Кто такой аналитик в IT и чем он занимается
Мария Цветкова, аналитик в компании «Петер-Сервис»
Аналитик в IT-компании – это, по сути, переводчик с языка заказчиков на язык программистов. То есть я постоянно общаюсь и с программистами, и с заказчиками, анализирую, что нужно заказчику, и перевожу эти требования на язык, понятный программистам. Я работаю на внутренних проектах по автоматизации процессов в нашей компании, что улучшает взаимодействие пользователя с программами. Также занимаюсь интеграцией ПО, когда нужно, например, новую программу внедрить в уже работающие бизнес-процессы. Моя основная задача – это так выстроить коммуникацию, чтобы все – и заказчик, и программисты – поняли, что именно от них требуется. Также важно доносить до разработчиков обратную связь от заказчиков.
Сегодня, чтобы выполнять задачи аналитика в IT-компании, недостаточно только понимать бизнес-процессы – важно знать, как их реализовать технически, то есть понимать возможности IT-отдела, осознавать, какие можно использовать базы данных, может быть, готовые программы под те или иные задачи. Конечно, можно взять условного бухгалтера и попросить его пообщаться с программистом. Но такая коммуникация будет неэффективной, потому что у бухгалтера есть свои задачи, он не разбирается в программировании, а программист не всегда обладает нужными навыками, чтобы разобраться, что же хочет этот бухгалтер.
Екатерина Рысева аналитик в компании «Петер-Сервис»
Мои главные обязанности – это анализ требований, которые приходят от заказчика. Необходимо формализовать эти требования и перевести на язык программистов, используя знания в той области, в которой разрабатывается продукт. Я работаю в подразделении, которое занимается разработками в области Интернета вещей. Например, сейчас я участвую в развитии программного продукта, который предназначен для управления объектами и процессами, основанными на технологиях межмашинного взаимодействия (Machine-to-Machine) и Интернета вещей. Главная задача этой технологии – управление подключениями устройств со встроенными SIM-картами, а также управление расходами на услуги связи. С ее помощью оператор получает единую точку контроля и управления SIM-картами, установленными в IoT-оборудовании. Нашими программными продуктами, основанными на этой технологии, уже пользуются крупные мобильные операторы.
Например, сим-карту можно ставить в специальный модуль в автомобиле и отслеживать данные о его перемещениях, о расходе бензина, о нарушениях ПДД и подобном. Такая технология уже применяется в системе взимания платы за проезд по автодорогам «Платон». Использовать М2М можно и для упрощения обслуживания банкоматов. Например, такие «сим-карты» позволяют удаленно контролировать наличие в банкоматах средств, их исправность, при этом у специалистов не будет нужды приезжать и лично осматривать устройство. Та же технология применяется и при обслуживании вендинговых аппаратов, в целом, она очень перспективная.
Прим. редакции: технология М2М логично укладывается в концепцию цифровой экономики (робономики), в которой аппараты, приборы смогут общаться между собой, автоматически заказывать у заводов недостающие детали при поломках, связываться с дронами, которые будут доставлять эти детали и так далее. Подробнее о цифровой экономике можно прочитать в материале ITMO.NEWS.
О профессиональном пути в системную аналитику
Мария: Мой путь в системную аналитику был достаточно долгим. Я поступила в Университет ИТМО в 2007 году на кафедру технологий профессионального обучения, сейчас это кафедра информационных технологий в гуманитарной сфере. Со второго курса начала работать на кафедре лаборантом, затем инженером. Параллельно трудилась оператором «горячей линии» в телекоммуникационной компании. Так продолжалось более двух лет, после чего уволилась и оттуда, и с кафедры, и начала работать в компании по разработке сметного программного продукта.
Я ездила в компании, устанавливала это ПО и объясняла, как с ним работать. Потом вновь вернулась в ту же телекоммуникационную компанию, но уже в качестве специалиста по внутренним бизнес-процессам. Я налаживала коммуникации между разными отделами для оптимизации программных разработок, маркетинга, продаж. Затем работала еще в двух компаниях, где уже занималась системным и бизнес- анализом. В одной из них я была руководителем проекта, и этот опыт был очень ценным: я руководила командой, в которой были разработчики, тестировщики ПО, аналитики, специалисты по базам данным. Это помогло мне развить коммуникативные и творческие навыки, без которых сейчас, когда я работаю аналитиком в «Петер-Сервис», просто никуда. В «Петер-Сервис» я оказалась по рекомендации коллеги.
Екатерина: Я обучалась в Университете ИТМО на кафедре компьютерной фотоники и изначально хотела заниматься наукой и даже поступила в аспирантуру. У меня был отличный научный руководитель, который зажигал своим примером. Но через год после обучения в аспирантуре я поняла, что это не мое, такое иногда случается в жизни. Поняла, что хочется заниматься чем-то другим. Мне было интересно развиваться в сфере разработки программного обеспечения, хотя могло бы показаться, что моя специализация была очень узкой – все-таки фотоника, физика. Но это не так. Тем более на кафедре преподавали дисциплины и IT-направленности.
