Первые шаги
Еще во время обучения в магистратуре я два раза ездила на стажировки в Google: сначала в офис в Мюнхене, а потом непосредственно в Кремниевую долину. Но мне не очень понравилось ни там, ни там, желания переезжать не было. К тому же тогда я уже решила, что буду продолжать обучение в ИТМО, поступать в аспирантуру.
Плюс еще до поездки в Америку я прошла стажировку в VK ― и этот опыт меня очень вдохновил. И команда, и задачи, и та ответственность, которую мне давали, ― компания задала очень высокую планку, поэтому я хотела вернуться туда уже на работу. У меня получилось, и я нисколько не жалею об этом решении: в VK действительно было круто.
Я проработала в компании четыре года: начала как младший программист, а закончила руководителем команды. Все это время мы с ребятами занимались алгоритмами машинного обучения в рекламе: работали над моделью предсказания вероятности клика, потом запустили автоматические стратегии управления ценой рекламного объявления. Стратегии я начинала писать сама, потом у меня появилась команда, и сейчас она работает над проектом уже без меня.
Есть ли проблемы у девушек в IT
Конечно, на каждом этапе у меня были определенные сложности и свои проблемы. Когда я начинала работать в компании, казалось, что меня не будут серьезно воспринимать, потому что я девушка. Поэтому я приходила на работу исключительно в джинсах и футболке, без макияжа. Потом, когда у меня начало что-то получаться, поняла, что совершенно неважно, как я выгляжу ― оценивать должны не по внешнему виду, а по тому, как ты справляешься с задачами.
У начинающих специалистов есть и другая проблема: они боятся что-то спрашивать. В итоге можно потратить два дня в поиске ответа на какой-то вопрос, хотя проще было бы сразу подойти и спросить у тимлида.
Со сложностями придется справляться и на этапе карьерного роста ― когда у тебя появляется команда, надо учиться делегировать задачи. Сначала кажется, что проще сделать все самому, да и вообще ― ты сделаешь это лучше. Есть и другая крайность. Когда проходишь этот барьер, начинаешь делегировать уже всё сразу. Но так тоже не работает: все люди разные и надо очень четко понимать, кому, что и как делегировать.
Уход из VK и запуск собственного стартапа
Я уволилась из VK летом прошлого года, и у этого решения было сразу несколько причин. Так получилось, что тот VK, в который я пришла когда-то, и тот VK, из которого я уходила, ― совершенно разные истории. Когда я начинала, у нас была очень крутая, энергичная команда, мы постоянно что-то придумывали, брали на себя много задач, постоянно вдохновляли друг друга и поэтому быстро росли как специалисты. Мы чувствовали большую ответственность за продукт и за людей вокруг.
В прошлом году случился переломный момент: начали происходить серьезные внутренние трансформации, команды начали объединять и укрупнять, всё стало совсем по-другому. Я решила, что не смогу развиваться в новых условиях, и стала думать, чем могу заняться еще. Быть исключительно программистом было уже не так интересно, потому что понравилось смотреть на продукт максимально широко. Но идти в продакт-менеджеры тоже не хотелось, потому что мало связи с технической частью.
Несколько месяцев думала о том, что мне нравится, смотрела на разные компании, но в итоге так и не нашла ни одну, в которой мне было бы интересно работать. И в конце концов решила создать ее сама.
Как найти свое дело
Попробовать себя в бизнесе я хотела давно. Наверное, потому что мой папа предприниматель. Сначала, чтобы понять, как всё работает, я запустила несколько маленьких проектов. Например, пыталась сделать небольшую нейронку, которая генерирует описание товаров для брендов одежды — допустим, для постов в соцсетях. Я запустила MVP, занималась кастдевом, общалась с брендами, пыталась понять, нужно им такое решение или нет. Оказалось, что клиентов на российском рынке очень мало, работать с b2b сложно, средний чек был маленьким — одним словом, экономика не сошлась.
Потом я увлеклась 3D-одеждой и познакомилась с художниками, дизайнерами и 3D-моделлерами, которые как раз начали осваивать NFT и выставлять свои работы на маркетплейсах в качестве объектов искусства. Я попробовала сама сшить виртуальную одежду, и меня эта сфера очень увлекла.
Проект с генерацией текста я начинала одна, поэтому активно искала всевозможные курсы и мероприятия для предпринимателей. Так наткнулась на программу в Акселераторе ИТМО. Заполнила заявку, меня взяли, но быстро стало понятно, что я не знаю, как развивать этот проект дальше, поэтому я начала думать про 3D и NFT. Случайно вышло, что мой трекер в Акселераторе оказался криптоинвестором. Плюс у меня появились кофаундеры (один из них ― мой одногруппник, другой ― наш общий приятель), которые уже много лет занимаются криптовалютами и покупками NFT, им было интересно создать собственную коллекцию. Так мы и начали заниматься проектом MetaPunks, и в итоге стали победителями Акселератора.
