Расскажите про идею проекта HAKORA. Кто ваш клиент и что вы ему предлагаете?

Роман Шипляков: Мы выбрали направление B-2-B, потому что оно самое актуальное для нас, так как позволяет работать с серьезными кейсами. Технологию виртуальной реальности часто применяют в развлекательной индустрии, например, в играх. Если есть какие-то обучающие кейсы, то они, как правило, привязаны к конкретному месту, у них высокая степень локализации. При этом в наших руках есть технология, которая может разойтись по миру и которая не должна быть привязана к локации. Всего мы выбрали несколько направлений: ритейл, девелопмент, образование, медицина и промышленность.  

Олег Боровский: Со следующего года мы открываем также направление B-2-C. Это означает, что HAKORA будет выступать как платформа, доступная для любого пользователя Сети. Например, человек может быть музыкантом, он пишет треки и выкладывает короткие ролики в YouTube. Музыкант может записать видео со своим выступлением, отправить его на платформу, и на следующий день он получит его в дополненной реальности. То же самое можно делать с афишами: пользователь мобильного приложения PrintAR сможет навести камеру на афишу и увидеть выступление музыканта или приглашение на концерт.

Технически работа с бизнесом и работа с частным пользователем будет выстраиваться одинаковым образом?

Роман Шипляков: К бизнесу иной подход: мы работаем не с нашим мобильным приложением, а создаем индивидуальное мобильное приложение под заказчика. Сейчас мы реализуем кейс для часового завода «Ракета», в их случае концепция мобильного приложения похожа на концепт обычного интернет-магазина, однако, когда клиент будет переходить в конкретную модель часов, будет открываться камера, которая позволит увидеть часы на руке. Это реализуется с помощью маркерной основы. В качестве маркера в данном случае выступает бумажная версия часов, которую можно застегнуть на запястье, как обычные часы (таким маркером может выступать для каждого конкретного кейса любой объект). Отображающиеся в камере часы практически идеально воссоздают картинку реальной модели: прорисованы мельчайшие блики, тени, к тому же часы будут показывать реальное время. Сегодня в мире существует единственный аналог, однако европейские коллеги сделали такую систему для линейки в шесть моделей, мы же работаем над десятками моделей. Получить маркер часов можно несколькими способами: распечатать из приложения, найти в качестве вкладышей в журналах и буклетах, на форумах, а также мы планируем использовать традиционный метод раздачи. Примечательно, что это приложение компания предложит не только клиентам, но и своим партнерам, что облегчит взаимоотношения с ними.

Приложение полноценно запустится в марте-апреле, однако уже сейчас оно доступно в пробной версии. Посмотреть принцип работы приложения можно на нашей странице в Instagram. Это длительный проект, потому что каждую модель мы отрисовываем детально, дизайн каждой модели уникален. Большой акцент мы делаем на картинку, так как нереалистичность отталкивает, а в случае с часами изображение должно иметь стопроцентное сходство, поэтому мы выжимаем все соки из технологии.

Кейс для завода «Ракета». Источник: социальные сети
Кейс для завода «Ракета». Источник: социальные сети

Олег Боровский: Мы разрабатываем готовый продукт с нуля. Это значит, что к нам может обратиться заказчик и без собственного приложения. За все процессы отвечаем мы. От клиента нам нужен только брендбук и техническое задание. Наша особенность в сильной рекомендательной базе: зачастую мы советуем заказчикам, как правильнее поступить в их конкретном случае, и рекомендации впоследствии себя оправдывают. При этом последнее слово всегда за клиентом.

Как вы перешли от стадии стартапа к статусу независимой компании?

Роман Шипляков: Официально мы с Олегом учредили компанию в мае 2018 года, однако проект HAKORA существует уже несколько лет. Первый год мы изучали сферу AR, важно было понимать, сможем ли мы вывести на рынок качественный продукт. Когда мы поняли, что нам под силу предложить нечто действительно качественное, стали собирать команду. Первые полгода мы работали с небольшими проектами, когда сработались, принялись за крупные кейсы. Мы ушли от статуса стартапа к статусу полноценной компании этим летом, когда появились первые крупные заказы.

Кто входит в команду?