Я начинала работать тестировщиком программного обеспечения. Потом долгое время занималась разработкой документации для ПО. В «Петер-Сервис» я попала, просто откликнувшись на вакансию на рекрутинговом сайте, прошла несколько собеседований. Правда, сначала я работала здесь техническим писателем, то есть тоже разрабатывала документацию. Но, чтобы это сделать, нужно было уметь читать чужой код, описывать процессы разработки, а также тестировать программы. Это был большой объем аналитических задач и так, постепенно, я стала системным аналитиком.
Что побудило работать в IT
Мария: С первого курса университета мне было понятно, что будущая работа должна быть связана с программированием. Тогда мы мало знали про аналитику и не думали, что можно быть только аналитиком: считали, что можно быть либо программистом, либо еще кем-то, непонятно кем. Но на первом же курсе начались лабораторные работы, на которых кроме программирования надо было также спроектировать программный продукт. И у меня это получалось лучше, чем кодить.
Екатерина: Не могу сказать, когда я точно решила, что хочу работать в области IT. Но многие мои одногруппники начинали работать именно в IT тестировщиками, программистами, они делились своим опытом, и я понимала, что мне это интересно.
Об особенностях работы в крупной IT-компании
Мария: Когда начинаешь работать в любой компании, нужно хотя бы несколько месяцев, чтобы разобраться с внутренними процессами, понять, что ты должна здесь делать. Также требуется время, чтобы ознакомиться с внутренними программами, используемыми методами системной аналитики. Конечно, при работе с каждым новым проектом необходимо использовать новые методики, отслеживать появляющиеся технологии. Поэтому удобно, что у нас в компании есть обучение для сотрудников.
Но самая большая разница по сравнению с другими компаниями, которую я почувствовала здесь, когда устроилось – это отношение к сотрудникам. Здесь хотят, чтобы люди достигали результатов, развивались вместе с компанией, помогают им, а не относятся как к «пушечному мясу», из которого надо выжать все соки, пока человек не уволится. Важно найти свою компанию, в которой и отношение к сотрудникам будет хорошее и коллеги будут с тобой на одной волне. Я для себя ее уже нашла.
Также я знаю, что в компании есть возможность участвовать в разных проектах, так как многие сотрудники работают по совместительству над разными проектами по согласованию с руководителем, то есть они развиваются в разных интересных им областях. Я пока работаю в компании четыре месяца, поэтому еще не испытываю нужды в такой смене обстановки. Мне нравится социальная политика компании, здесь много приятных бонусов для сотрудников, например, через пять лет ты, например, можешь взять отпуск на полгода с сохранением рабочего места.
Екатерина: В компании, где я работала до «Петер-Сервис», я в какой-то момент осознала, что достигла «потолка» своего развития и двигаться дальше некуда. Поэтому стала искать новую работу. Мне было интересно попробовать свои возможности, понять, могу ли я работать в разных областях, над разными проектами. Работа аналитика позволяет мне много общаться с людьми, я развиваю свои коммуникативные навыки. Если у меня остаются вопросы, я всегда могу обратиться к коллегам за помощью, чтобы до конца разобраться в проблеме. Мои коллеги – это суперпрофессионалы, и я могу от них узнать все, что мне нужно по работе, многому научиться.
Что дало обучение в университете и почему важно начинать работать как можно раньше
Мария: Все, что нам рассказывали в вузе, я использовала в работе. В бакалавриате дают больше практических знаний в области разработки, а вот магистратура дает какое-то развитие навыков коммуникации, анализа данных, то есть более углубленные и полные знания. Оба моих диплома – и бакалаврский, и магистерский – были связаны с проектированием информационных систем, то есть, по сути, с тем, чем я занимаюсь сейчас на работе. Но, мне кажется, именно практическая деятельность формирует человека как личность.
Если ты начинаешь работать уже во время обучения в вузе, ты формируешь свой характер. Потому что в вузе ты чувствуешь себя как в семье. А вот на работе тебе приходится выстраивать коммуникацию с людьми, которые тебе ничего не должны, которые, возможно, от тебя вообще ничего не хотят и которые, бывает, совсем не настроены с тобой общаться.
По моему опыту работы со стажерами, студенты, которые приходят на практику, в принципе не знают, что такое работа. Они боятся взаимодействовать с коллегами, у них устойчивые стереотипы о дресс-коде и других уже изживших себя формальностях. Поэтому университетское образование дает прочную базу, но ее нужно развивать месяцами, годами практического опыта. В целом, нужно стараться получать максимум опыта. Я, например, пока обучалась в магистратуре, также преподавала на кафедре. И это был крутой опыт общения, я узнавала много нового от студентов, а также получала заряд эмоций на всю неделю вперед!
Екатерина: Для меня университет был, скорее, не местом для получения знаний, а институтом, который помог мне выстроить вектор моего развития. В вузе ты понимаешь, в какую сторону тебе стоит двигаться, что тебе интересно. Все же сугубо профессиональные компетенции приобретаются на практике, поэтому надо стараться искать такую работу, где ты сможешь максимально развивать себя. Я думаю, что нашла такую компанию.