Генеративные NFT и новая инфраструктура продаж
MetaPunks ― это генеративная коллекция трехмерных аватаров, которые можно использовать не только как NFT, но и, например, в различных метавселенных, мультипользовательских играх типа Roblox, в VR- и 3D-конференциях вроде Mozilla.Hub. Каждый персонаж сгенерирован с помощью алгоритма, у каждого ― своя вероятность генерации, то есть все они уникальны. Обычно NFT продаются на больших площадках вроде OpenSea и Ethereum, но мы пошли на абсолютно другой блокчейн ― Algorand. Он не то что бы более гиковский, просто его пользователи больше переживают за технологическую часть коллекций. Конкуренции там гораздо меньше, рынок довольно маленький ― и возможно, именно это нам помогло, потому что было проще заявить о себе. Ведь мы, все трое кофаундеров, технари и ничего не понимали в маркетинге и в том, как это все продвигать. Но мы смогли придумать собственную, совершенно новую для этой площадки инфраструктуру продаж, написали про это статью, которая вирально разошлась по сообществу, подали наше решение на хакатон по блокчейну (Algorand INNOVATE Hackathon) ― и выиграли его. Всё это, конечно, сыграло свою роль.
Дело в том, что раньше на Algorand можно было покупать только один генеративный токен за раз ― либо напрямую, либо через лотерею. Мы же разработали целую инфраструктуру для покупки сразу нескольких рандомных NFT: написали бэкенд, подготовили специальные смарт-контракты.
Конечно, когда всё это начиналось, мы не знали, сможем ли продать всю коллекцию. Но хотелось в это верить. Все-таки мы сильно отличались от других: во-первых, потому что у нас 3D, а во-вторых ― из-за нашей сложной инфраструктуры. Из наших интервью, наших статей было понятно, что мы хорошая техническая команда ― может быть, поэтому в нас поверили.
От NFT к DeFi
Сейчас мы переключились на другой проект ― создание финансовой площадки, сервиса наподобие «Тинькофф Инвестиций», но на блокчейне. Пользователь инвестирует токены, выбирает уровень риска, на который он готов, и мы сами формируем его портфель. Это большой долгосрочный проект, мы только-только начали им заниматься. Часть решений по управлению платформой будут принимать владельцы NFT, в криптомире это называется Protocol DAO.
Страхи стартапера
Когда я начинала, мне не было страшно. Я могла себе позволить несколько месяцев искать то, что мне нравится, менять одну задумку на другую. После запуска продукта, с появлением команды и комьюнити вокруг продукта, выросла ответственность, а вместе с ней, конечно, и страх.
Сейчас мы взялись за более серьезный продукт, и у нас есть команда ребят, которым платим зарплату. Мы долго разрабатывали стратегию, просчитывали бизнес-модель, теперь работаем над привлечением гранта и инвестиций. Я очень кайфую от того, что мы задумали, и от нашей команды и при этом понимаю, что сейчас только от нас зависит — получится у нас или нет.
Когда смотрю со стороны на стартапы, я восхищаюсь, как они круто справляются с трудностями. Возможно потому, что со стороны проблемы кажутся сложнее. Смотришь и думаешь: «Вау, как они догадались до этого?» Но когда ты сам сталкиваешься с трудностями, то нет времени рефлексировать над ними, есть только азарт и постоянный поиск решения.
Я думаю, что стартап ― это когда ты переходишь от одной проблемы к другой. Ты только придумал решение, преодолел страхи — и сразу получаешь новый вызов. Но это такой кайф, когда что-то получается, и каждая, пусть и небольшая, победа заряжает и мотивирует «фигачить» дальше.
Связь с сообществом
Я благодарна университету за все годы учебы, за знания, опыт, возможности, за нетворкинг ― связь с сообществом очень помогает. ИТМО очень много мне дал ― и хочется тоже делать что-то полезное для университета по мере своих сил. Раньше я преподавала, вела практику по машинному обучению, занималась организацией чемпионатов ICPC. Но после того, как ушла в стартап, стало сложнее находить время.
В сложной для меня ситуации очень помогает послушать опыт человека, который находился в похожей. С одной стороны, он показывает, как можно решить задачу, с другой стороны, вдохновляет на то, что нерешаемых задач нет и всегда можно найти выход.
Скоро я буду выступать на конференции IT Conf International Women’s Day в ИТМО. Поучаствовать в этом мероприятии и поделиться своим опытом я решила потому, что, возможно, он может быть полезен студентам и студенткам ― так же, как мне полезен опыт других.
Когда я только начинала строить карьеру в IT, поддержка друзей и коллег помогала справляться с трудностями. Ведь создание стартапа — это атмосфера полной неопределенности: что делать, для кого, на каком рынке и как. С одной стороны, это огромная свобода для творчества, с другой — может кипеть голова от такого количества неизвестных переменных. И в эти минуты круто, если рядом есть люди с похожим опытом, которые помогают, направляют и дают веру в то, что всё получится.
Конференция IT Conf International Women’s Day пройдет в ИТМО 15 и 16 апреля. Посмотреть программу и зарегистрироваться можно на сайте.