Олег Боровский: Сегодня у нас в команде восемь специалистов, среди которых два программиста, дизайнер, руководитель проектов, директор по стратегии, бухгалтер и мы в качестве руководителей. Довольно часто мы подключаем к работе сторонних специалистов, например, UI дизайнеров, так как на каждый проект мы формируем команду с необходимыми компетенциями в зависимости от особенностей заказа.

Платформа HAKORA. Источник: hakora.ru
Платформа HAKORA. Источник: hakora.ru

Вы принимали участие в акселерационных программах?

Олег Боровский: Одно из условий было не участвовать в акселерационных программах. Мы сделали ставку на органический рост и не хотели ни инвестиций, ни акселераторов. На раннем этапе мы с директором по стратегии выстроили план развития и поняли, что необязательно участвовать в акселераторах. Наши инвестиции – это наши проекты. Несмотря на то, что в акселераторах мы не участвовали, мы благодарны Университету ИТМО за то, что мы оказались на нескольких форумах, где нас заметили. В частности, Петербургский международный образовательный форум (ПМИФ) и форум, посвященный среднему и малому бизнесу, обеспечили нас некоторыми контактами, которые в дальнейшем превратились в реализованные кейсы. С ПМИФ мы даже не успели пока обработать все запросы, спрос на технологию действительно высок, потому что она есть здесь и сейчас, и каждый бизнес пытается примерить ее на себя.   

Роман Шипляков: При этом мы заинтересованы в грантах, так как сейчас активно развиваемся в медицинском и образовательном направлениях, а это те сферы, где грантовая основа эффективно работает.

Какой проект стал для вас первым серьезным опытом, который вывел вас на уровень компании?

Роман Шипляков: В июле мы делали кейс для российской строительной компании DV-group, которая занимается реконструкцией ТРК «ПИК». Всех интересовал вопрос, как комплекс будет выглядеть после реконструкции, наша задача была – предоставить это понимание с помощью технологий дополненной реальности. Мы начали с реконструкции первого этажа и проработали все этажи. Проект направлен на арендаторов, которым важно понимать, какими будут зоны. В этом случае мы не использовали технологию на маркерной основе, мы размещали объект на отсканированной плоскости, которой может быть пол, стол или улица. В визуализированном торговом комплексе есть анимация – например, по центру перемещаются люди, поднимаются лифты и ходят эскалаторы. Кроме того, мы изобразили финальный дизайн комплекса, для этого мы прорабатывали со строителями каждую деталь, подбирая необходимые текстуры. 

AR от HAKORA. Источник: hakora.ru
AR от HAKORA. Источник: hakora.ru

В этом проекте работали два дизайнера: один отвечал за архитектурные стороны проекта, он разбирался в строительных планах и мог корректно передать архитектуру объекта в 3D-модели, а второй отвечал за визуальную точность текстур. Технология AR позволяет погрузить людей в объект и понять, как все будет выглядеть в объеме, при этом необходим только телефон или планшет, и сделать это можно в любой точке мира.

Олег Боровский: Важно, что DV-group – это не лидер рынка, но очень уверенный средний бизнес, и в таком случае фирме надо хорошо выделяться на рынке среди конкурентов. Такие инновационные решения, как элементы дополненной реальности, являются хорошим уникальным торговым предложением для организации. После реализации кейса строительная компания взяла следующий ТРК на реконструкцию. 

В вашем портфолио также есть международный опыт сотрудничества. Расскажите про проекты, которые вы реализуете для зарубежных заказчиков?

Роман Шипляков: Для известного мирового бренда одежды, мы реализуем кейс в направлении ритейл. Этот опыт отличается от строительной сферы и работы с часами.    Сейчас мы на стадии реализации проекта, выбираем концепцию приложения и объем моделей, которые будут предложены пользователю. Также нам предстоит понять, где мы будем первоначально запускать приложение – на территории России или в странах ЕС.  

Олег Боровский: Мы сотрудничаем с немецкой компанией, которая занимается созданием предметов декора из механики. Всего в коллекции компании порядка 2 500 изделий, каждое из которых представлено в каталоге, но только в виде письменных наименований и обычных фотографий. Чтобы посмотреть изделия, клиентам нужно ехать на место производства в Германию. Мы создаем мобильное приложение с дополненной реальностью, которое позволит их предложению стать не только локальным, люди со всего мира смогут ознакомиться с ассортиментом в 3D, выбрать что-то для себя и примерить это в своем офисе, лобби отеля или дома.

