Современная цифровая образовательная среда
В будущем году в России должны быть созданы условия для более качественного непрерывного образования. Это планируется сделать за счет развития онлайн-образования – всевозможных курсов. Именно на это направлен проект Министерства образования и науки «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Ожидается, что к 2020 году на российских веб-платформах появится 3,5 тысяч онлайн-курсов, которые будут изучать более шести миллионов школьников и студентов, а также более 10 тысяч преподавателей, повышающих свою квалификацию. Такие цифры на конференции EdCrunch привел Владимир Тимонин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России.
Почему онлайн-образование становится таким важным в государственной политике? Дело в том, что благодаря ему студент может сам выстраивать график своего обучения, при этом занимаясь там, где ему удобно, по программам тех университетов, которые подходят ему больше всего. Таким образом, образование становится более персонифицированным. Более того, в перспективе студент сможет получать зачеты по результатам прохождения онлайн-курсов.
Такой формат эффективно дополняет традиционный процесс обучения, о полном переходе на онлайн-образование речи не идет, подчеркнула на конференции заместитель министра образования и науки Людмила Огородова, передает пресс-служба ведомства. Сегодня российскому правительству необходимо решить вопросы организационного и нормативного характера, которые позволят использовать онлайн-образование как часть системы образования в стране, добавила она. Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев на дискуссии, посвященной диджитализации образования, в свою очередь, подчеркнул, что IT-решения должны не просто способствовать автоматизации, а менять бизнес-процессы.
«Если IT-решение просто обеспечивает содержательные бизнес-процессы, которые есть в университете, то никаких серьезных изменений и трансформации нет. Хотя это, безусловно, улучшение. Уже другая ситуация, когда IT-решения диктуют бизнес-процесс. Вот это уже трансформация. Вы видите, что происходит в реальной жизни, я имею в виду уберизацию, когда IT-решение переработало полностью весь рынок такси. Если на примере Uber провести параллель с университетом, то, наверное, понятно, что преподаватели скоро не будут учить студентов, преподаватели будут учить ботов, а боты уже будут работать со студентами. Если мы собираемся заниматься трансформацией, то есть уйти вперед в образовании, мы должны понимать, что IT-решения будут диктовать бизнес-решения. Все остальное это автоматизация, при которой IT-решения следуют за традиционным понятным бизнес-процессом», – прокомментировал ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.
Университет ИТМО разработает единый портал для онлайн-курсов
Для того, чтобы осуществить проект по развитию онлайн-образования, Минобрнауки объявляло о конкурсе на предоставление грантов для реализации проекта. Команда Университета ИТМО стала получателем гранта на «Разработку и апробацию системы доступа к онлайн-курсам по принципу “одного окна” с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио». Что это значит?
Команда первого неклассического вуза взяла на себя трудоемкую работу по созданию единого портала, на котором будут собираться различные онлайн-курсы отечественных университетов с разных образовательных веб-платформ. На едином портале обучающийся сможет отыскать нужный себе курс и перейти по ссылке на платформу, где будет происходить само обучение, то есть где размещен этот курс. Бонус единого портала в том, что там будут появляться только те курсы, которые прошли отбор по качеству. Также пользователь портала сможет создать цифровое портфолио, в котором будет храниться информация о всех пройденных им курсах.
Студент сможет, например, взять часть курсов с одной платформы и от одного университета, а часть курсов – с другой платформы и от другого университета, отметил на конференции Тарас Пустовой, исполнительный директор ассоциации «Национальное общество технологий в образовании». Однако пока остается нерешенным вопрос, как определить критерии качества курса, то есть кто и как будет оценивать, должен ли курс оказаться на едином портале.
Университет ИТМО отвечает за разработку системы доступа к онлайн-курсам. Директор Центра дистанционного обучения вуза, а также руководитель проекта по созданию единого портала Андрей Лямин рассказал на конференции о технических требованиях, которые будут предъявляться к курсам для размещения на портале. Еще на этапе подачи заявки на размещение авторы курса должны будут предоставить экспертам доступ к материалам курса, чтобы он мог быть оценен. Также должна быть сквозная аутентификация по отношению к курсам, поскольку пользователи будут регистрироваться в «одном окне», просматривать реестр курсов и через него получать доступ к материалам курса.
«Важно также, чтобы онлайн-платформа перевела в “одно окно” результаты обучения и прохождения испытаний. Потому что важная часть “одного окна” – это цифровое портфолио. Оно состоит из двух частей. Первая часть содержит построенные на технологии блокчейн оценки за все испытания, пройденные на платформе. А вторая часть содержит сертификаты, которые будут публиковаться образовательными организациями. Еще одно требование к платформе заключается в том, чтобы она выдавала обезличенные данные о процессе прохождения онлайн-курса. Это будет использоваться для того, чтобы анализировать качество содержания курса и выдавать рекомендации по его совершенствованию. Для того, чтобы запустить “одно окно”, мы, прежде всего, ждем регистрации платформ и онлайн-курсов», – более подробно рассказал на EdCrunch Андрей Лямин.
Сейчас единый портал находится в разработке, но уже в этом году там должно появиться 200 онлайн-курсов, а в 2018 году это число достигнет 500, согласно техническому заданию Минобрнауки.
Университет ИТМО разработал лучший онлайн-курс по оценкам слушателей
На конференции также были подведены итоги третьего международного конкурса открытых онлайн-курсов EdCrunch Award-2017. Конкурс проводится в четырех номинациях: «Лучшая практика создания массовых открытых онлайн-курсов», «Лучшая практика внедрения онлайн-курса в образовательную программу», «Лучший курс с точки зрения привлеченных экспертов». Университет ИТМО стал победителем в конкурсе «Лучший курс с точки зрения потребителя (студенческое оценивание)» с курсом «Основы менеджмента», который был разработан преподавателями кафедры финансового менеджмента и аудита Борисом Коваленко и Александрой Клочковой.
В курсе изложены базовые положения менеджмента организации, предложена оригинальная трактовка смысла и содержания менеджмента как взаимодействия руководителей и исполнителей в процессе управления организацией. Также обучающиеся могут проанализировать влияние внешней и внутренней среды, этики поведения на взаимодействие менеджеров и исполнителей. Особенность курса в том, что по ходу обучения слушатель отрабатывает теоретические навыки на реальных кейсах, принимает на себя роль менеджера или исполнителя, чтобы разобраться в той или иной ситуации.