Новую концепцию организации образовательного процесса представил проректор по учебной деятельности Университета ИТМО Николай Михайлов. По его словам, главным стимулом к повышению качества чего бы то ни было он считает конкуренцию, поэтому в основе новой концепции лежит идея создания конкурентной среды в вузе.
«Когда я только начинал работать в Университете ИТМО, я многим задавал вопрос, что нужно для того, чтобы улучшить качество образования в вузе. Мне говорили, что необходима система контроля качества, что нужно обращаться к лучшим практикам и так далее. Меня это удивило: как человеку, который пришел из бизнеса и промышленности, мне представлялся один естественный ответ. Чтобы повысить качество выходного продукта или услуги в любой системе и структуре, необходима внутренняя конкуренция. Это закон жизни и экономики, который работает везде и всегда. Это условие необходимое, хотя в нашем случае — недостаточное», — говорит Николай Михайлов.
Внедрить элементы конкуренции предлагается через выборность на всех уровнях реализации образовательного процесса. В ограниченной форме она в Университете ИТМО присутствует: студенты могут выбирать между разными образовательными программами и некоторыми дисциплинами в составе курса. Дальнейшее развитие этой практики предполагает возможность выбора между дисциплинами и преподавателями как для студентов, так и для тех, кто проектирует программу, а это влечет за собой массу других изменений. В центре образовательного процесса встанут не кафедры и административные подразделения, а гибкие конструируемые образовательные программы (ОП) под руководством команд, занимающихся изучением спроса, кураторством, организацией практик. Потребуется полностью пересмотреть принципы составления расписания занятий с соответствующим технологическим сопровождением, внедрить проектный подход к образовательной деятельности — руководители ОП будут реализовать их как собственный проект, точечно привлекая преподавателей для ведения конкретных курсов и дисциплин. Также понадобится система круговой оценки качества преподавания, в которой друг друга оценивают все — администрация, преподаватели и студенты.
«Приказы и распоряжения часто не приводят к необходимому результату, поэтому нам также нужно создать условия, при которых сотрудники Университета ИТМО имели бы экономический стимул повышать качество образования. Реализация проектного подхода, возможно, потребует постепенного отказа от кафедральной структуры. Мы сейчас рассматриваем разные модели, и я бы очень не хотел, чтобы вы решили, что кафедры расформируют в обязательном порядке», — подчеркивает проректор по учебной деятельности.
Николай Михайлов отмечает, что в новом формате большинство функций кафедр перейдет к образовательным программам. Там останутся, к примеру, представление на ученые звания, а также наука и все, с ней связанное, а заведующие кафедрами, не включенными в реализацию ОП, фактически станут заведующими лабораториями. Однако концепция реформы образовательного процесса в Университете ИТМО, по сути, не привносит ничего кардинально нового, а только систематизирует идеи, которые озвучиваются или реализуются в Университете ИТМО. Например, среди них принципы ориентации на рынок, открытость внешней среде, ориентация на интерес студентов, модульность обучения.
По результатам голосования Ученый совет одобрил принципы и подходы, озвученные в докладе Николая Михайлова. Теперь сотрудники вуза приступят к проверке возможности реализации отдельных элементов проекта, оценке затрат и составлению соответствующих дорожных карт.