AR для ритейла. Источник: butiksinredning.se
AR для ритейла. Источник: butiksinredning.se

Дополненная реальность позволяет взглянуть на привычные вещи совершенно по-новому, а также изменить ваше представление о взаимодействии с ними. 

Вы работаете не только с товарами, но и услугами. Как вы представляете услугу с помощью технологий AR?

Роман Шипляков: Мы работаем с организацией, которая сдает в аренду спецтехнику. У компании довольно обширный автопарк, который она предлагает заказчиками. Организация хочет расти, развиваться и показать себя на рынке с инновационной точки зрения. В данном случае мы оживляем презентацию, которая существовала только в бумажном формате. Сегодня все делают выбор в пользу визуального контента, поэтому в презентации минимум текста. В конечном итоге будет стоять робот, который играет роль виртуального менеджера по продажам. Он познакомит клиентов с организацией, представит парк спецтехники, расскажет про CRM-систему и GPS-трекер, которые используются в компании. Например, когда заказчик арендует спецтехнику у организации, представители компании могут в любой момент отследить, где находится спецтехника, сколько она проработала, сколько находится в пути и многое другое. Все эти плюсы нужно правильно презентовать и раскрыть клиенту.

Какие еще технологии, помимо маркерной и безмаркерной, вы используете в своей работе?

Олег Боровский: Еще один способ реализации технологии дополненной реальности – геолокация. Самый яркий пример использования технологии – известная на весь мир игра PokemonGo, однако мы несколько иначе используем технологию. На одном из форумов, нашей деятельностью заинтересовался вице-губернатор Санкт-Петербурга – Сергей Мовчан, и теперь совместно с правительством города мы будем запускать туристическую программу для одного из районов Санкт-Петербурга, которая наглядно познакомит людей с историей города при помощи AR.

Платформа HAKORA. Источник: hakora.ru
Платформа HAKORA. Источник: hakora.ru

Насколько дорого для частного клиента и бизнеса создать контент в дополненной реальности?

Роман Шипляков: Возвращаясь к нашему приложению PrintAR, которое запустится в ближайшее время, для частного пользователя такая услуга будет стоить от тысячи рублей. Другими словами, за эту стоимость мы не ограничиваем клиента в количестве копий выбранной метки. Если рассматривать создание собственного мобильного приложения с дополненной реальностью, то стоимость варьируется и зависит от требований заказчика. Однако, если брать рынок AR, по сравнению с западным уровнем цен, наши услуги стоят на 30-40% ниже. Рынок пока не успел сформироваться, сейчас это самое интересное время для клиента. Когда рынок будет сформирован, по нашим прогнозам, года через два-три, стоимость создания мобильного приложения с дополненной реальностью значительно возрастет.

Как вы планируете развиваться в следующем году?

Роман Шипляков: Мы активно развиваемся в медицинской и образовательной сферах. В конце года будет проходить пробная операция на 3D-макете органов человека с использованием наших разработок. Дополненная реальность может быть использована в таких медицинских манипуляциях, как пункция (прокол полой медицинской иглой какого-либо органа для взятия пробы с целью диагностики и лечения), а также в серьезных оперативных вмешательствах на внутренних органах, позвоночнике, головном мозге. Навигация с помощью этой технологии поможет хирургам лучше понимать положение органов и анатомически значимых образований, что позволит снизить риски возможных осложнений и во многом облегчит саму операцию. Особенность кейса в индивидуальном моделировании для каждого пациента по результатам его анализов. Так, для каждого человека проводится компьютерная томография, на основе которой мы формируем 3D модель, и уже на следующий день врач во время операции может пользоваться воссозданной с помощью дополненной реальности «картой» расположения органов пациента.  

 AR в медицине. Источник: medicalfuturist.com
AR в медицине. Источник: medicalfuturist.com

Олег Боровский: Также мы планируем закрепиться на российском рынке. Зарубежные рынки сейчас уходят вперед, их надо догонять и показывать свой уровень. Мы считаем, что сможем составить достойную конкуренцию европейскому и американскому рынкам в ближайшем будущем.

Запланированы на будущий год и мероприятия, в рамках которых мы планируем знакомить аудиторию с технологией. Важно, чтобы у людей как можно быстрее прошел период адаптации к дополненной реальности. Один из ближайших форумов запланирован на февраль.