Непрерывное обучение — это дань моде или реальный вызов современности? Что за компетенции нужны для успешной карьеры? Какие профессиональные треки самые перспективные? Как построить образовательную траекторию? Чтобы поговорить об этом и многом другом, сегодня на ПМЭФ собрались декан инфокоммуникационных технологий ИТМО Александр Капитонов, директор по стратегическому маркетингу Яндекса Андрей Себрант, управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский, директор по стратегическому развитию цифровых сервисов Райффайзенбанка Павел Рубахин и другие признанные эксперты. Модерировал обсуждение советник директора  ВШМ СПбГУ Александр Байзаров. Получилась яркая дискуссия, в которой прозвучали идеи, способные стать лайфхаками для студентов и тех, кто находится на старте карьеры. 

Качества современности 

Одним из первых обсудили вопрос о качествах личности, которые полезны сегодня для успешной карьеры. Среди ставших уже классическими прозвучали коммуникативность, структурное мышление, навыки делегирования. Также  упомянуто об умении управлять энергией и стрессом. Среди неожиданных качеств — стремление пробивать стены и добрая воля. Александр Капитонов отметил, что в ИТМО кроме классических занятий есть широкое свободное поле — студенческие секции, спортивные клубы и другие проекты, где ребята могут развивать soft skills и реализовывать себя в разных ролях, в том числе как лидеры команд. 

«Например, у нас на факультете есть команда, которая организует хакатоны — как для ИТМО, так и “на экспорт”. Это ребята 1-3 курса. Именно в таких начинаниях и есть формирование лидерства, критического мышления и не только. Мои ровесники тоже приходят в ИТМО — чтобы  дополучить определенные  навыки, компетенции: они чувствуют, что им не хватает навыков для управления командой, для коммуникации с заказчиком, для управления проектом в  условиях кризисной ситуации», — поделился деталями Александр. 

Александр Капитонов на дискуссии «Век учись: образовательные траектории молодых профессионалов и компетенции будущего»‎ в рамках ПМЭФ-21

Александр Капитонов на дискуссии «Век учись: образовательные траектории молодых профессионалов и компетенции будущего»‎ в рамках ПМЭФ-21

Социальные лифты

Поговорили и про ЕГЭ. Отметили, что этот формат экзаменов решил многие проблемы, например, теперь из регионов стало проще поступить в престижные вузы. В этом смысле ЕГЭ — это социальный лифт. 

«У нас есть студенты, которые поступают по ЕГЭ, имеют высокие баллы.  ЕГЭ — это хороший социальный лифт, но нужно уметь им пользоваться, — прокомментировал декан факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО. —  Отмечу, что ЕГЭ показывает определенную корреляцию между навыками и способностями в какой-то метрике, но корреляция эта нелинейная. У ребят с очень высокими баллами порой полностью отсутствует мотивация. Часто они перегорают и отчисляются на первых курсах. Либо сталкиваются с реальностью и перестраиваются. При этом есть всплеск мотивированных людей на 230-260 баллах. Мы приглашаем их по отдельной программе, они тоже учатся бесплатно». 

Баллистические ракеты и отказ ими быть

Неожиданным поворотом стало предложение отказаться от построения образовательной и профессиональной траектории вовсе. Так, директор по стратегическому маркетингу Яндекса Андрей Себрант  отметил, что не хотел бы стать баллистической ракетой —  это у нее только одна цель, а в мире может появляться то, чего нельзя предугадать. Соответственно, цели и траектории могут меняться. Хотя в некоторых сферах действительно необходим более последовательный подход, например, в медицине или других науках. И если говорить о науке, то «ИТМО готовит людей высочайшего классам», — отметил Андрей Себрант.

«В ИТМО часто приходят за нашим высшим образованием, которое гарантирует высокооплачиваемые должности в известных компаниях. Но часто случается, что в процессе студенты находят что-то более интересное и меняют свою траекторию», — отметил Александр Капитонов.

После дискуссии «Век учись: образовательные траектории молодых профессионалов и компетенции будущего»‎ в рамках ПМЭФ-21

После дискуссии «Век учись: образовательные траектории молодых профессионалов и компетенции будущего»‎ в рамках ПМЭФ-21

Несуществующие поезда

Разговор привел к выводу о слабой предсказуемости будущего: не стоит пытаться попасть в последний вагон уходящего поезда — иногда  нужно запрыгнуть в несуществующий поезд, который унесет тебя в будущее.   

«Появятся абсолютно новые сферы деятельности, как раньше появился интернет или мобильный банкинг. Уже через 10 лет все будет абсолютно по-другому. Но, на мой взгляд, наиболее перспективные треки — биотехнологии, робототехника и их объединение, когда мы сможем расширять возможности, например, мозга с помощью последних научно-технических достижений», — поделился мнением Александр.

В конце дискуссии участники оставили надписи с пожеланиями на стенде. Александр Капитонов написал: «Не жди конца школы, живи сейчас!»

Александр Капитонов после дискуссии «Век учись: образовательные траектории молодых профессионалов и компетенции будущего»‎ в рамках ПМЭФ-21

Александр Капитонов после дискуссии «Век учись: образовательные траектории молодых профессионалов и компетенции будущего»‎ в рамках ПМЭФ-21


Полную видеозапись дискуссии «Век учись: образовательные траектории молодых профессионалов и компетенции будущего» можно посмотреть на сайте ПМЭФ.