале. Теперь рассказываем об участниках второго дня.
Андрей Суховицкий, факультет информационных технологий и программирования, трек «Начинающие преподаватели», проект «Моделирование реальных производственных процессов разработки ПО в рамках учебного курса по разработке и проектированию микросервисных систем»
Главная проблема преподавателей IT-направлений состоит в следующем: уже на четвертом курсе студенты примерно представляют, кем они будут работать, поэтому стараются тратить меньше ресурсов на курсы, которые в будущем, вероятно, не пригодятся. Еще одна проблема — недостаток общения между студентами с одного потока. Несмотря на то, что студенты решают одни и те же задачи, они не помогают друг другу искать ответы на вопросы. Отсутствие обмена знаниями ведет к снижению прогресса.
Цель предлагаемого проекта — воссоздать бизнес-процессы современной IT-компании, чтобы студенты могли попробовать свои силы в условиях, максимально приближенных к их будущей работе. В рамках этого проекта задачи для студентов формулировались на основе личного опыта сотрудников, которые успели поработать с такими компаниями, как Dell Technologies, Яндекс, Сбер и так далее.
Такой образовательный процесс был организован для потока студентов четвертого курса ФИТиП из 160 человек. Чтобы решить проблему вовлеченности и заинтересованности ребят с разными профессиональными интересами, студентов поделили на команды по 4-6 человек с разной специализацией. Лидер каждой команды не только решал технические вопросы, но и управлял ресурсами. Разработку вели по гибкой методологии SCRUM — именно ее используют в большинстве современных IT-компаний. Эта методология предполагает итеративное достижение цели: каждую неделю команды вместе с преподавателем и проектным менеджером собирались на митинге, обсуждали текущие задачи, оценивали результаты друг друга и ставили цели на следующую итерацию. При такой организации процесса роль преподавателя отличается от его роли в традиционных моделях обучения. Он становится, скорее, наблюдателем и консультантом, который старается минимально вмешиваться в процесс.
Важно, что использовалась не только индивидуальная оценка преподавателем каждого студента, так и командная: во время митингов лидер группы сам распределял баллы между ее участниками в зависимости от их вклада. При этом оценку за итерацию нельзя было получить «задним числом» — и это существенно повлияло на посещаемость еженедельных встреч. Приветствовалось также общение студентов между собой — дополнительные встречи команд друг с другом поощрялись баллами.
В течение курса проводились опросы, согласно которым 87% участников поддержали данный формат. Студенты отметили, что курс помог им эффективнее решать задачи, а также глубже понимать внутренние процессы компании и нужды бизнеса. Знания, полученные на курсе, помогли пройти технические и общие собеседования в различные IT-компании. По работам, выполненных в рамках курса, готовится две выпускные работы.
Юлия Романенко, Институт международного развития и партнерства, трек «Начинающие преподаватели», проект «Курс Emotional intelligence»
Рынок труда суров и предъявляет требования быть не только профессионалами в своей области, но и обладать гибкими навыками: эмоциональный интеллект сейчас — одно из самым востребованных качеств. Многие компании провели исследования и сделали вывод, что именно навыки, связанные с эмоциональным интеллектом, определяют успешность человека на работе. Еще в начале 2000-х годов по инициативе Google созданы Институт лидерства и программа Search Inside Yourself, которую ежегодно проходят сотни сотрудников.
Курс Emotional Intelligence является одним из элективных для общеобразовательного блока дисциплин Soft Skills. Он направлен на развитие компетенций, которые входят в понятие «эмоциональный интеллект», а именно: самосознание — понимание своих эмоций, чувств, настроений, познание своих сильных и слабых сторон, развитие высокой самооценки и корректной самодиагностики; самомотивация — понимание своих потребностей, умение ставить правильные цели, бороться с прокрастинацией; самоконтроль — умение регулировать интенсивность своих эмоций, справляться с негативными паттернами мышления и неконструктивного поведения; эмпатия — способность понимать эмоции, потребности, поведение и мышление других людей; и, наконец, управление отношениями — умение выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, добиваться целей, не нарушая личные границы других людей.
Курс основан на материалах всемирно признанных экспертов в области эмоционального интеллекта из Оксфорда, Стэнфорда, Гарвардской школы переговоров. Из образовательного процесса исключена линейная форма преподавания: вместо традиционных лекций — перевернутые классы, вместо практических занятий — разбор личных кейсов студентов, ролевые игры и симуляции, дискуссии и мозговые штурмы. Еще одним уникальным инструментом от автора курса стала тетрадь с упражнениями на отработку навыков эмоционального интеллекта, с памятками и выдержками из лекций, а также с дневником эмоций.
Результаты превзошли ожидания: 95% студентов посетили от 8 до 11 занятий (из 11), 95% студентов оценили свою удовлетворенность от курса на «хорошо» и «отлично», а 96% студентов считают, что полученные навыки и знания, вероятнее всего, пригодятся им в жизни.
Даниил Бурцев, факультет технологического менеджмента и инноваций, трек «Начинающие преподаватели», проект «YouTube-канал для организации работы, сбора обратной связи и оценивания проектной деятельности студентов»
Современное поколение студентов классическим формам коммуникации предпочитает онлайн-общение. И работа Даниила Бурцева отражает современные тренды цифровизации образования — расширение и применение новых форм коммуникации, новых цифровых инструментов.
