Студенчество: военная кафедра, общественные инициативы и общежитие на Вяземского
Максим, сейчас ты занимаешься образовательными проектами. В ИТМО ты изучал что-то близкое к этой теме?
Поступая в ИТМО, я выбрал Институт комплексного военного образования, направление — информационная безопасность. Я хотел стать суперспециалистом менно в этой области. Уже во время обучения понял, что это на самом деле не то, чего я хотел, но все равно окончил специалитет с красным дипломом. Просто с 3 курса начал параллельно обучению искать себя. У меня была личная боль: меня не устраивал консервативный формат обучения, с которым сталкивается каждый человек в школе или университете. Я понимал, что преподавать материал курса можно по-другому. Так что постепенно пришел к мысли: «Надо попробовать это изменить». В то время в менеджерской среде были очень модными кейс-чемпионаты, мне показалось, что они отлично впишутся и в тематику информационной безопасности. Я с другими студентами начал этим заниматься, мы нашли партнеров из индустрии: мы разрабатывали механику, а специалисты из отрасли отвечали за наполнение и контент. В какой-то момент партнеры, с которыми мы общались, захотели взять всю инициативу на себя. И для того, чтобы не тратить время на выяснение отношений, мы отдали им проект, решив, что придумаем что-то еще более крутое. Так и получилось.
Помимо этого, у тебя была насыщенная общественная жизнь. Насколько знаю, ты ведь занимался студенческим самоуправлением?
Да, я жил в общежитии на Вяземского и однажды просто пришел на собрание старост этажей, была такая должность, послушал и понял, что мне это интересно. Меня выбрали председателем. Это было классное время: много знакомств, мероприятий, мы старались делать полезные вещи. На самом деле это большая и важная часть моей студенческой жизни, потому что все основные события, знакомства, опыт так или иначе с этим связаны. Даже мое участие в конкурсе «Мистер ИТМО» и победа в 2014 году. Я вспоминаю сейчас этот опыт с самоиронией, вряд ли бы я пошел на это, если не чувствовал бы поддержку и не относился к этому конкурсу, как к очередной авантюре.
Каким достижением на посту председателя ты особенно гордишься?
Тем, как мы облагородили внутренний двор общежития. Он был очень непрезентабельным, когда мы там жили. Я решил доказать администрации университета, что студенческое самоуправление – это не просто сборище молодежи, которая ничего не решает, а наоборот, мы на деле можем изменить качество нашей жизни и учебы. Было принято решение организовать субботник. Я договорился с администрацией (снимаю перед ними шляпу, они не только разрешили это сделать, но и активно помогали), лично обошел всех студентов, которые жили в общежитии. Они доверяли нам, потому что мы действительно старались для них: организовывали праздники, посиделки с настольным играми, блинами угощали на масленицу. Так что когда я всех пригласил, то на субботник вышло очень много людей, несколько сотен человек точно. Вместе мы заменили верхний слой грунта, покрасили бордюр, посадили газон и кусты, которые, кстати, до сих пор там растут, еще мы привели в порядок велосипедный гараж. Позже я даже победил в конкурсе «Студент года» как раз в номинации «Студенческое самоуправление».
С какими чувствами ты вспоминаешь студенчество?
С теплом, наверное. Университет дал мне друзей, которые до сих пор составляют основной костяк моего круга общения. Опять же, опыт в организации различных активностей, участие в них — все это сложилось в общую копилку того, кем я сейчас являюсь и чем занимаюсь.
От информационной безопасности к Learning experience design
Когда ты всерьез задумался о создании образовательных программ?
Я был на пятом курсе, как раз писал диссертацию. Тогда долго думал над темой и в итоге выбрал что-то на стыке образования и информационной безопасности. Так, чтобы писать не просто абстрактную историю, а ту, которая будет мне интересна. До того, как на 3 курсе мы стали делать кейс-чемпионаты, у нас был опыт в организации квестов. Сначала мы организовывали их в рамках общежития, потом перешли на городской уровень. Тогда я обратил внимание, что мне очень нравится продумывать и создавать различные игровые механики для заданий. С этого времени я перешел к коммерческим заказам. Первыми, с кем мы сотрудничали, были компании, занимающиеся информационной безопасностью, так как я понимал их специфику. Сейчас, конечно, мы работаем с огромным спектром организаций из разных сфер – со школами, университетами, коммерческими структурами.
Почему как раз в это время ты принял решение пойти в магистратуру, а не просто продолжил работать?
Я наткнулся на программу «Технологическое предпринимательство и развитие инноваций», во время которой можно запустить свой стартап. Мне показалось, что это крутая возможность расширить свои знания, тем более, если есть возможность обучаться в магистратуре, почему бы ее не использовать. За время обучения я успел съездить по обмену в Китай и даже прошел там курс международного MBA, хотя изначально это не было оговорено, но у меня получилось договориться с директором программы. Так что магистратура была крайне полезной и интересной для меня. К тому же я считаю, что на подобных программах важную роль играет именно среда: большинство тех, с кем я учился, успешно развивают свой бизнес или работают на очень интересных позициях, в больших проектах.
Как ты пришел на работу в ИТМО?
Работу в университете мне предложила Нина Яныкина, которая тогда была директором Института развития технологий и предпринимательства. Начинал я еще во время учебы, потом перешел на формат полноценного сотрудничества.
