Что такое мигрень и как ее лечат сейчас

Мигрень ― это хроническое заболевание, которое проявляется периодическими приступами сильной, чаще односторонней головной боли. Приступ может длиться от 4 часов до 3 дней и сопровождаться тошнотой, рвотой, а также непереносимостью запахов, света и звуков. В течение этого времени человек нередко становится практически беспомощным, поскольку любое движение способствует усилению боли.

Чтобы контролировать симптомы болезни, обычно назначают специальные антимигренозные препараты. Все они оказывают разный эффект. Например, представитель фармакологического класса «триптанов» суматриптан так же, как и ласмидитан и дигидроэрготамин, купируют приступ головной боли, а топирамат, атогепант и эренумаб препятствуют ее возникновению. Но через некоторое время симптомы болезни могут вернуться снова. Препарата, который мог бы навсегда избавить от мигрени, увы, пока не существует.

Как разрабатывают более эффективные лекарства

Ученые по всему миру ищут новые методы лечения мигрени и пытаются создать инновационные лекарственные препараты. Для этого они используют экспериментальное моделирование мигрени на лабораторных животных. Нередко в таких исследованиях используют нитроглицерин ― вещество класса «нитратов», хорошо известное средство терапии ишемической болезни сердца, которое расширяет сосуды и снижает потребность миокарда в кислороде. Но одновременно с этим оно способно спровоцировать приступы головной боли у людей, страдающих мигренью. С помощью нитроглицерина у подопытных животных искусственно воссоздают патогенетические звенья этой болезни, чтобы тестировать разработанные лекарства.

По словам доцента физико-технического мегафакультета ИТМО Максима Волынского, точные механизмы воздействия нитроглицерина на внутричерепные сосуды в контексте его эффекта именно как мигренозного триггера до сих пор изучены недостаточно. Между тем, эта информация, как подчеркивает эксперт, могла бы помочь лучше понять процессы развития мигрени и в дальнейшем разработать более эффективные препараты для лечения этого заболевания.

Максим Волынский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Максим Волынский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Что сделали ученые

Чтобы установить, как именно нитроглицерин влияет на внутричерепные сосуды,  ученые научно-образовательной лаборатории «Техническое зрение» ИТМО, отдела нейрофармакологии Института фармакологии им. А.В. Вальдмана ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова и лаборатории функциональных материалов и систем фотоники Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН провели совместную серию экспериментов.

Исследователи взяли 25 крыс и разделили их на две группы: первая основная (12 животных) получила внутривенно антимигренозный препарат суматриптан в двух различных дозах, а вторая контрольная (13 грызунов) — физиологический раствор, который не оказывает существенного эффекта на организм. Через 15 минут после введения препаратов животным обеих групп внутрибрюшинно ввели нитроглицерин.

Ученые отслеживали изменения концентрации углекислого газа в выдыхаемом воздухе, артериального давления и частоты сердечных сокращений до, во время и в течение 2,5 часов после введения нитроглицерина. С помощью простого, безопасного и недорогого метода визуализирующей фотоплетизмографии оценивали параметры мозгового кровотока (общее кровенаполнение и тонус сосудов) и изучали внутричерепные сосудистые реакции.

Схема экспериментальной установки для мониторинга реакции нитроглицерина на внутричерепные сосуды у крыс. Источник: Scientific Reports

Схема экспериментальной установки для мониторинга реакции нитроглицерина на внутричерепные сосуды у крыс. Источник: Scientific Reports

Что показало исследование

В результате ученые обнаружили, что, вопреки ожиданиям, действие нитроглицерина оказало двойственный эффект на организм крыс. В контрольной группе, которой ввели физиологический раствор, у семи грызунов нитроглицерин вызвал классическую реакцию — внутричерепные сосуды расширились, а у шести — сосуды, наоборот, сузились. Но самое интригующее, по словам исследователей, то, что у всех животных основной группы суматриптан в обеих дозах не предотвращал вызванное нитроглицерином расширение сосудов. Это противоречит устоявшимся представлениям о его сосудистой фармакодинамике.

«Результат исследования довольно важен, так как он дает дополнительную информацию о том, как влияют нитраты и триптаны на сосуды головного мозга, как происходит взаимодействие этих вазоактивных препаратов и как именно триптаны оказывают свой антимигренозный эффект. Кроме того, наши данные имеют критическое значение при рассмотрении тактики лечения триптанами пациентов с мигренью, также страдающих ишемической болезнью сердца и получающих терапию нитратами», — отметил один из авторов статьи, доцент физико-технического мегафакультета ИТМО Максим Волынский.

Максим Волынский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Максим Волынский. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Что дальше

Ученые продолжат изучать действие фармакологических препаратов и немедикаментозных вмешательств, влияющих на внутричерепную гемодинамику. Для этого исследователи планируют использовать экспериментальные модели патологических состояний на животных и различные технические средства для получения и анализа биологической информации.

Работа поддержана Российским научным фондом.

Статья: Alexey Sokolov, Maxim Volynsky, Anastasiia Potapenko, Polina Iurkova, Valeriy Zaytsev, Ervin Nippolainen & Alexei Kamshilin. Duality in response of intracranial vessels to nitroglycerin revealed in rats by imaging photoplethysmography (Scientific Reports, 2023).