Проект реализовался в весеннем семестре 2019/2020 учебного года для студентов ФТМИ в рамках проектной работы по дисциплине «Бизнес-модели основных секторов инновационной экономики». При этом все происходило в условиях внепланового перехода к дистанционному формату обучения. В основе предложенной образовательной концепции лежат методы групповой работы и геймификации. Студенты создавали команды по типу стартапа и вместе разрабатывали бизнес-модели, которые могли быть представлены перед потенциальным инвестором. То есть решались не абстрактные задачи, а достигались конкретные цели, максимально приближенные к реальной жизни.
При этом в условиях дистанта невозможно устроить очную презентацию перед экспертами. Поэтому было предложено использовать для финальной защиты YouTube — студенты снимали видео, выкладывали его на канал, отвечали на комментарии под записью. Таким образом, привлеченные эксперты, преподаватели или однокурсники могли оценить каждый из проектов независимо от места и времени проведения защиты. YouTube позволил зафиксировать результат, сделать его более значимым, хотя и пришлось вложить в него больше труда. При этом студенты получили возможность увидеть свои проекты со стороны, найти ошибки в работах других, понять точки и направления дальнейшего развития в изучаемой области. Кроме того, студенты развили компетенции в виртуальном командообразовании, цифровой культуре, оценивании проектов и так далее.
В реализации проекта приняли участие 100% студентов, обучающихся по дисциплине. Все они успешно защитили свои работы.
Екатерина Тюрикова, факультет энергетики и экотехнологий, трек «Начинающие преподаватели», проект «Педагогический дизайн дисциплины «Надежность приборов и систем» с курсовой работой»
Главная идея проекта — превратить традиционную практику сдачи курсовой работы из контрольной точки в инструмент, который бы развивал студентов. Для этого была создана дисциплина, основная задача которой — научить студентов выпускного курса применять приобретенные навыки конструирования сложных технических приборов и систем. Для оценки понимания студентами освоенных ими ранее дисциплин было решено дать им самим протестировать приборы на уязвимости. Студенты должны были сами проанализировать все риски, связанные с возможностью выхода приборов из строя, и разработать меры по восстановлению систем в случае сбоя. Важно отметить, что в силу постоянного устаревания, обновления и модернизации существующих приборов, эти навыки критически важны для будущих специалистов. При этом в России не часто встретишь инструкции на случай критических ситуаций — когда приборы выходят из строя. А значит, выпускники получат компетенции, которые сделают их более востребованными на рынке труда.
Для развития критического мышления, которое помогло бы в будущем решать подобные задачи на реальных проектах, было предложено включить курсовую работу — но в особом формате. Хотелось располагать таким форматом, который позволил бы оценивать работу студентов не постфактум, а по ходу реализации дисциплины. То есть чтобы это не был отдельный курсовик, который живет своей собственной жизнью, сдается в конце курса и обсуждается только на консультациях.
Курс состоял из трех этапов: подготовки, активного обучения и совершенствования. На первом этапе студенты получили уже существующие инструкции и ГОСТы — чтобы составить представление, с чем придется работать дальше. Причем нужно было не просто прочитать всю документацию, но проанализировать ее, выделить ключевые положения и разобраться, какие главные цели вложены в каждую инструкцию. Далее задача усложнялась — студенты должны были проанализировать конкретные кейсы, приближенные к реальной жизни. Ребята разбивались на команды, каждый участник осваивал тот или иной инструмент, а потом делился своим опытом с остальными. Также в проекте участвовали представители индустрии, а именно — сотрудники Уральского завода гражданской авиации: они оценивали, как проходит учебная деятельность и насколько студенты готовы к решению реальных задач. В итоге все наработки проекта студенты могут использовать не только в своей курсовой работе, но и в ВКР.
Дарья Миронова, факультет технологического менеджмента и инноваций, трек «Преподаватели», «Проектно-междисциплинарный подход к обучению как драйвер развития проектной деятельности в Университете ИТМО»
Проект представляет собой экспериментальный курс «Управление конкурентоспособностью», который проведен для бакалавров третьего курса ФТМИ в прошлом семестре. Курс разработан на основе обратной связи от студентов, научных сотрудников, представителей бизнеса, которые участвовали в реализации данного проекта. Выяснилось, что существуют три ключевые проблемы: нехватка предметов с реальными проектами и кейсами, загруженность учебой не позволяет полноценно работать и получать практические навыки, и как итог — по окончанию вуза у студентов нет опыта работы по специальности. При этом сами студенты от учебы ожидают полезных знаний, развития навыков проектного управления и общения с инвесторами, участия в актуальных и перспективных проектах, а в идеале — найти работу или стажировку по специальности прямо в процессе обучения.
Цель проекта заключается во внедрении нового подхода к обучению — «learning by doing»: от лекций и практических занятий к реальным проектам и презентациям перед индустриальными партнерами, инвесторами и венчурными фондами. Благодаря объединению студентов экономических специальностей с научными командами, реализующими инновационные высокотехнологичные проекты на мегафакультете БТиНС, студенты ФТМИ не только разрабатывают маркетинговый план проекта, общаются с потенциальными заказчиками и экспертами, но и получают возможность стать полноправными членами команды, а также могут инициировать создание стартапа и начать коммерциализацию разработки. Вся работа происходила в тесной связке с авторами проекта.
В итоге лучшие девять команд презентовали свои проекты на питч-сессии с участием представителей крупных компаний, таких как HEINEKEN, Coca-Cola, «ЯКОБС ДАУ ЭГБЕРТС РУС» и других. Все победители получили сертификаты на поступление в магистратуру ФТМИ в рамках конкурса портфолио. После завершения дисциплины две команды студентов продолжают работать над проектами МФ БТиНС.