А как же твой бизнес?
Я продолжаю им заниматься. Его специфика в том, что команда собирается под проект, а когда задача завершена, мы расходимся по другим делам, но остаемся на связи. Так что мне не нужно в постоянном режиме содержать офис, сотрудников, поэтому я могу работать в университете с такими проектами, с которыми внешний человек не сталкивается, а для понимания того, как устроено образование, это необходимо. Я часто брал отпуск за свой счет или работал по праздникам и выходным. Теперь я понимаю, что тогда изобрел идеальный для себя формат работы, когда могу диверсифицировать свой заработок и участвовать именно в тех проектах, которые мне интересны, а для своего работодателя делать прорывные проекты, будучи просто в роли сотрудника.
Для ИТМО ты создаешь образовательные программы, в том числе курсы повышения квалификаций, ведешь пары для студентов. Зачем тебе эта работа, если у тебя есть бизнес?
Вопрос не в деньгах. Мой бизнес покрывает все мои потребности, но работа в университете дает мне близость к образовательной среде. Сложно создавать какие-то проекты в этой сфере, если ты находишься в отрыве от нее, не понимаешь тренды и специфику. Например, в ИТМО я вел курс для магистрантов и мог наблюдать в динамике, как они растут в своих знаниях, какие подходы реально работают, а какие нет, как поддерживать мотивацию к учебе. Ни один внешний заказчик не даст мне такой опыт.
Расскажи про самые интересные проекты, которые успел реализовать?
Мне кажется, то, чем я занимаюсь, можно назвать «learning experience design», или «проектирование образовательного опыта», если по-русски. В этой роли я сделал несколько крупных проектов. Во-первых, для ИТМО я готовил игру по технологическому предпринимательству. Суть этой деловой игры в том, что команды на старте получают одинаковые портфели технологических проектов, которыми им нужно управлять. Побеждает тот, кто сделает это наиболее эффективно. В игре есть экономика, командная работа и баланс, приближенный к реальному.
Во-вторых, был курс для Тюменского государственного университета (ТЮМГУ) на 825 человек. Пожалуй, это был самый массовый проект в оффлайне. Мы организовывали для студентов недельный курс по управлению проектами. Было достаточно сложно, потому что участников так много, а нас пятеро. Мы вышли из положения, разбив их на группы и подготовив для каждой наставника. Кроме этого, разработали онлайн-материалы, приложения, игры, методички.
И третий кейс – не самый массовый, но он отражает то, куда хочется расти. Мы создали симулятор угледобывающей компании, на котором команды могут управлять активами, инвестировать в технологии, выбирать стратегию и зарабатывать. У всех равные начальные условия, так что только от их мастерства в распределении ресурсов и менеджменте зависит то, какая корпорация победит на виртуальном рынке.
Тренды в образовании и планы на будущее
Какую роль в новых образовательных форматах играет геймификация?
Важную, разумеется. Когда-то именно с нее я начинал свой проект «Teach in game». Мне казалось, что игровой подход — это панацея от всех проблем в обучении. Но чем больше я делаю проектов, тем отчетливее понимаю, что это не волшебная таблетка, ее в принципе не существует. Какие-то задачи геймификация, действительно, помогает решить лучше и быстрее, но иногда нужны и другие форматы: кейсы, практико-ориентированные курсы, обучение на рабочем месте или просто качественный материал.
Еще один важный тренд в российском образовании — это онлайн-обучение. Как относишься к нему?
Отлично! Считаю этот тренд очень классным, но не думаю, что он в реальности заменит большинство образовательных форматов, которые сейчас есть в России. Дело в том, что я, когда вспоминаю себя в школе и смотрю на школьников сейчас, осознаю, что в классической системе образования никто не учит самостоятельному обучению, никто не показывает, как доходить в онлайн-курсах до конца. Наша проблема в том, что мы все не умеем эффективно учиться, в большинстве случаев, мы используем модели из детства, со школы — но это либо копирование за учителем, либо выполнение типовых задач. Там нет ничего о дополнительном образовании и мотивации, которую нужно культивировать в себе. А это основной момент, когда меняются общественные привычки, потому что только тогда меняется и базовый формат образования. А у онлайн-образования в широком смысле шансы есть.
Перед интервью ты сказал, что в настоящий момент находишься в отпуске по уходу за ребенком. Почему вы с супругой приняли такое решение?
Вообще, это крутой опыт, всем советую. Кроме того, пока я работал в университете, довольно часто брал отпуск за свой счет, пока занимался своим проектом, так что большой отпуск по уходу за ребенком — это возможность немного отдохнуть от того ритма и графика, который у меня был последние годы, и плотно заняться своим делом.
Какие у тебя профессиональные планы?
Я бы хотел получить международный опыт. Мне интересно поработать какое-то время за границей, возможно, в Азии, потому что там более продвинутое отношение к технологиям. Но это тоже будет временный опыт, я не собираюсь совсем оставлять университет или свой бизнес, тем более что в планах несколько идей, которые сильно завязаны на IT-решениях и возможностях в масштабировании. Еще я проникся идеей, которую сам же продвигал во время работы в Институте развития технологий и предпринимательства: университет должен стать центром притяжения и выстраивать вокруг себя выпускников, общественные организации и частные компании. Я хотел бы оставаться частью этой экосистемы.